Презентация Особенности логопедического сопровождения аутичных детей
муниципальное бюджетное образовательное учреждениесредняя общеобразовательная школа № 21 имени Н.И. Рыленкова города СмоленскаОсобенности логопедического сопровождения аутичных детейучитель-логопедI квалификационной категориПавлова Ирина Александровна
Есть дети, живущие в собственном мире и не желающие ничего знать о нашем.
В последнее время увеличилось число детей с ранним детским аутизмом и детей с аутичными компонентами. Детский аутизм проявляется в различных формах , при различных уровнях интеллектуального развития.
Аутизм – расстройство, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга и характеризующееся выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями.Термин «аутизм» был введён швейцарским психиатром О. Блёйлером.
style.rotation
К.С. Лебединская(19.12.25-09.04.93)Организатор при НИИ Дефектологии первой в нашей стране группы специалистов, осуществляющую комплексную помощь детям с аутизмом.
Речевые расстройства у детей с РДАнарушения речи как следствие задержанного развития (косноязычие, физиологическая эхолалия, бедность словарного запаса и т.д.); речевые нарушения в связи с задержанным становлением сознания «Я» в виде неправильного употребления местоимений и глагольных форм; речевые нарушения кататонической природы (эхолалии, внутренняя речь затухающая, мутизм, скандирование, растянутое или ускоренное звукопроизношение, нарушение тональности, темпа, тембра речи в виде незавершённых, непоследовательных ассоциаций и др.); расстройства речи, связанные с патологией ассоциативного процесса (нарушение смысловой стороны речи в виде незавершённых, непоследовательных ассоциаций и др. ).
Основные особенности развития речи и речевых расстройств аутичных детей некоммуникативность речи; искажённость речи; частое наличие своеобразной вербальной одарённости; мутизм или распад речи.
Особенности логопедической работы с детьми с аутестическими расстройствами психолого-педагогическое сопровождение осуществляется командой специалистов( детским психиатром, логопедом, психологом, социальным педагогом), в которой логопед оценивает особенности коммуникации и речевого развития, ведёт коррекционную работу в этих направлениях; она должна строиться с опорой на диагностическое обследование, определяющее картину целостного развития ребёнка; логопедическое обследование включает детальное обследование понимания речи и состояния коммуникативных навыков.
Основные задачи по развитию речи у детей с РДА Установление эмоционального контакта с ребёнком.Активизация речевой деятельности. Формирование и развитие спонтанной речи в быту и в игре.Развитие речи в обучающей ситуации.
Основные этапы работыI этап:- первичный контакт;- адаптационный период;- формирование взаимодействия логопеда с ребёнком;- определение средств, способных привлечь внимание ребёнка (вестибулярные, тактильные, сенсорные). II этап:- формирование первичных учебных умений.III этап:- работа над указательными жестами и жестами «да» и «нет»IV этап:обучение чтению.
Обучение «особых»детей навыкам чтения Первый этап: логопед вместе с ребёнком рассматривает фотографии, называет людей, изображённых на фотографиях.(2-5 слов)Второй этап: все изученные слова, вместе с их фотографическим или рисованным изображением помещаются в альбом.Третий этап: одновременно со словами ребёнка можно начать обучать буквам.Четвёртый этап: учим ребёнка соединять буквы в слоги, слоги в слова. Пятый этап: работа по составлению фразы с отработанным словами.
На всех этапах работы для логопеда часто более важно сформировать у ребёнка желание общаться, чем добиться усвоения учебного материала.