Презентация к уроку искусства в 9 классе на тему Храмовый синтез искусств


ХРАМОВЫЙ СИНТЕЗ ИСКУССТВХрам как выражение божественной идеи в земном миреПрезентация по искусству для учащихся 9 классовПодготовлена учителем изоМаркушевой Светланой ПетровнойГБОУ СОШ №262Санкт- Петербург, 2015 г. Образ храма в Древней Греции символизировал СОЕДИНЕНИЕ МИРА ДУХОВНОГО И МИРА ЗЕМНОГОНебесный мир боговЗемной мирФРОНТОН С АНТАБЛИМЕНТОМНАОССоблюдение меры – необходимое условие божественного порядка и гармонии.Человек – мера всех вещей. Архитектура была пропорциональна размерам человеческой фигуры. Синтез храмовых искусств: архитектура+ скульптура, живопись. БАЗИЛИКА – тип прямоугольного храма в Древнем Риме после 320 г.н.э.ХРАМ КАК МОДЕЛЬ БОЖЕСТВЕННОГО МИРА ДЛЯ ЛЮДЕЙ.В архитектуре прослеживается идея движения человека к БОГУ в двух измерениях :От входа ( неведения) к алтарю в специальной зоне – апсиде ( к богу).От земли ( фундамент) к небу ( башня, колокольня).Присутствие людей в храме расширяет возможности синтеза искусств:архитектура + скульптура, живопись, декоративно-прикладное – в интерьере, песнопения, музыка, колокольный звон. ЦЕРКВИ И ХРАМЫ РОМАНСКОГО СТИЛЯУСИЛИВАЕТСЯ ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНОСТЬ в декоре, особенно внутри помещения.За счет этого увеличивается разнообразие художественных средств живописи и скульптуры: сложные многофигурные рельефы – сюжетов святого писания, росписи, фрески, мозайки, позолота, появляется витраж. Появляется четкая организация сюжетных мотивов писания в пространстве от сюжетов «неверия «Страшного суда» к образу Бога в доминантной зоне алтаря. Собор Нотр-Дам в Реймсе. Франция. 1211-1420.Идея подчинения человека божественным законам. БОГ ДОМИНИРУЕТ.Нарастает высота здания, усиливается декоративное начало, расширяется спектр искусств:Усиливается роль света и цвета за счет окон и цветных витражей, мозайки, росписи. Гладкие поверхности исчезают. Православный храм крестово-купольного типаХрам Христа-Спасителя на Нерли 12 в.Крест – главный христианский символ. Поклоняясь образу креста, мы видим в нем прежде всего символ Самого Христа и символ того крестного пути, который Он заповедовал нам: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною». Вид креста указывает и на таинство Троицы: своей вертикалью он указует нам на Высочайшего Отца, поперечной перекладиной – на Сына и Святого Духа. Храм Святой Софии в Константинополе]:Строительство собора поглотило три годовых дохода Византийской империи. «Соломон, я превзошёл тебя!» — такие слова произнес, по преданию, Юстиниан, войдя в построенный собор и имея в виду легендарный Иерусалимский Храм[15]. Торжественное освящение храма 27 декабря 537 года совершил константинопольский патриарх Мина.После захвата города османами Софийский собор был обращён в мечеть, а в 1935 году он приобрёл статус музея. Более тысячи лет Софийский собор в Константинополе оставался самым большим храмом в христианском мире — вплоть до постройки Собора Святого Петра в Риме. Высота Софийского собора — 55,6 метров, диаметр купола 31 метр. Русский паломник Антоний Новгородец, составивший описание Константинополя перед его разграблением крестоносцами в 1204 году, даёт следующее описание алтаря собора: Во олтари же великом над святою трапезою великою, под катапетазмою, повешен Коньстянтинов венец, и у него же повешен крест, под крестом голубь злат; и иных царей венцы висят окрест катапетазмы. Тажь катапетазма вся сотворена от злата и сребра, а столпия олтарьныя и амбон все сребряно… И се же чудо и страшно и святое явление: во святей Софии во алтари великом за святым престолом стоит крест злат, выше двою человек от земля с камением драгим и жемчугом учинен, а пред ним висит крест злат полутора локтий… перед ним три золотых лампады, в которых горит масло, эти лампады и крест соорудил царь Юстиниан, строитель церкви. Со времени принятия христианства на Руси и постройки первых христианских храмов Княгиней Ольгой в 10 веке конструктивные и символические основы устройства православного храма НИКАК НЕ ИЗМЕНИЛИСЬ, не смотря на внешние изменения исторически сложившихся архитектурных стилей. В презентации использованы фотографии с сайтов:http://coloringpages2015.com/wp-content/uploads/2014/07/ see-map-the-acropolis-athens-more-details-580031.jpg , http://uch.znate.ru/tw_files2/urls_39/13/d-12403/img37.jpg 2. http://allvatican.ru/images/2/b/sobor-svjatogo-petra-v-vatikane_4.jpg https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/c/cd/%D0%A5%D1%80% D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0% D1%8F_%D0%B1%D0%B0%D0%B7%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B0.jpg3. http://www.5arts.info/wp-content/uploads/2012/12/Chartres_Cathedral_03.jpg http://static.biblioclub.ru/art_portal/pictures/463/463244/asri112b.jpg http://cdn07.dayviews.com/113/_u9/_u1/_u3/_u3/u91334/89745_1414411026/ Idag_blir_jag_officiellt_en_Lunda_bo_Antligen_kommer_jag_ifran_den_har_halan_ och_flyttar_lyckligt.jpg 4. http://vicamilleri.com/wp-content/uploads/Notr-Dam-11.jpg http://img-fotki.yandex.ru/get/4125/1771339.1f0/0_af28a_86aa5186_orig http://www.crossmoda.narod.ru/CONTENT/art/midle/gotica/ img_gotica_architect/img_gotica_arch_Franse/portal_reims2.jpg 5. http://fs00.infourok.ru/images/doc/159/183133/img5.jpg http://fullref.ru/files/154/9170a1ca898f0a9985c8c258ef7a92b8.html_files/31.jpg 6. http://img132.imageshack.us/img132/6641/64223040.jpg 7. http://stambule.ru/wp-content/uploads/2015/06/h13227927_294858306521.jpg http://uspeniya.cerkov.ru/files/2015/07/%D0%A1%D0%B2%D1%8F%D1%82%D0% B0%D1%8F-%D0%9E%D0%BB%D1%8C%D0%B3%D0%B0-7.jpg 8. http://hobbyblog.org/wp-content/uploads/2014/11/00e15476bb3d.jpg http://www.rusarch.ru/medkova1.files/image012.jpg http://rpp.nashaucheba.ru/pars_docs/refs/24/23161/img42.jpg