Презентация по русскому языку на тему: Запятая и точка с запятой в БСП. (9 класс)


. Расставить номера предложений в таблицу, определить, с помощью чего связаны части сложного предложения. 1.Сердце мое заныло, когда очутились мы в давно знакомой комнате.2. Лед уже тронулся, и на другой берег нельзя было переправиться.3. С утра было жутко холодно, но к обеду выглянуло солнце.4. Чтобы не выдать себя, рыбак обмотал весла тряпками.5. Домик, куда меня привели, был небольшой, но уютный.6. Рано утром в саду запел соловей, от пруда послышалось кваканье лягушек.7. Я сразу понял, что это дело мне по силам.8. Лодка причалила к берегу, и мы наконец ощутили под ногами твердую землю.9. Где тонко, там и рвется.10. Дождь продолжал хлестать, я продрог до костей. ССП СПП БСП ССП СПП БСП 2, 3, 8 1 (прид.врем.), 4 (прид.цели)5 (прид.опр.), 7 (прид.изъяс.)9 (прид. места) 6, 10 1) Дать понятие о бессоюзном сложном предложении (БСП). 2) Показать различие между предложениями союзными и бессоюзными 3) Изучить правила постановки запятой и точки с запятой в БСП. Среди данных предложений найдите БСП, выпишите, подчеркните грамматические основы, назовите знаки препинания, разделяющие части БСП. 1. Я вас любил – меня вы не любили.2. Вечереет, и темнеют кусты неодетого леса.3. В окна снег валит клоками, буря свищет у ворот.4. Шагах в десяти текла темная речка; она ворчала, хлюпала об изрытый берег и быстро неслась дальше.5. Шел мокрый снег, и ветер хлестал по лицу.6. Вся поверхность земли представлялась зелено – золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов.7. Я понял, что долго не смогу притворяться.8. Я понял: долго не смогу притворяться. смысловые отношения между частями:- последовательность;- перечисление;- одновременность. ( можно поставить союз И) [ ], [ ] и последовательность Изумрудные лягушата прыгают под ногами; между корней, подняв голову, лежит уж и стережёт их. [ , , ]; [ ] последовательность /и / смысловые отношения между частями:- последовательность;- перечисление;- одновременность. Схема предложения Способ замены знака препинания Примеры 1. [ ], [ ].Перечисление фактов Союз И Луна сияла, июльская ночь была тиха. (Луна сияла, и июльская ночь была тиха).  [ , , ]; [ ]последовательность  Союз И  Шагах в десяти текла темная речка; она ворчала, хлюпала об изрытый берег и быстро неслась дальше. 1) Разбить сложные предложения на простые.2) Определить смысловые отношения между ними последовательность; перечисление; одновременность другие смысловые отношения Алгоритм постановки знаков препинания в БСП Среди данных предложений найдите БСП, запишите, подчеркивая грамматическую основу и расставляя знаки препинания. 1. Молодые казаки ехали смурные и едва удерживали слезы.2. День был серый зелень сверкала ярко птицы щебетали как-то вразлад.3. В воздухе вдруг захолодело путешественники почувствовали близость Днепра.4. Путешественники остановились на ночлег разложили костер приготовили ужин.5. Сияет солнце воды блещут Деревья радостно трепещут Купаясь в небе голубом.6. Было уже поздно поэтому в усадьбе все спали. Вопрос ответ Я знаю, что такое бессоюзное сложное предложение Мне понятно, чем отличается БСП от союзного сложного предложения Мне понятно, когда нужно ставить запятую в БСП Мне понятно, когда нужно ставить точку с запятой в БСП Мне нужно….. Я оцениваю свою работу на уроке