Обучение детей с ОВЗ в рамках инклюзивного образования. Нарушение чтения (дислексия).


«Обучение детей с ОВЗ в рамках инклюзивного образования. Нарушение чтения (дислексия)».МКУДО ДООЦУЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД МАКАРОВА О. А. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 29.12.2012 №273-ФЗ (РЕД. ОТ 23.07.2013) ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ▼ ▼обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей ИНКЛЮЗИЯ(Саламанская декларация)▼ - включение -присоединение -вовлечение в образовательный процесс каждого ребенка с помощью образовательной программы, соответствующая его возможностям, удовлетворение индивидуальных потребностей, обеспечение специальных условий для детей с ОВЗ ▼обеспечение качества и доступности образовательных услуг для всех категорий детейЗАДАЧА СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ▼- образование имеет равную ценность для всех учеников;- все учащиеся должны быть одинаково вовлечены как в учебный процесс школы, так и в культурную жизнь школы;- методика обучение должна быть реструктурирована таким образом, чтобы оно отвечало потребностям каждого ребенка;- отсутствие различных барьеров для получения знаний детьми;- все различия между учениками должны отражаться в ресурсах педагогического процесса.Принципы инклюзивного образования ОБУЧАЮЩИЙСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ▼физическое лицо, имеющее недостатки вфизическом и (или) психологическом развитии,подтвержденные психолого-медико-педагогическойкомиссией и препятствующие получению образованиябез создания специальных условийКТО ОНИ - ДЕТИ С ОВЗ? 1. Глухие дети2. Слабослышащие дети3. Слепые дети4. Слабовидящие дети5. Дети с речевыми нарушениями6. Дети с двигательными нарушениями7. Дети с задержкой психического развития8. Дети с расстройствами аутистического спектра9. Дети с умственной отсталостьюКАТЕГОРИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ 1. Ребенок участвует в образовательном процессе вместе с остальными сверстниками в те же календарные срок2. Ребенок может обучаться в классе со сверстниками, но индивидуально, по определенной программе 3. Обучение детей со схожими особенностями в развитии 4. Разработка специального стандарта, согласно которому ребенок будет обучаться индивидуально ВАРИАНТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА 1. Содержание образования и условия организацииобучения и воспитания обучающихся с ограниченнымивозможностями здоровья определяютсяадаптированной образовательной программой, адля инвалидов также в соответствии с индивидуальнойпрограммой реабилитации инвалида.2. Общее образование обучающихся с ограниченнымивозможностями здоровья осуществляется ворганизациях, осуществляющих образовательнуюдеятельность по адаптированным основнымобщеобразовательным программам. В такихорганизациях создаются специальные условия дляполучения образования указанными обучающимися.Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья Федеральный государственный образовательный стандартначального общего образования обучающихсяс ограниченными возможностями здоровьяот «19» декабря 2014 г. № 1598Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1015 (ред. от17.07.2015) "Об утверждении Порядка организации иосуществления образовательной деятельности по основнымобщеобразовательным программам - образовательнымпрограммам начального общего, основного общего и среднегообщего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России01.10.2013 N 30067)Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. № 26 “Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 “Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательнуюдеятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам дляобучающихся с ограниченными возможностями здоровья” КОМПЛЕКС ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ Нарушение чтения▼ДИСЛЕКСИЯ▼Частичное расстройство процесса чтения, затрудняющее овладение этим навыком и ведущее ко многим ошибкам во время чтения▼пропуски букв, слогов, замены и перестановки их, пропуски предлогов, союзов, замещение слов одного другим, пропуски строчек Классификация дислексий ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ ДИСЛЕКСИИвызываются недоразвитием функций фонематической системы: слухопроизносительной дифференциации фонем, фонематического анализа и синтеза1. Нарушения чтения, связанные с недоразвитием слуховой дифференциации фонем, с неточным различением звуков речи. Наиболее сложными для дифференциации являются пары звуков: звонкие и глухие, твердые и мягкие, также ц-с, x-щ, ч-тꞌ, ш-щ. В процессе чтения у детей обнаруживаются трудности в усвоении и различении соответствующих букв, проявляющиеся в заменах букв, обозначающих фонетически сходные звуки.Таскали-даскали, яйцо-яйсо 2. Нарушения чтения, связанные с недоразвитием фонематического анализа и синтеза, проявляющиеся в побуквенном чтении, искажении звуковой структуры слова (вставки, пропуски, перестановки звуков), трудностях чтения обратного слога.Рука –-р-у-к-а, утка – ту-ка, кукла-ку-ла, осталось –сотала, кормила – коромилаУ детей отмечается недоразвитие устной речи (нарушение звукопроизношения, ограниченный словарный запас, неправильное использование грамматических форм) Аграмматическая дислексияВызывается недоразвитием грамматических обобщений и проявляется в искажениях и заменах определенных морфем слова.Аграмматическая дислексия обнаруживается на более поздних этапах формирования навыка чтения, когда в процессе чтения большую роль начинает играть смысловая догадка. Дети искажают в процессе чтения окончания, суффиксы, префиксы.Из-под листьях, сказка интересное, это был страна, ракета наш,ветер промчалась, влетел –влетал, все –весь…Аграмматическая дислексия чаще всего наблюдается у детей с системным недоразвитием речи разного патогенеза на синтетической ступени формирования навыка чтения. СЕМАНТИЧЕСКАЯ ДИСЛЕКСИЯ(МЕХАНИЧЕСКОЕ ЧТЕНИЕ)▼Нарушение понимания прочитанных слов, предложений, текста при технически правильном чтении.Семантическая дислексия вызывается двумя факторами:Недоразвитие звуко-слогового синтезаНечеткость, недифференцированность представлений о синтаксических связях слов в предложении.ꜜПри этом в процессе чтения слова воспринимаются изолированно, вне связи с другими словами в предложенииРазделение слов на слоги является частой причиной непонимания читаемых слов, предложений. Понимание читаемого предложения неточное, оно не соответствует содержанию прочитанного. ▼Связана с недоразвитием высших зрительных функций:▼Зрительного анализа и синтеза, оптико-пространственных представленийДети испытывают трудности в конструировании изображений, в определении сходства и различия зрительных изображений, в преобразовании фигур.Отмечаются неточности срисовывания и конструирования:-упрощение фигур, уменьшение количества элементов-неправильное пространственное расположение линий по сравнению с образцом.В процессе овладения чтением у детей отмечаются трудности в усвоении графически сходных букв, их смешения и замены при чтении:т-г, д-л, в-з, р-ь, х-к, ж- к, х-ж, п-т..)ОПТИЧЕСКАЯ ДИСЛЕКСИЯ МНЕСТИЧЕСКАЯ ДИСЛЕКСИЯ▼Проявляется в трудностях усвоения букв, в их недифференцированных заменах букв при чтении, что объясняется трудностями установления связей между звуком и буквой и нарушением речевой памяти.Дети не могут воспроизвести в определенной последовательности ряд из 3-5 звуков или слов, а если и воспроизводят, то нарушают порядок их следования, сокращают количество, пропускают звуки, слова.Нарушение ассоциации между зрительным образом буквы и слухо-произносительным образом звука ярко проявляется на этапе овладения звуко-буквенными обозначениями. 1. http://www.inclusive-edu.ruсайт Института проблем инклюзивногообразования (ИПИО МГППУ)2. http://www.edu-open.ru ,Сайт «Образование без границ»3. ipio.mgppu@gmail.com4. Консультант Плюс - Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (действующая редакция, 2016)5. http://fgosreestr.ru/