Михаил Васильевич Ломоносов — гениальный русский ученый, просветитель, поэт, художник
«Поэзия М.В.Ломоносова» Имя основателя и отца русской поэзии по праву принадлежит этому великому человеку. Натура преимущественно практическая, он был рожден реформатором и основателем. В.Г.Белинский Творческий путь Ломоносова. 2. Заслуги Ломоносова. 3. Ломоносов – теоретик русского стихосложения. 4. Тематика поэзии Ломоносова. 5. Оды Ломоносова: - Героико-патриотическая «Ода а взятие Хотина»; - Похвальные оды: образ ПетраI, образ Елизаветы, образ Родины; - Духовные оды; 6. Научная поэзия. 7. Сатирическая поэзия. 8. Переводы. Анакреонтическая поэзия 9. Значение поэзии Ломоносова. 10.Литература Родился 8 (19) ноября 1711 г. в семье поморского крестьянина-рыбака. В декабре 1730 г «жажда знаний» привела 19-летнего Ломоносова в Москву, в Славяно-греко-латинскую академию. В числе лучших учеников в 1736 г. был отправлен в Петербургский университет, а затем — в Германию, в Марбургский университет. Круг интересов Ломоносова за границей был необычайно широк, Ломоносов становится крупнейшим ученым-энциклопедистом. По возвращении в Россию в сентябре 1741 г. Ломоносов зачислен в штат Академии наук адъюнктом, а с 1745 г. — профессором. Развертывает бурную научную, организационную и литературную деятельность: за 23 года работы в Академии Ломоносов создал основы отечественной науки. Ломоносов скоропостижно скончался в самом зените славы 4 (15) апреля 1765 года. Похоронен Михаил Васильевич на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры в Петербурге. Михаил Васильевич Ломоносов — гениальный русский ученый, просветитель, поэт, художник. публикует научные работы, делает важнейшие открытия в химии и физикесоздает первый в России химический кабинетпроводит уникальные наблюдения прохождения планеты Венера через диск солнцаисследует электрические явленияразрабатывает план северного морского путисоздает важнейшие труды в области культуры речи, русского литературного языка и стихосложения инициатор создания первого русского Московского университета Поражает разносторонность научных интересов Ломоносова. Многие крупнейшие начинания середины века в области науки, искусства и просвещения связаны с именем Ломоносова: Ломоносов показал, что тонический принцип должен быть распространен на все стихи, независимо от количества слогов «Письмо о правилах российского стихотворства» (1739 г.) Ломоносов указал наритмическое разнообразие русского языкаи доказал необходимость введения трехсложных стоп Определил равноправность в стихах мужской и женской рифм Литературная деятельность Ломоносова протекала в русле классицизма. Он сказал новое слово в области художественной практики и литературной теории, создал реальную систему стиха, реформировал русский литературный язык, впервые достиг в своем творчестве единства формы и содержания. «Письмо …» было прислано Ломоносовым вместе с одой «На взятие Хотина», Все это дало возможность Белинскому именно с этой оды вести начало русской литературы. написанной в соответствии со новыми теоретическими положениями, ямбическим стихом, наиболее удачным для оды, ибо строй этого метра «возносится снизу вверх», создавая требуемое «великолепие», вызванное патриотическим пафосом победной героики и торжества. Он первым открыл в поэзии - гражданственность и оптимизм, - интерес к историческому прошлому России,- веру в ее светлое будущее. Поэт-просветитель, Ломоносов видел в поэтической деятельности средство гражданского воспитания, средство воздействия на общество. Его поэтическая задача была подсказана самой историей - прославить мощь русского государства, дела Петра, начертать дальнейший путь развития отечественной науки и культуры. «Для пользы общества коль радостно трудиться!» — эти слова Ломоносова раскрывают жизнеутверждающую сущность его поэзии. Это и определило своеобразие тематики поэзии Ломоносова от легких стихотворений в духе ранней немецкой анакреонтики до гражданской поэзии больших государственных тем. Задачи гражданственности, которые ставил перед поэзией Ломоносов, требовали постановки проблем, имеющих важное государственное значение, и этому как нельзя лучше соответствовал избранный им жанр оды. Ода – лирический жанр, пришедший в европейскую литературу из античной поэзии, подразделяется на типы: победно-патриотическая, похвальная, философская, - духовная, - анакреонтическая — все это стало оригинальным созданием Ломоносова. Специфическая тематика од Устойчивая строфика од – 10 стихов четырехстопного ямба Своеобразный величественный и напряженный стиль Большая часть од Ломоносова была написана в связи с ежегодно отмечавшимся днем восшествия на престол того или иного монарха. Ломоносов писал оды, посвященные Анне Иоанновне, Иоанну Антоновичу, Елизавете Петровне, Петру III и Екатерине II. Однако содержание и значение похвальных од Ломоносова шире и важнее их официально-придворной роли. В каждой поэт развивал свои идеи и планы, связанные с судьбами русского государства. Свои торжественные оды Ломоносов писал с 1739-1764 г. и создал 20 од.