Личностно-ориентированный подход к обучающимся на уроках математики


Личностно -ориентированный подход к учащимся на уроках математики Автор: Сладкова Н.Н.Учитель начальных классовМОУСОШ №40 г.Тверь2015 г. Содержание Личностно ориентированное обучение как современная ориентация в педагогической деятельности Личностно-ориентированная система обучения.Структура типового блока уроков в личностно-ориентированной системе обучения.Особенности диагностики развития личности учащихся.Основные особенности личностно ориентированного урока Общее образование не есть изучение предметов, а есть развитие личности предметами. На первом плане стоит личность, субъект, его интересы, а предметы - на втором. П.Ф. Каптерев Выбор проблемы обусловлен рядом факторов: - актуальность концепции личностно ориентированного образования не вызывает сомнений - современное образование – это личностно ориентированное образование, основанное на учёте результатов диагностики индивидуальных особенностей и способностей каждого ребёнка развитие личности является основной целью личностно ориентированного образования Стороны “Традиционного обучения”: Доминирование обучения над учением то есть самостоятельным развитием: Единообразие Прагматизм: Режим принуждения: Подмена внутренней мотивации стимулированием: Технократизм: Чрезмерная “затратность” педагогического процесса: Слабые стороны традиционного обучения шаблонное построение урока, одинаковая его продолжительность с 1 по 11 класс;преобладание вербальных методов обучения, однообразие техник работы учителя, слабая речевая деятельность учащихся;равнение на среднего ученика без учета индивидуальных особенностей личности;преобладание действий репродуктивного характера, отсутствие или слабое самостоятельное развитие;высокая авторитарность;отсутствие технологически организованных механизмов воспитания, развития и саморазвитие личности в процессе обучения. Личностное воздействие на уроке не реализуется или реализуется слабо. 3-2-1 На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель-ученик» через отношения, совместную деятельность. Система отношений, атмосфера урока подавляют возможности совместной продуктивной деятельности. 3-2-1 Стиль, тон отношений, задаваемые учителем на уроке, создают атмосферу учебного сотрудничества, сотворчества. Учитель несклонен принимать другое мнение, не поддерживает стремление учеников к спору, дискуссии. 3-2-1 Учитель принимает и поощряет выражаемую учеником собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения. Коммуникативные ситуации специально не планируются, диалоговые формы на уроке не используются 3-2-1 Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока, владеет технологией диалога, обучает ставить и задавать вопросы. Учитель не обучает детей рефлексии, сам не осуществляет рефлексивную функцию в обучении. 3-2-1 Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений). Контроль и оценку осуществляет преимущественно сам учитель. 3-2-1 На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у учащихся). Учитель реализует преимущественно репродуктивную сторону, не владеет умением сочетать ее с проблемной или методикой постановки и решения проблемы. 3-2-1 Учитель эффективно (адекватно цели урока ) сочетает репродуктивную и проблемную стороны обучения, учит детей работать по правилу и творчески. Учитель не использует специальных приемов. 3-2-1 Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы. Формы и методы урока однообразные, не вызывающие субъектную позицию ученика («Я – исполнитель».)‏ 3-2-1 На уроке используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе и формирующие субъектную позицию учеников. Цели урока задаются только учителем без формирования функции от учителя к ученику. 3-2-1 Цели урока задаются совместно с тенденцией передачи функции от учителя к ученику. КРИТЕРИИ ТРАДИЦИОННОГО УРОКА КРИТЕРИИ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО УРОКА Основные причины использования личностно-ориентиролванного обучения необходимость более глубокого учета и использования психофизических особенностей обучаемых;осознание настоятельной необходимости замены малоэффективного вербального способа передачи знаний системно-деятельностным подходом;возможность проектирования учебного процесса, форм взаимодействия учителя и ученика, которые бы обеспечивали гарантированные результаты обучения;замена принуждения, являющегося разрушительным фактором как для личности ребенка, так и для личности педагога, включением внутренних активизаторов деятельности. Новый учебный год начинается с вопросов Кто такой мой ученик?Чему учит мой предмет?Чему я хочу научить своих учеников?