Презентация по русскому языку Как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (Подготовка к ОГЭ-9)
Как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему
1. Что такое «сочинение на лингвистическую тему»? Прилагательное «лингвистический» произошло от слова «лингвистика». Лингви́стика (языкозна́ние, языкове́дение; от лат. lingua — язык) — наука, изучающая языки.Вам придется рассуждать о различных лингвистических понятиях, например, о знаках препинания, синонимах, антонимах, фразеологизмах, частицах, орфографии и т.д. А также нужно раскрыть важность этих языковых явлений в речевой деятельности.
Как должно быть построено сочинение?Напомню, что рассуждение состоит из следующих частей: 1. Вступление - тезис2. Основная часть – доказательства + примеры 3. Заключение - выводПоскольку ваша задача - написать сочинение-рассуждение, то необходимо соблюдать требования к построению текста именно указанного типа речи
Как начинать сочинение?Начинается сочинение со вступления-тезиса. Тезис – это мысль, которую нужно доказать.Во вступлении вы либо приводите цитату и формулируете собственную позицию по данному вопросу, либо общие сведения о лингвистическом понятии и его роли в речи.Тезис может состоять из 2-х предложений минимум и более. Но помните, что объём вступления должен быть значительно меньше объёма основной части.Пример: Можно ли представить письменную речь без знаков препинания? Так ли нужны нам эти непонятные палочки, точечки, крючочки?.. А может быть, вполне возможно обойтись без них? Облегчить свою жизнь, не заучивая множество правил? Попробуем разобраться в этих вопросах. Обратите внимание на то, какой фразой завершается каждое вступление и тем самым осуществляется переход ко второй части сочинения.
Как писать основную часть?Основная часть вашего сочинения должна быть по объёму больше, чем вступление и заключение. В основной части вы должны назвать не менее двух функций (или доказательств) указанного лингвистического понятия и привести минимум по одному примеру на каждую функцию Помните, что функции должны быть разные! Например, ТИРЕ имеет две функции: оно используется для разделения членов предложения и для выделения.Рассказывая о функциях лингвистического понятия, можно использовать такие вводные слова, как во-первых, во-вторых, в-третьих и т.д. (не забудьте выделять их запятой!) Но можно обойтись и без них.Перед началом работы над этой частью сочинения рекомендую:1. сначала вспомнить, в каких случаях употребляется тире в предложении; 2. потом ещё раз перечитать текст и выбрать те предложения (слова, выражения), с помощью которых вы сможете проиллюстрировать указанные функции. Эти предложения (слова, выражения) вы будете использовать в своём сочинении в качестве примеров.Только после этого можно приступать к оформлению основной части сочинения.
Как оформлять примеры в сочинении?Во-первых, помните о требованиях к примерам: • примеров должно быть не менее 2; • примеры должны быть из указанного текста;• примеры должны иллюстрировать разные функции лингвистического понятия; • каждый пример должен соответствовать указанной функции;• пример без указания на функцию не учитывается.
Во-вторых, оформлять примеры в сочинении можно разными способами: 1) цитировать предложение (если оно не очень длинное), при этом знаки препинания расставляются так же, как и в предложении с прямой речью. Например: В предложении 27 тире реализует значение противоположности: «Столько лет смотрел на картину - не догадался». 2) указывать номера предложений без цитирования (это делается в том случае, если предложение очень длинное). Например: Обратим внимание на предложение 22. В конце предложения поставлен вопросительный знак.
Для того чтобы включение примеров не нарушало требование связности, можно использовать следующие речевые клише:• Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к … предложению текста. • Проиллюстрировать названную функцию знаков препинания можно на примере …. предложения текста. • Пример использования запятой в … функции можно найти в предложении … . • Справедливость этого вывода можно доказать на примере … предложения, в котором автор использует … . • В подтверждение собственных выводов приведу пример из … предложения прочитанного мною текста. • Рассмотрим … предложение. В нем использована … . Это подтверждает наш вывод о том, что … .
О чём писать в заключении?Образец 1. Значит, не только слова, вошедшие в текст, помогают автору изобразить события, выразить мысли и чувства, но и расставленные им знаки препинания. Так что без пунктуации никак не обойтись, особенно человеку, который хочет точно и глубоко передавать свои мысли и понимать мысли других.Образец 2. Я считаю, что без знаков препинания на письме обойтись невозможно. Они необходимы, потому что без них любой текст становится непонятным. Поэтому прав Антон.Образец 3. Итак, выражая свои мысли в письменном виде, мы стремимся к тому, чтобы нас правильно поняли. И знаки препинания помогают нам в этом. Заключение так же, как и вступление, не должно превышать по объёму основную часть сочинения. Заключение должно представлять собой вывод о справедливости высказывания . В начале заключения можно использовать следующие вводные слова: итак, следовательно, значит, таким образом, мы пришли к выводу и т.д. Помните, что они выделяются запятой! А также выражения: я думаю, я считаю, по моему мнению, по-моему, на мой взгляд, я убеждён, я уверен в том, что…и т.д.
Сколько абзацев должно быть в сочинении? • 1 абзац - тезис • 2 абзац - функция или довод №1 с примером • 3 абзац - функция или довод №2 с примером • 4 абзац - вывод.
Я считаю, что на письме без знаков конца предложения обойтись невозможно.В конце предложения ставится точка, восклицательный или вопросительный знаки, многоточие. Эти знаки препинания обозначают границу предложения. Следовательно, они разделяют предложения в тексте, помогая точно понимать написанное (1,2).Наличие знаков завершения в конце предложений помогает автору передать повествовательную (3), вопросительную (4) и восклицательную (5) интонации, душевное состояние героев. Стоит заменить точку в предложении 6 на вопросительный знак, смысл предложения сразу изменится.Как мы видим, выбор одного из четырех отделительных знаков определяется смыслом предложения, а также зависит от интонации.