Одним из главных образов похвальных од становится ПетрI. В глазах Ломоносова Петр — создатель новой России, ее национальный герой, неустанный труженик, просветитель: Он жив, во все страны взирает, Свою Россию обновляет, Полки, законы, корабли Сам строит, правит и предводит, Натуру духом превосходит — Герой в морях и на земли (Ода 1757г.)В оде 1752 г. Ломоносов говорит о том, что Петр «свет открыл России всей», в оде 1761 г.— видит в Петре «защитника, отца, героя». Время действия относится к 1702 г. и связано с началом Северной войны. В первой песне говорится о походе Петра к Белому морю с тем, чтобы отогнать шведов от Архангельска, на который шведские войска напали с целью отвлечь русские силы от крепости Нотербург. Большое место в песне отведено рассказу Петра I о стрелецких бунтах, об анархии, в которую была ввергнута по воле царевны Софьи вся Москва. Вся эта предыстория вынесена в начало поэмы и служит контрастным фоном к эпохе просвещенного абсолютизма Петра I.Содержанием второй песни является штурм и взятие крепости Нотербург. Большое место в поэме отведено подвигу рядовых воинов. Батальные сцены перемежаются лирическими отступлениями автора, обращенными то к шведам, то к русскому войску. Таким образом, основная тема двух песен, написанных Ломоносовым, — неустанная борьба, которую ведет Петр с внешними и внутренними врагами, препятствующими грандиозным преобразованиям в стране. Наиболее сложными врагами, по мысли Ломоносова, являются враги внутренние. В поэме Ломоносов говорит и о военной мощи России как залоге процветания в стране наук и искусств. Гимном славы Петру должна была стать эпическая поэма «Петр Великий», из которой он написал только 2 песни (задумано было двадцать четыре). Но и из написанного ясно выступает замысел поэмы и облик ее героя. Петр в поэме Ломоносова — «строитель, плаватель, в полях, морях герой». Большая часть од Ломоносова была адресована Елизавете Петровне, это объясняется не только тем, что с ее царствованием совпали двадцать лет жизни самого поэта, но и тем, что она была дочерью Петра I, которой, по мнению Ломоносова, прежде всего надлежало продолжать дела отца. Ломоносов под этим влиянием и создавал образ Елизаветы Петровны, идеализируя ее, изображая покровительницей наук и искусств,насадительницей просвещения: Молчите, пламенные звуки, И колебать престаньте свет; Здесь в мире расширять науки Изволила Елисавет. И это об императрице, отличавшейся праздностью, скучавшей во время ученых бесед, которым она предпочитала развлечения, балы. С воцарением Елизаветы Петровны, писал Ломоносов, «Россия зрит конец бедам», ибо Елизавета — наследницадел Петра: Кому возможно описать Твои доброты все подробну? Как разве только указать В Петре природу в том подобну. Россия в одах Ломоносова выступает в образе матери-родины, «небу равной» России. Прославляя военную мощь России, необходимую для упрочения ее государственной независимости, Ломоносов осуждает «губительные брани», воспевая мир и тишину. Воспевая победы русских, поэт подчеркивает, что русские обнажили «праведный меч», они хотят «войнами укротить войну», например в «Надписи на иллуминацию» 1748 Российска тишина пределы превосходитИ льет избыток свой в окрестные страны:Воюет воинство Твое против войны;Оружие Твое Европе мир приводит. Только при «тишине» и возможно достичь расцвета в науке, культуреговорится в «Оде на день восшествия на престол Елизаветы Петровны» 1747года:Царей и царств земных отрада,Возлюбленная тишина,Блаженство сел, градов ограда,Коль ты полезна и красна! Величие России — в ее безмерных пространствах и в людях русских, о которых он пишет с наибольшей искренностью и воодушевлением. Глубокой верой в русский народ и твердым убеждением в его талантливости звучат слова Ломоносова:… может собственных Платонов И быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать. По убеждению поэта, благо и слава Родины — в развитии “божественных” наук: механики, химии, астрономии:Науки пользуют везде Среди народов и в пустыне, В градском шуму и наедине, В покое сладком и в труде. Картину будущих грандиозных научных открытий начертал Ломоносов в оде 1750 г., обращаясь к молодым ученым с призывом исследовать еще не исследованное и не открытое:Везде исследуйте всечасно, Что есть велико и прекрасно, Чего еще не видел свет...