Презентация. Консультация для родителей: «Адаптация ребёнка к детском саду»


Консультация для родителей: «Адаптация ребёнка к детскому саду» Дошкольно-образовательное учреждение, являясь первой ступенью образования, выполняет множество функций. Среди задач, стоящих перед детским садом, главной является всесторонне развитие личности ребенка. На занятиях, предусмотренных программой обучения и воспитания в детском саду, ребенок получает специальные сведения, расширяется система знаний, умений, навыков, необходимых для всестороннего развития ребенка. В детском саду дети помимо специальных, учебных умений, приобретают первый опыт жизни в коллективе сверстников.Анализ поведения детей в первые дни пребывания в детском учреждении показывает, что процесс приспособления, т.е. адаптация к новым социальным условиям не всегда и не у всех детей  проходит легко и быстро.  Адаптация – это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский садик несомненно является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении. Таким образом, каждый ребенок привыкает по-своему. У многих детей процесс адаптации сопровождается рядом, хотя и временных, но серьёзных нарушений поведения и общего состояния. К таким нарушениям относят: нарушение аппетита (отказ от еды или недоедание)нарушение сна (дети не могут заснуть, сон кратковременный, прерывистый)меняется эмоциональное состояние (дети много плачут, раздражаются).Иногда можно отметить и более глубокие расстройства:повышение температуры телаизменения характера стуланарушение некоторых приобретённых навыков (ребёнок перестаёт проситься на горшок, его речь затормаживается и др.) Прогноз вероятной степени адаптации ребенка к условиям детского сада.                                   ЛЁГКАЯ АДАПТАЦИЯ.   Ребёнок спокойно входит в группу, внимательно осматривается, прежде чем остановить своё внимание на чём-либо. Он смотрит в глаза незнакомому взрослому, когда тот к нему обращается. Ребёнок вступает в контакт по своей инициативе, может попросить о помощи. Умеет занять себя сам, использует в игре предметы-заменители, например, понарошку кормит куклу, настроение бодрое или спокойное, пантомимика выразительная, эмоции легко распознаются. Ребёнок придерживается установленных правил поведения, адекватно реагирует на замечание и одобрение, корректируя после них своё поведение. Он умеет играть рядом с другими детьми, доброжелателен к ним.                                 АДАПТАЦИЯ СРЕДНЕЙ ТЯЖЕСТИ.   Ребёнок вступает в контакт, наблюдая за привлекательными действиями воспитателя, либо через включение телесных ощущений. Напряжённость первых минут постепенно спадает, ребёнок может вступать в контакт по своей инициативе, может развернуть игровые действия. На замечания и поощрения реагирует адекватно, может нарушать установленные правила и нормы поведения (социальное экспериментирование).                                     ТЯЖЁЛАЯ АДАПТАЦИЯ.   Контакт с ребёнком удаётся установить только через родителей. Малыш переходит от одной игрушки к другой, ни на чем, не задерживаясь, не может развернуть игровых действий, выглядит встревоженным, замкнутым. Замечание или похвала воспитателя оставляют ребёнка либо безучастным, либо он пугается и ищет поддержку у родителей.                                     ОЧЕНЬ ТЯЖЁЛАЯ АДАПТАЦИЯ.   С ребёнком не удаётся установить контакта. Родители находятся в слиянии с ребёнком, сомневаются в том, что он сможет освоиться в детском саду. Часто родителя авторитарны, вступают в конкуренцию с воспитателями, демонстрируют свою сверх компетентность во всех вопросах.       Содержание работы воспитателя и психолога , для более легкого прохождения адаптационного периода, включает в себя следующее:    -формирование у детей представлений о занятиях как важной деятельности для приобретения знаний. На основе этих представлений у ребенка вырабатывается активное поведение на занятиях (тщательное выполнение заданий, внимание к словам воспитателя).  - формирование нравственно-волевых качеств (настойчивости, ответственности, самостоятельности, старательности). Их сформированность проявляется в настойчивом стремлении ребенка овладеть знаниями, умениями, прилагать для этого достаточные усилия; -формирование у ребенка опыта деятельности в коллективе и положительного отношения к сверстникам, осознание значимости собственного активного участия в решении общей задачи; усвоение способов активного воздействия на сверстников как участников общей деятельности (умение оказать помощь, справедливо оценивать результаты работы сверстников, тактично отмечать недостатки). Для этого дети должны знать о моральных нормах поведения в коллективе;-формирование у детей навыков организованного поведения, учебной деятельности в условиях коллектива. Наличие этих навыков оказывает существенное влияние на общий процесс нравственного становления личности ребенка, делает его более самостоятельным.  Памятка  для родителей будущих воспитанников. Соблюдайте режим дня!   Заранее узнайте режим работы дошкольного учреждения и за  один – два месяца постарайтесь, чтобы Ваш ребенок привык к нему. Приблизьте рацион питания ребенка к рациону детского сада. Приучайте  малыша есть самостоятельно и пить из чашки.   Создайте в семье доброжелательную обстановку!    Уделяйте как можно больше внимания ребенку, будьте с ним  особенно  ласковыми и заботливыми!   Учите ребенка общению с детьми и со взрослыми!     Познакомьте ребенка с другими детьми на площадке, в  песочнице. Предлагайте ему поиграть вместе с ними,  приучайте просить, а не отнимать игрушки, меняться игрушками. Дома спрашивайте малыша, как он играл с детьми,  как их зовут. Старайтесь, чтобы ребенок имел возможность общаться со взрослыми, умел обращаться к ним с просьбой. Учите его здороваться и прощаться со взрослыми, выражать  благодарность («спасибо», «пожалуйста»), выполнять элементарные правила поведения на улице и в помещении.     Создавайте в восприятии ребенка положительный образ детского сада!     Познакомьте ребенка со зданием детского сада и его территорией. Расскажите        сказку        о детском саде. Например: «Жила – была девочка (мальчик). Она была умной, красивой, веселой. Когда стала большой, ее приняли в детский сад. Детский сад – это волшебный домик, куда мамы и папы приводят своих детей. Им в детском саду очень хорошо: они играют, поют, танцуют, кушают,  гуляют. А еще там много игрушек, особенно… (называйте любимые игрушки вашего ребенка). Девочке (мальчику) очень понравилось в детском саду, особенно… Ты у нас большая и скоро тоже пойдешь в сад. Я уверена, что тебе там понравится». Заранее готовьте ребенка к временной разлуке. Пример: «Ты стал большим, взрослым. Тебя уже приняли в детский сад. Мы будем ходить на работу, а ты – в детский сад. Так все делают. Ты у нас очень хороший, и мы тебя любим. Мы уверены, что ты нас не подведешь!».     Настраивайте себя на успешную адаптацию ребенка в детском саду, постарайтесь наладить доверительные отношения  с педагогами детского сада!              Демонстрируйте малышу позитивное отношение к саду. Рассказывайте при ребенке родственникам, знакомым о том, что вам повезло: его приняли в очень хороший детский сад! Не обсуждайте проблемные вопросы, связанные с садом, в присутствии ребенка. Никогда не пугайте ребенка детским садом!             Накануне поступления ребенка в детский сад ведите себя спокойно, ведь ваша тревожность передается ему, что  может отрицательно воздействовать на процесс адаптации.   Планируйте свое время заранее!   На начальном этапе посещения детского сада не следует оставлять  малыша здесь на целый день. Рекомендуется забирать его через 2 – 3 часа или до сна. Вывод: Именно в системе взаимодействия дошкольного учреждения и семьи возможна полноценная подготовка ребенка к школе. Поэтому воспитатель в своей работе должен опираться на помощь семьи, а родители согласовывать свои действия с работой детского сада, с целью достижения общего результата – правильной и полной подготовки ребенка к школе, которая возможна только в единстве и сотрудничестве детского сада и семьи. Список использованной литературы  1.Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Елкина Н.В. и др. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. – Ярославль: Академия, 2001.2.Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: Академия, 2000.3.Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М.: Тривола, 1996.4.Эльконин Д. Б. Детская психология. – М., 1960.