Презентация по русскому языку на тему БСП (9 класс)
Бессоюзные сложные предложения(урок обобщения, систематизации и проверки знаний)Учитель русского языка и литературы КГУ «Степная средняя школа»Атоварова Юлия АнатольевнаСинтаксис сложного предложения
Цели работы:Синтаксис сложного предложенияПовторить, систематизировать и показать:виды сложных предложений в русском языке;характер смысловых отношений между частями БСП;навыки постановки знаков препинания в БСП;умение строить схемы БСП;умение заменять сложные союзные пд синтаксическими синонимами.
ССП – ________________________ предложение. Состоит из _______________________________ простых предложений, связанных ________________ связью, при помощи _______________________, которые находятся ______________ ______________________.сложное союзноенескольких независящих друг от другасочинительнойсочинительных союзов простыми предложениями [ ], или [ ]. ССПСинтаксис сложного предложениямежду
СПП – ________________________ предложение. Состоит из _______________________________ простых предложений, связанных ________________ связью, при помощи ________________________ ______________, которые находятся ____________________________.[ ], (чтобы). СППСинтаксис сложного предложениясложное союзное главного и придаточных зависимых подчинительной союзных слов подчинительных союзов ивнутри придаточных предложений
БСП – ________________________ предложение. Состоит из _______________________________ простых предложений, связанных ___________________ и разделенных _______________________________ __________________________.[ ] : [ ], [ ]. БСПСинтаксис сложного предложениясложное бессоюзное нескольких независящих друг от друга по смыслу и интонацией с запятой, двоеточием или тире знаками препинания: запятой, точкой
Кто быстрее?Синтаксис сложного предложенияПервая команда: 1. [ ], (чтобы)2. [ ] : [причина].3. [туда], (откуда).4. [ ] – [быстрая смена событий].5. [ ], [ ], [ ].6. (Если), [ ].Вторая команда:1. [ ], однако [ ].2. [ ] : [ ], [ ].3. (Когда), [ ].4. Либо [ ], либо [ ]. 5. [время] - [ ].6. [условие] - [ ].
Взаимосвязь интонации и смысловых отношений между частями БСПСинтаксис сложного предложениязапятая точка с запятойдвоеточиетире
Запятая между частями БСП: части БСП обозначают одновременность или последовательность событий; тесно связаны между собой по смыслу; обычно кратки; произносятся тоном перечисления; ! между частями БСП мысленно можно поставить союз И.Нужда скачет, нужда пляшет, нужда песенки поет .[ ], [ ], [ ]. БСПСинтаксис сложного предложения
Точка с запятой между частями БСП: части БСП менее связаны по смыслу; более распространены; содержат собственные знаки; к концу предложения голос понижается, возникает пауза.Сел да поехал; ах, хорошо! [ да ]; [межд.,]! БСПКрой да песни пой; шить станешь – наплачешься. [ да ], [ ]. БСПСинтаксис сложного предложения
Двоеточие между частями БСП: [ ] : [причина]. БСП (= потому что; так как) Богатому не спится: богатый вора боится. [ ] : [пояснение]. БСП (= а именно; то есть) Слово не воробей: вылетит – не поймаешь. [ ] : [дополнение]. БСП (= что; и увидел, что…; и понял, что...)Пора понять: ты за себя в ответе. Синтаксис сложного предложения
Тире между частями БСП: (противопоставление)1. [ ] – [ ]. БСП Труд человека кормит – лень портит. (= а, но) Тьма света не любит – злой доброго не терпит. 2. [ Время, условие ] – [ ]. БСП (= если…; когда…) Любишь кататься – люби и саночки возить. Проголодаешься – хлеба достать догадаешься. 3. [ ] – [вывод, следствие]. БСП (= так что; поэтому) Раз солгал – на век лгуном стал. Собирай по ягодке – наберёшь кузовок. (быстрая смена событий)4. [ ] – [ ]! БСП Я за свечку – свечка в печку! Вот солнышко пригрело – трель зазвенела.[ ] – [сравнение]. БСП (= словно; как; будто; точно; что) По улице идёт – лебёдушка плывёт.Синтаксис сложного предложения
Алгоритм анализа БСП:найти грамматические основы;определить интонацию и определить смысловые отношения между частями БСП;поставить необходимый знак препинания;построить схему БСП.Синтаксис сложного предложения
Нормы оценки: «5» - нет ошибок, «4» - допущена 1 ошибка, «3» - допущены 2 ошибки, «2» - допущены 3 ошибки.Ключи ответов по вариантам
Схватка с медведем Как только я вылез из лодки, на меня набросился огромный медведь. .........Он хотел растерзать меня в одно мгновение, но я сильно сжал его передние лапы! …….. Медведь заревел от боли. Я знал, что он немедленно растерзает меня, если я отпущу его. ………. Я держал его за лапы три дня и три ночи, пока он не умер от голода. ……… Да, он умер от голода, так как медведи утоляют свой голод лишь тем, что они сосут свои лапы. ………. А этот медведь никак этого не мог, поэтому он погиб голодной смертью. С тех пор ни один медведь не решается напасть на меня.Синтаксис сложного предложенияКак толькоСППноССПСППСППСППСППчтоеслипокатак какчтопоэтому
Литературная справка Интересно, что в основу фантастических «Приключений барона Мюнхгаузена» положены рассказы действительно живущего в 18 веке в Германии барона Мюнхгаузена. Он был военным, некоторое время служил в Росси, воевал с турками. Вернувшись в свое поместье в Германии, Мюнхгаузен вскоре стал известен как остроумный рассказчик, выдумывавший самые невероятные приключения. Осталось тайной, сам ли барон записал свои рассказы или это сделал кто-то другой, но в 1785 году немецкий писатель Рудольф Эрих Распе обработал эти рассказы и издал их. Впоследствии к ним были присоединены фантастические рассказы других писателей о приключениях Мюнхгаузена. Но автором книги принято считать Рудольфа Эриха Распе.Синтаксис сложного предложения
Схватка с медведем(новая версия)А этот медведь никак этого не мог – он погиб голодной смертью. (Следствие)Синтаксис сложного предложенияЯ вылез из лодки – на меня набросился огромный медведь. (Быстрая смена событий) Он хотел растерзать меня в одно мгновение – я сильно сжал его передние лапы. (Противопоставление) Я знал: он немедленно растерзает меня, (дополнение)если я отпущу его. Да, он умер от голода: медведи утоляют свой голодлишь тем, что они сосут свои лапы. (Причина)
СПАСИБОЗАВНИМАНИЕ