Презентация по литературе на тему А. Островский, пьеса Гроза
Подготовила: преподаватель ГБОУ ПО г. Севастополя «СИПК им. П. К. Менькова»Лищенко Г. Н. Пьеса «Гроза» В основе –действие, конфликт. Объём- сжатый.Событие в их становлении. Сцена (сюжетное время).Иллюзия настоящего времени.Авторская речь ограничена авторскими ремарками(ситуация, описание листа, действующих лиц, описание действия )Напряжённость действия. Быстрота его развития. Концентрированная насыщенность событиями. Через диалоги, монологи. Они- средства передвижения, действия, действующих лиц, указание на развитие действия. Речь- живая, разговорная.Классическая драмаАктыЯвления -обратить внимание на важные детали: стилевые особенности текста;- побудить учащихся к толкованию, комментированию;- выдвинуть проблемы для дальнейшего целенаправленного чтения и осмысления;- расширить словарь психологических терминов, углубить внимание к внутреннему миру человека;- определить, как появляется авторская позиция; способы ее выражения;- акцентировать внимание на жанровые особенности произведения и его композиции ; - стимулировать творческую деятельность, самостоятельные выводы и оценки. Задачи: выяснить, почему именно Катерина оказалась способна противостоять «темному царству»; проследить, как формировался ее характер, какие черты являются в нем главными, как постепенно развивался ее конфликт с миром Кабанихи; понять, почему в системе действующих лиц Катерина стоит отдельно. «Хозяева жизни»Дикой. Ты червяк. Захочу-помилую, захочу-раздавлю.Кабаниха. Давно вижу, что вам воли хочется. Вот куда воля-то ведёт.Кудряш. Ну, значит, я его и не боюсь, а пущай же он меня боится.Феклуша. И купечество всё народ благочестивый, добродетелями многими украшенный. «Жертвы»Кулигин. Лучше уж стерпеть.Варвара. И я не обманщицей была, да выучилась… А по-моему , делай, что хочешь, только шито да крыто было.Тихон. Да я , маменька , и не хочу своей волей жить. Где уж мне своей волей жить!Борис. Не по своей воле еду: дядя посылает. Дикой Кабаниха О нем: «ругатель»; «как с цепи сорвался» О ней:«все под видом благочестия»; «ханжа, нищих оделяет, а домашних заела совсем»; «бранится»; «точит, как ржа железо» Он сам:«дармоед»; «проклятый»;«провались ты»; «глупый человек»;«поди ты прочь»; «что я тебе – ровный что ли»; «с рылом-то и лезет разговаривать»; «разбойник»; «аспид»; «дурак» и др. Она сама:«вижу, что вам воли хочется»; «тебя не станет бояться, меня и подавно»; «хочешь своей волей жить»; «дурак»; «приказывай жене»; «должен исполнять, что мать говорит»; «куда воля-то ведет» и др. Вывод. Дикой – ругатель, грубиян, самодур; чувствует свою власть над людьми. Вывод. Кабаниха – ханжа, не терпит воли и неподчинения, действует страхом. В детстве«Точно птичка на воле»; « маменька души не чаяла»; « работать не принуждала». Занятия Катерины: ухаживала за цветами, ходила в церковь, слушала странниц и богомолок, вышивала по бархату золотом , гуляла в саду.Черты Катерины: свободолюбие ( образ птицы); независимость; чувство собственного достоинства; мечтательность и поэтичность ( рассказ о посещении церкви, о снах) ; религиозность; решительность( рассказ о поступке с лодкой).Вывод. Для Катерины главное - жить согласно своей душе В семье Кабановых« Я у вас завяла совсем» , « да здесь все как будто из-под неволи». Атмосфера- страх. « Тебя не станет бояться, меня и подавно . Какой же это порядок-то в доме будет?»Принципы дома Кабановых: полное подчинение; отказ от своей воли; унижение попреками и подозрениями; отсутствие духовных начал; религиозное лицемерие Вывод. Для Кабанихи главное - подчинить, не дать жить по- своему