Презентация для педагогов-психологов Познавательная активность учащихся 
* Областной научно-практический семинар служб сопровождения.Развитие познавательной  активности учащихся:теория итехнология.Подготовила:педагог-психолог ГКОУ «Волгоградская школа-интернат №7»ДеминаОльга Владимировна * Познавательная активность –  Характеристика процесса обучения?Качество учащегося? Формируется: целенаправленно или стихийно?учителем или учеником?на отдельном этапе или постоянно? Процесс или результат образовательной деятельности? ПА - это интегративное качество личности учащегося, которое характеризуется  когнитивной направленностью, мобильностью в выборе познавательной стратегии,  осознанным отношением к достигнутым  и планируемым результатам образовательной деятельности * Виды познавательной активности учащихся Методическиобусловленный подход(по Г.И. Щукиной) Стадии познавательного процесса(по Т.И. Шамовой)  Уровень включенности учащегося в образовательный процесс  Творческая деятельность  Творческое осмысление Творческая включенность Поисково-исполнительскаядеятельность Интерпретация Исполнительская включенность Репродуктивно-подражательная деятельность Воспроизведение  Ситуативнаявключенность Нулевая включенность  * Методически обусловленный  подход (по Г.И. Щукиной) Познавательная активность: ТВОРЧЕСКАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬСама задача может ставится учащимся,и пути ее решения избираются новые, нестандартные  ПОИСКОВО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  Ученик не просто принимает задачу, но и сам отыскивает средства ее выполнения (имеет место большая степень самостоятельности)  РЕПРОДУКТИВНО-ПОДРАЖАТЕЛЬНАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  Опыт в учебной деятельности накапливается через усвоение образцов, при этом уровень собственной активности личности недостаточен  * Стадийность  познавательного процесса (по Т.И. Шамовой)  Познавательная активность ТВОРЧЕСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕНе просто проникновение в сущность явлений, их взаимосвязи, а попытка найти для этой цели новый способ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ  Выявление смысла, проникновение в сущность явления, стремление познать связи между явлениями, овладеть способом применения знаний в новых условиях  ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ  Основу составляет процесс понимания, запоминания и воспроизведения знания, а также овладение способами его применения по образцу  * Уровень включенности учащегося в образовательный процесс ТВОРЧЕСКАЯ включенность: позиция учащегося характеризуется готовностью включиться в нестандартную учебную ситуацию, поиском новых средств для ее решения ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ включенность: обусловлена наработанными приемами учебных действий, что обеспечивает быстрое восприятие задачи и самостоятельность в ходе ее решения СИТУАТИВНАЯ включенность: учащийся проявляется лишь в отдельных ситуациях, определяемых в основном эмоциональным отношением НУЛЕВАЯ включенность: учащийся не проявляет желания к учебной деятельности, предпочитает режим давления со стороны педагога  Уровень включенности Творческая включенность Исполнительская включенность Ситуативнаявключенность Нулевая включенность *       Учителю важно установить добрые, благожелательные отношения с учащимися нулевого уровня включенности, так как на уроке они обычно относятся к «пренебрегаемым». Основными приемами, помогающими наладить атмосферу эмоционального комфорта, являются «эмоциональные поглаживания»:обращаться к ученику только по имени;не скупиться на похвалу и одобрение;сохранять ровную, поощрительную интонацию во время занятий;при необходимости успокаивающе или ободряюще прикасаться к ребенку;акцентировать позитивное построение фраз: без угроз – «Если вы не будете выполнять мои требования, то я...», без приказов – «Прекратить шум!» и т.д.  Тактика занятий учителя с учениками нулевого уровня включенности  * Тактика занятий учителя с учениками ситуативного уровня включенности  Тактика педагога в учебном процессе с этими учащимися заключается в том, чтобы не только помочь им включиться в учебную деятельность, но и поддерживать эмоционально-интеллектуальную активность на протяжении всего занятия:педагогическое сопровождение в организации учебной деятельности учащегося: вхождение в задачу, возможность обратиться за советом в трудных случаях и т.д.;центрация внимания учащегося с помощью вопросов учителя: «Трудно ли для тебя это задание?», «В чем трудность?», «С чего начнешь?», «Как себя проверишь?», «Для чего нужны такие уроки?», «Где тебе могут пригодиться знания, полученные на уроке?»;создание «легальных подсказок» ответа: опорные сигналы, алгоритмы того или иного учебного действия, рисунки-подсказки, таблицы и т.п. * Тактика занятий с учащимися исполнительского уровня включенности        Основная цель действий учителя  заключается в актуализации и активизации эмоционального, интеллектуального и волевого потенциала этих учащихся:Ориентация и построение субъект-субъектных взаимодействий между учителем и учащимися в учебном процессе;Опора на  проблемные, частично-поисковые и эвристические учебные ситуации;Организация ситуация «обмена ролями» для данных учащихся: «эксперт», «режиссер», «мудрец», «хранитель знаний» и т.д.;Развитие  поисковой самостоятельности у учащихся (эссе, рефераты, дневники наблюдений и пр.) * Тактика занятий с учащимися творческого уровня включенности предлагать учащимся какой-либо парадокс для обсуждения;   воздерживаться от оценок;учить замечать противоречия;помогать ученикам видеть и находить аналогии (соотношения);настраивать учащихся быть настойчивыми в достижении необходимой информации;преодолевать привычку обыденного взгляда на жизнь;доверяться догадке, интуиции;привыкать рассматривать объект с нескольких точек зрения, т.е. создавать условия для «умственной разминки»;убедить учащихся, что многому можно научиться, извлекая опыт из своих ошибок;воспринимать новшества и изменения, не противиться им;показать, что порой в выводах возможны неопределенности и неясности;развивать потребность в учении и самообразовании… * Варианты организации и проведения уроков с учащимися различного уровня включенности в учебный процесс Урок реализуется через линейную структуру, где предполагается последовательная работа педагога с каждой группой учащихся. Урок осуществляется в «мозаичной» структуре, когда включение в учебную деятельность той или иной группы учащихся происходит в зависимости от учебной задачи этапа урока.«Ролевой» урок: ведущая роль в учебной деятельности  передается учащимся с высоким уровнем включенности включенности в учебную деятельность   с целью взаимообучения. Урок с «комплексной» структурой:  происходит совмещение всех предложенных вариантов.  Развитие познавательной активности осуществляется путем накопления положительного учебно-познавательного опыта. У многих детей младшего школьного возраста отмечается недостаточный уровень развития внимания, памяти, мышления способности регуляции умственных действий. Истинное их развитие подменяется усвоением стереотипных способов действия в стандартных условиях.  Успех вызывает у ребенка возникает прилив энергии, он стремится еще и еще раз отличиться. Активность, вызванная стремлением к похвале и всеобщему одобрению, переходит в неподдельный интерес к самой работе.Успех, выпавший на долю ученика, производит большое впечатление на его одноклассников.  * Главным критерием технологии развития познавательной активности учащихся  должны стать включенность и активность всех учащихся на уровне их реальных и потенциальных возможностей. Спасибо за внимание! *