Педагогический проект Познавательная активность обучающихся на уроках ОБЖ
Познавательная активность обучающихся на уроках ОБЖАвтор проекта : Артамонов В.Ю. – учитель ОБЖ филиала МБОУ Ржаксинской СОШ № 1 в с. Золотовка Педагогический проект
Актуальность проектаОдной из основных задач преподавания ОБЖ в школе является формирование универсальных учебных действий как способов действий, открывающих широкую ориентацию обучающихся в различных предметных областях.Практическое значение данного проекта состоит в том, что разнообразные технологии в образовании позволяют удовлетворить индивидуальные запросы каждого обучающегося в решении учебных и практических задач.Использованием информационных технологий активизирует психические процессы обучающихся: восприятие, внимание, память, мышление. Для достижения успеха в современном обществе важно не только иметь серьезный багаж знаний, уметь критически мыслить, но и необходима некоторая техническая квалификация. Многие обучающиеся стремятся в школе получить навыки в области информационных технологий и обеспечить себе успешность в дальнейшем обучении.
ПротиворечияМежду содержанием курса ОБЖ и отводимым на него временем обучения. Между запросами современного образования в информатизации учебного процесса и недостаточным техническим оснащением конкретных образовательных учреждений. Между классно-урочной системой обучения и трудностью придерживаться временных рамок урока.
ПроблемаПовышение уровня познавательного интереса к курсу ОБЖ – жизненная необходимость.
Цель проектасоздание условий, способствующих повышению качества знаний по ОБЖ и познавательной активности обучающихся через интегрированное обучение.Задачи Изучить и проанализировать научно-методическую и психолого-педагогическую литературу по методике проведения уроков. Разработать дидактический материал для реализации занятий с учетом межпредметных связей. Разработать наиболее эффективные методы и приемы, повышающие эффективность учебного процесса на основе его индивидуализации и интенсификации. Развить коммуникативные компетенции обучающихся.
Новизна Новизна опыта проявляется в разработке модели применения технологий, учитывающих межпредметный подход к обучению.Новизна опыта проявляется в интерактивном взаимодействии «учитель – ученик – компьютер».
Этапы реализации проекта Организационный (подготовительный) Выбор и обоснование выбора тем, цели и задачи проекта, изучение психолого-педагогической литературы, подбор средств и форм обучения, используемых для повышения познавательного интереса. Практический Проведение уроков с использованием современных педагогических технологий, ИКТ, повышающих эффективность учебного процесса, познавательный интерес и творческий потенциал обучающихся.Обобщающий Подведение итогов, анализ результатов – диагностика эффективности проекта.
Планируемые образовательные результаты Повышение интереса обучающихся к изучаемому предмету и развитие мотивов учебной деятельности. Улучшение качества обучения ученика на основе использования новых информационных технологий. Формирование у школьников умения учиться, готовности и способности продуктивно работать в группе (коллективе), решать задачи взятые из реальной жизни. Реализация принципа личностно-ориентированного обучения. Создание дополнительных возможностей использования проблемного обучения. Активизация творческой деятельности обучающихся – желание участвовать в конкурсах, олимпиадах, проектах.
РезультативностьИнтегрированные уроки с использованием ИКТУМК кабинета ОБЖМежпредметныевнеклассные мероприятияПоказатели достижения результатов
Практическая значимость проектаПрименение технологий позволило:Для обучающихся повысить мотивацию обучения; развить творческие способности и познавательную активность; сделать процесс познания привлекательным; увеличить эффективность самостоятельной работы; создать условия для успешной самореализации в будущем.Для родителейДля педагога установить межпредметные связи; повысить мотивацию преподавания и обучения; повысить интенсивность учебного процесса, уровень наглядности, эмоциональную, эстетическую и научную убедительность преподавания; концентрировать внимание обучающихся; развивать рефлексию; экономить время. дать уверенность в том, что их дети получают качественное образование, соответствующее требованиям времени.
ПерспективаСистематические формыЭпизодические формыКружкиФакультативыКонкурсыВикториныНеделя безопасностиКлассные часыСоревнованияДни здоровьяРодительские собранияОлимпиады по ОБЖПредметные неделиПоходы, экскурсииУчастие в акцияхПосещение музеев
Информационные источникиДемкин В.П., Можаева Г.В., Руденко Т.В., Дидактические модели проведения уроков с применением интернет - технологий и мультимедиа средств. (открытое и дистанционное образование)Панюкова С.В., Концепция реализации личностно ориентированного обучения при использовании информационных и коммуникационных технологий.- М., Изд-во ИОСО РАО.;http:// www.ict.edu.ru – Информационно-коммуникационные технологии в образовании;http:// www.festival.1september.ru – Сайт педагогических идей «Открытый урок»;http:// www.garant.ru – Методические рекомендации по организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях по курсу ОБЖ;http:// www.russmag.ru – Материалы журнала «Основы безопасности жизнедеятельности;http:// www.it-n.ru – Сообщество учителей безопасности жизнедеятельности;http:// www.proshkolu.ru- Интернет-портал «ПроШколу.ру»;http:// www.openclass.ru – Сетевое образовательное сообщество «Открытый класс».