Презентация к курсовой работе по русскому языку по теме Приемы работы со словарными словами как средство формирования первоначальных представлений о нормах русского языка.
ГАПОУ НСО «Черепановский педагогический техникум»Пимонова Татьяна Дмитриевнастудентка 31 группыПриемы работы со словарными словами как средство формирования первоначальных представлений о нормах русского языкаСообщение по материалам КРРуководитель: Марсакова Татьяна Николаевна2015-2016 год
«Словарная работа – это не эпизод в жизни учителя, а систематическая, хорошо организованная работа, педагогически целесообразно построенная, связанная со всеми разделами курса русского языка». А.В.Текучев
Учащиеся, оканчивающие начальную школу, допускают ошибки в написании весьма употребляемых слов с непроверяемыми орфограммами. Эта проблема становится актуальной в методике обучения орфографии. Актуальным является и выбор приемов запоминания непроверяемой орфограммы. Актуальность темы:
Проблема исследования: Как организовать работу со словарными словами на уроках русского языка по их освоению, чтобы она способствовала формированию представлений о грамматических нормах языка.
Объект исследования: процесс формирования первоначальных представлений о нормах русского языка.Предмет исследования: приемы работы со словарными словами как средство формирования первоначальных представлений о нормах русского языка.Методы исследования:Теоретические:• поиск информации по теме;• отбор информации;• планирование;• структурирование материала;• анализ специальной литературы;• анализ опыта работы учителей;Практические:Банк приемов по запоминанию словарных слов.
Цель: описание приемов работы по запоминанию словарных слов.Задачи: • изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по данной теме; определить основные понятия исследования;• раскрыть сущность и направления традиционных приемов работы со словарными словами в начальных классах;• проанализировать приемы, повышающие эффективность изучения словарных слов для формирования первоначальных представлений о нормах русского языка;• проанализировать опыт учителей по данной теме.
Понятия: Орфография-1.Правописание, общепринятые правила письма (на данном языке). 2.Раздел языкознания, изучающий и регламентирующий правила письма. Центральным понятием орфографии является орфограмма. Орфограмма - написание слова или морфемы, выбираемое из нескольких возможных (при одинаковом произношении) и соответствующее определенному орфографическому правилу. Орфографическая грамотность- (гр. – правописание) – составная часть культуры речи: состоит в правильной орфографической записи слов и выражений. Непроверяемое написание- это те которые проверить нельзя, они могут быть либо не под ударением, либо словарными. Нормы русского языка - это правила использования языковых средств в определенный период развития литературного языка, т.е. правила произношения, правописания, словоупотребления, грамматики.
ФГОС НООп.12, раздел II Филология. Русский язык Личностные результаты отражают: • достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. Метапредметные результаты отражают: • применение приобретенных знаний, умений, навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений, навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне; • коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, овладение нормами речевого поведения. Предметные результаты отражают: • умение выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи;
Программа предусматривает изучение орфографии и пунктуации на основе формирования универсальных учебных действий. Сформированность умений различать части речи и значимые части слова, обнаруживать орфограмму, различать её тип, соотносить орфограмму с определённым правилом, выполнять действие по правилу, осуществлять орфографический самоконтроль является основой грамотного, безошибочного письма.Нормативные документы:
Исторический аспект:История словарного дела в РоссииМихаил Васильевич Ломоносов
В.И. Даль
С.И. Ожегов
Психолого-педагогические аспекты: Обучение русскому языку должно держаться на трех китах: языкознании, психологии, методике. Главное внимание учителя должно быть сосредоточено на формировании орфографической и пунктуационной грамотности учащихся и их речевом развитии, а также на прочном усвоении тех знаний, которые являются основой для применения правил правописания и овладения речевыми нормами. Психологи Л.И. Божович, Д.Н. Богоявленский, С.Ф. Жуйков, а также известные ученые-методисты А.М. Пешковский, А.Н. Гвоздев, Н.С. Рождественский обосновали положение, согласно которому наилучшие условия для формирования орфографического навыка создаются, если вначале он складывается как действие полностью осознанное.