В этой и других его одах воплощается мечта поэта о техническом прогрессе России, ее величии и могуществе. Важное место отводит поэт тропам: олицетворениям, метафорам, аллегориям и гиперболам, - отличающимся ликующим характером. Соединение метафор переходит в аллегорию, например в оде 1748 г.: Заря багряною рукою От утренних спокойных вод Выводит с солнцем за собою Твоей державы новый год. В авторскую речь обильно вводятся типично ораторские приемы — вопросы, восклицания, например, начало оды 1750 г., адресованное Елизавете Петровне: Какую радость ощущаю? Куда я ныне восхищен? Небесну пищу я вкушаю, На верьх Олимпа вознесен! Поэт обильно использует мифологические образы: В полях кровавых Марс страшился, Свой мечь в Петровых зря руках, И с трепетом Нептун чудился, Взирая на российский флаг Художественное своеобразие похвальных од Ломоносова определяется их идейным содержанием Каждая ода представляет собой вдохновенный монолог поэта в стихотворной форме. Ломоносов проявил себя также в области духовной оды: стихотворные переложения библейских текстов с лирическим содержанием. Обращаясь к Библии, поэты находили в ней темы, близкие к собственным мыслям и настроениям. В духовных одах Ломоносова отчетливо прослеживаются две темы: восхищение гармонией, красотой мироздания и гневное обличение гонителей, недоброжелателей поэта. Обе темы имели свою биографическую основу. В сравнении с похвальными, духовные оды Ломоносова отличаются краткостью и простотой изложения. Язык духовных од лаконичен и лишен всякого рода «украшений».Пушкин считал духовные оды Ломоносова лучшими его произведениями: «Они останутся вечными памятниками русской словесности; по ним долго еще должны мы будем изучаться стихотворному языку нашему».Некоторые из духовных од Ломоносова стали «кантами», т. е. народными песнями, и пользовались популярностью не только в XVIII, но и в XIX в. Авторы библейских псалмов, прославляя бога, восторженно воспевали созданный им бесконечно разнообразный в своих проявлениях мир. Горы и равнины, реки и моря, пустыни и леса — все это должно было доказать мощь и величие творца. Ломоносову, ученому-естествоиспытателю, хорошо знакомому с грозными стихиями природы, была близка эта поэзия, и он охотно занимался переложением псалмов. В «Переложении псалма 103» он писал: Одеян чудной красотой,Зарей божественного света,Ты звезды распростер без счетаШатру подобно пред собой.Биографична и вторая тема, представленная в переложении 26-го и 143-го псалмов. В первом из них поэт жалуется на свое раннее сиротство и одиночество: Меня оставил мой отецИ мать еще в младенстве. Затем он обращается к богу с просьбой защитить его от наглых и коварных врагов:Меня в сей жизни не отдайДушам людей безбожных,Твоей десницей покрывайОт клеветаний ложных. Свои обширные познания в области науки Ломоносов сделал предметом поэзии. Его «научные» стихи — действительно поэзия, рожденная вдохновением, здесь поэтический восторг возбуждала пытливая мысль ученого. Стихотворения с научной тематикой Ломоносов посвятил явлениям природы, прежде всего космической теме. Так появились два тесно связанных между собой произведения: «Утреннее размышление о божием величестве» и «Вечернее размышление о божием величестве при случае великого северного сияния». Оба стихотворения написаны в 1743 г.В каждом из «Размышлений» повторяется одна и та же композиция. Сначала изображаются явления, знакомые человеку по его ежедневным впечатлениям. Затем поэт-ученый приподнимает завесу над невидимой, скрытой областью Вселенной, вводящей читателя в новые, неизвестные ему миры. В первой строфе «Утреннего размышления» изображается восход солнца, наступление утра, пробуждение всей природы. Затем Ломоносов начинает говорить о физическом строении Солнца. Рисуется картина, доступная только вдохновенному взору ученого, способного умозрительно представить то, чего не может увидеть «бренное» человеческое «око», — раскаленную, бушующую поверхность солнца:Там огненны валы стремятсяИ не находят берегов;Там вихри пламенны крутятся,Борющись множество веков;Там камни, как вода, кипят,Горящи там дожди шумят. Ломоносов выступает в этом стихотворении как великолепный популяризатор научных знаний. Сложные явления он раскрывает с помощью обычных, «земных» образов: «огненны валы», «вихри пламенны»,«горящи дожди».