Формирование универсальных учебных действий учащихся через использование продуктивных заданий.
Формирование универсальных учебных действий учащихся через использование продуктивных заданий Учитель начальных классов Большакова Светлана Сергеевна МБОУ «Спас-Конинская СОШ № 24»Алексинского района «Если человека постоянно приучать усваивать знания и умения в готовом виде, можно и притупить его природные творческие способности – «разучить» думать самостоятельно». А. Дистервег В основе концепции УУД лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает: формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся. Основные функции УУД: - обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; -обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области. Универсальные учебные действия: коммуникативныепознавательныерегулятивныеличностные Регулятивные учебные действия: целеполагание планирование прогнозирование контроль коррекция оценка саморегуляция Личностные действия : самоопределение смыслообразование нравственно-эстетическое оценивание («Что такое хорошо, что такое плохо») Познавательные действия : общеучебные универсальные действия логические универсальные действия постановка и решение проблемы Коммуникативные действия : планирование постановка вопросов разрешение конфликтов контроль, коррекция действий Для формирования учебно-познавательной компетенции на уроках математики применяются различные технологии в зависимости от типа урока Тип урока Педагогические технологии Урок сообщения новых знаний ИКТ, технология проблемного обучения Урок закрепления знаний ИКТ, обучение в сотрудничестве, технологии критического мышления Урок повторения ИГРЫ, групповые формы работы Урок систематизации изученного материала ИКТ, метод проектов, обучение в сотрудничестве, групповые формы работы Комбинированный урок Возможно применение всех технологий Для формирования универсальных учебных действий на уроках математики можно выделить 4 этапа: Формирование и развитие УУД на уроках математики происходит с помощью различных видов заданий. Виды универсальных действий Виды заданий Личностные • Участие в проектах• Подведение итогов урока• Творческие задания, имеющие практическое применение• Самооценка событий Познавательные • «Найти отличия»• «Поиск лишнего»• «Лабиринты»• «Цепочки»• Составления схем-опор• Работа с разными видами таблиц• Составления и распознавание диаграмм• Работа со словарями Формирование и развитие УУД на уроках математики происходит с помощью различных видов заданий Регулятивные • «Преднамеренные ошибки»• Поиск информации в предложенных источниках• Взаимоконтроль• Диспут• «Ищу ошибку»• Контрольный опрос на определенную проблему Коммуникативные • Составь задание партнеру• Отзыв на работу товарища• Групповая работа по составлению кроссвордов• «Подготовь рассказ на тему…»• «Объясни …» Результатом формирования познавательных УУД будет являться умение ученика: выделять тип задач и способы их решения осуществлять поиск необходимой информации, которая нужна для решения задач различать обоснованные и необоснованные суждения, обосновывать этапы решения учебной задачи, производить анализ и преобразование информации проводить основные мыслительные операции (анализ, синтез, классификации, сравнение, аналогия и т.д.) устанавливать причинно-следственные связи владеть общим приемом решения задач создавать и преобразовывать схемы необходимые для решения задач осуществлять выбор наиболее эффективного способа решения задачи исходя из конкретных условий Основным критерием сформированности коммуникативных действий можно считать коммуникативные способности ребенка, включающие в себя: желание вступать в контакт с окружающими (мотивация общения «Я хочу!») знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими умение организовывать общение, включающее умение слушать собеседника, умение решать конфликтные ситуации Критерием сформированности регулятивных действий может стать способность: выбирать средства для своего поведения планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм. планировать результаты своей деятельности и предвосхищать свои ошибки начинать и заканчивать свои действия в нужный момент Результатом формирования личностных УУД следует считать: уровень развития морального сознания присвоение моральных норм, выступающим регулятором морального поведения полноту ориентации учащихся на моральное содержание ситуации
Памятка для учителя. Помните, каждый ребенок индивидуален.Организуя учебную деятельность по предмету, учитывайте возможности и способности учеников.Помните, что главным является не предмет, которому ВЫ учите, а личность, которую ВЫ формируете.Помогите ребенку адекватно оценивать ту работу, которую он сделал.Помните, что знает материал не тот, кто пересказывает материал, а кто его применяет на практике.Научите ребенка высказывать свои мысли.Не бойтесь "нестандартных уроков", попробуйте различные виды игр, дискуссий и групповую работу для освоения материала. * СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!