В формировании орфографических умений и навыков участвуют следующие виды памяти: слуховаязрительнаяречедвигательнаямоторная
Методология:Ф.И. БуслаевК.Д. УшинскийД.И. Тихомиров
Методический аспект: Методика изучения словарных слов на уроке1.Предъявление слова2.Работа над «слуховым» образом слов.3.Запись слова с «окошком» (дыркой). 4. Работа над «зрительным» образом слова.5. Запись слова в тетрадь или словарь с выделением орфограммы.6. Подбор к слову однокоренных слов и их запись.7. Составление со словом словосочетаний и предложений.
Приемы запоминания словарных словМетод ассоциацийМетод проектовИгровые приёмыТворческая мастерскаяДиктанты
Приемы работы с орфографическим словаремПроверка записанных слов по словарю.Выписывание из словаря слов с указанной орфограммой или заданной тематической группы.Составление собственных орфографических словариков.
Анализ учебников:Автор курса Н.В. Нечаева
Расширению словаря учащихся, правильному написанию и произношению слов способствует систематическая работа со статьями из орфографического, орфоэпического, толкового, этимологического словарей, словарей иностранных слов, эпитетов, сочетаемости слов русского языка. В учебнике эта работа включена в задания, а также в рубрики: "К сведению", "Запомни", "Наш словарь", "Говори правильно".
Автор курса Т.Г. Рамзаева
В учебнике Русский язык Т.Г. Рамзаевой введены рассуждения по грамматике и орфографии, памятки (в сущности алгоритмы), уменьшено количество образцов выполнения упражнений, что свидетельствует о повышении уровня логической работы учащихся, их самостоятельности, уровне их познавательной активности.
Анализ программ русского языка{5940675A-B579-460E-94D1-54222C63F5DA}Н.В. НечаеваТ.Г. Рамзаева Задание 1. Объедини слова в группы. Объясни, по каким признакам произошло объединение:Стрела, пчела, крокодил, щука, коршун, жук, бабочка, яхта, воробей;Аквариум, стол, река, чайник, плита, табурет, озеро, нож, ложка, раковина, бассейн.Задание 2. Найди лишнее слово. Объясни, почему.Стул, диван, кровать, тарелка.Щука, карась, окунь, рак.Ромашка, ландыш, сирень, колокольчик.Саша, Маша, Коля, Лена, Егоров.Ветка, яблоня, цветок, птичка, виноград.Заяц, волк, лось, кабан, овца.Ухо, лицо, нос, рот, глаз.Рысь, медведь, тигр, кошка, лев.Гусь, лебедь, павлин, курица, кролик.Задание 1а) Задумай звук. Запиши три слова, в которых этот звук был бы в начале. Подчеркни букву, обозначающую задуманный звук.б) Задумай звук. Запиши три слова, в которых этот звук был бы в конце. Подчеркни букву, обозначающую задуманный звук.Задание 2Возможные формулировки задания:1) «Подчеркни в словах все орфограммы»;2) «Подчеркни все опасные места».Задание может быть проведено на любом предложении или наборе слов, приведенных в данных проверочных работах, а также на любых текстах похожей сложности.Примеры предложений:1) У Никиты живет щенок Дружок.2) По веткам скачут рыжие белки.
Исследовательская деятельность на уроках русского языка:Кл.руководитель: Бурлакова О.Г.Класс: 3 «Б»
Кл.руководитель: Гетманова С.Ю. Класс: 4 «Б»
Приемы запоминания:Метод ассоциацийИгровые приёмыЗагадки: Щиплет щёки, щиплет нос. Но не страшен нам… (мороз)Если б не было его - не сказал бы ничего. (Язык)Диктанты (картинный)
Вывод: Словарная работа на уроках русского языка носит систематический характер, что способствует развитию речи, повышению орфографической грамотности учащихся, формированию представлений о нормах литературного языка (акцентологических, произносительных, орфографических, лексических, грамматических) и остается одним из важнейших направлений методики преподавания русского языка в школе.
Благодарю за внимание!!!