В «вечернем» размышлении поэт обращается к явлениям, предстающим нам на небосводе с наступлением ночи:Лицо свое скрывает день;Поля покрыла мрачна ночь;Открылась бездна звезд полна;Звездам числа нет, бездне дна.Ломоносов пишет о бесконечности вселенной, в которой человек выглядит как малая песчинка в бездонном океане. Считать землю центром мироздания, это был совершенно новый взгляд на окружающий его мир. Ломоносов ставит вопрос о возможности жизни на других планетах, предлагает рад гипотез о физической природе северного сияния. В борьбе с неучами и гонителями науки Ломоносов использовал порой шутку и даже сатиру. В брошюре «Явление Венеры на солнце» он указывал на невозможность вмешательства церкви в дела науки. Поэт приводит притчу, об остроумной защите гелиоцентрической системы Коперника: как-то на пиру спор ученых Коперника и Птолемея решает повар:Он дал такой ответ: «Что в том Коперник прав,Я правду докажу, на Солнце не бывав.Кто видел простака из поваров такова,Который бы вертел очаг круг жаркова?» Более резко звучит «Гимн бороде», поводом к написанию которого послужили следующие обстоятельства: ученик Ломоносова Николай Поповский перевел в стихах поэму английского просветителя Александра Попа «Опыт о человеке», но Синод запретил печатать эту книгу. Ломоносов ответил на это решение «Гимном бороде», одним из самых смелых в XVIII в. антиклерикальных произведений. Становление молодой русской литературы XVIII в. не могло обойтись без использования опыта европейских писателей. Одной из форм были переводы как древних,так и новых авторов.Ломоносову принадлежит перевод нескольких стихотворений Анакреона. Часть из них вошла в «Разговор с Анакреоном». Переводами Анакреона Ломоносов положил начало такому явлению в нашей литературе, как русская анакреонтика. Опыты Ломоносова отзовутся в начале XIX в. в легкой поэзии Батюшкова и лицейской лирике Пушкина.Ломоносову принадлежит также первый перевод на русский язык стихотворения Горация «Я знак бессмертия себе воздвигнул», известного под условным названием «Памятник». Перевод близок к оригиналу. Некоторые стихи этого произведения оказались созвучными жизни и деятельности Ломоносова: незнатный род поэта и заслуги в развитии отечественной поэзии. Впоследствии уже не перевод, а подражание «Памятнику» напишут Державин, Пушкин и Брюсов. Это своеобразное произведение написано в последние годы творчества, состоит из четырех пар стихотворений, представляющих перевод оды Анакреонта и свой стихотворный ответ, в котором нашло отражение поэтическое кредо Ломоносова: Собственная позиция Ломоносова раскрывается в заключительном диалоге, где поэты просят «живописца» нарисовать портреты их «возлюбленных». Анакреон хотел бы увидеть точное подобие своей любимой.Возлюбленной Ломоносова оказывается его родина, Россия, которую он просит изобразить в виде царственной женщины, сильной, здоровой и красивой:Изобрази ей возраст зрелойИ вид в довольствии веселой,Отрады ясность по челуИ вознесенную главу Служение матери-Родине Ломоносов понимает как творчество, доставляющее человеку сознание своей полезности обществу. Мне струны поневоле Звучат геройский шум. Не возмущайте боле, Любовны мысли, ум; Хоть нежности сердечной В любви я не лишен, Героев славой вечной Я больше восхищен О роли Ломоносова в истории русской литературы Белинский писал: Сам поэт понимал свое высокое назначение и, переводя строки знаменитой оды Горация, писал: «С Ломоносова начинается наша литература: он был ее отцом и пестуном; он был ее Петром Великим». Я знак бессмертия себе воздвигнул Превыше пирамид и крепче меди, Что бурный Аквилон сотреть не может Ни множество веков, ни една древность. Не вовсе я умру, но смерть оставит Велику часть мою, как жизнь скончаю. Я буду возрастать повсюду славой, Пока великий Рим владеет светом. Огромное влияние Ломоносова на русскую литературу и культуру отмечали Радищев и Пушкин: Его произведения «останутся вечными памятниками русской словесности; по ним долго еще должны мы будем изучаться стихотворному языку нашему». ЛитератураЗападав А. Отец русской поэзии. М., 1961Литературно-критические статьи М.ЛомоносоваЛомоносов М. В. Полн. собр. соч.: В II т. М.; Л. 1959.Ломоносов М. В. Соч. М., 1957. С. 235. Пушкин А. С. Полн. собр. соч. Т. 7.Русская литература и журналистика XVIII века. / Татаринова Л.Е. – М.: "Проспект", 2006 г.Стихотворения и оды М.ЛомоносоваТредиаковский В. К. Рассуждение об оде вообще // Тредиаковский В. К. Ода торжественная о сдаче города Гданьска. Интернет ресурсы..