Как я могу добиться лучшего усвоения знаний моими учениками? Личностно ориентированный подход Это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самореализации личности РЕБЕНКА. Дифференциация – организация учебного процесса с учётом доминирующих особенностей групп учащихся. Индивидуализация - учёт личностных особенностей каждого ученика, нацеленность образовательного процесса на личность, на интересы ученика, на его склонности. «Дифференциация обучения» - это создание наиболее благоприятных условий для развития личности ученика как индивидуальности. Отсюда следует: - дифференцированное обучение не цель, а условие и средство развития индивидуальности - проектирование личностно ориентированного обучения невозможно без знания индивидуальности каждого ученика как данности, с присущими только ему личностными особенностями;- только знание индивидуальности каждого обеспечивает построение личностно ориентированной системы обучения. ЛООкомплекс Представл. Планируемыхрезультатов СредствДиагностикиТекущегоСостоянияобучаемых НабораМоделейИ техники обучения Критериев выбораОптимальнойМоделиДля конкретныхусловий Основные подходы на уроках математики с личностно-ориентированной направленностью: 1. Наличие плана проведения блока занятий и конкретного урока в зависимости от готовности класса.2. Создание эмоционально-положительного настроя на работу всех учеников в ходе урока.3. Сообщение (определение) не только темы, но и организации учебной деятельности.4. Применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую). Основные подходы на уроках математики с личностно-ориентированной направленностью: 5.Организация проблемных, творческих ситуаций, требующих диалогических техник работы.6. Цельноблочная система обучения с быстрым переходом к самостоятельной деятельности учащихся, стимулированием учеников к выбору и самостоятельному использованию различных способов выполнения задания.7. Обсуждение с детьми в конце урока не только того, что “мы узнали, чем овладели”, но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по другому.8. Отметка, выставляемая ученику аргументируется и представляет собой рецензию учителя на работу ученика.9. Дифференцированный подход не только к обучению, но и к домашнему заданию, которое сопровождается разъяснением, как следует рационально организовать его выполнение. Блок уроков Вводное повторение - первичная и системная актуализация знаний т. е. пробуждение знаний и умений, усвоенных на прошлом уроке и всех необходимых для усвоения нового, когда-либо полученных знаний и умений; диагностика готовности к изучению нового.Основные действия учителя: помощь ученикам при включении в работу через создание положительной мотивации или проблемных ситуаций, способствующих проявлению любопытства, заинтересованности, познавательной активности.Техники работы учителя: эвристический монолог, диалог, полилог, моделирование, при необходимости показ, педагогическое наблюдение.Учителю необходимо использовать в работе только 3 типа высказываний, каждое из которых позитивно:похвалить;уточнить, направить;объяснить заново непонятную часть. Блок уроков Презентация нового материала - предъявление укрупненного блока, включающего в себя базовые знания (несократимый минимум). На это отводится время, ограниченное необходимостью как можно быстрее переходить к самостоятельной работе школьников. Основные действия учителя: выделение информации, служащей базисом для изучения темы; придание ей формы, позволяющей ученику легко понять ее и запомнить на уроке, готовность при объяснении оказать помощь тем, кто в ней нуждается.Техники работы учителя: информационный, эвристический и внушающий монолог, показ, ответы на вопросы учащихся, инструктаж. Блок уроков Практика под руководством учителя или тренинг-минимум. Основные действия учителя: организация первичного закрепления материала, в ходе которого умения решать шаблонные задачи доводится до автоматизма и своевременное исправление ошибок в понимании нового материала.Техники работы учителя: эвристический монолог, моделирование, педагогическое наблюдение, диалог. При необходимости ответы на вопросы учащихся, инструктаж, показ. Блок уроков Изучение нового материала (дополнительный объем) и независимая самостоятельная практика обучаемых. Особенность этого этапа состоит в том, что учащиеся по-разному нуждаются в новом и в том числе дополнительном материале. Основные действия учителя: организация работы в парах или группах по изучаемой проблеме, выступление посредником в обмене мнений, диагностика степени усвоения изучаемого материала и дальнейшее продвижение по теме. Организационная схема деятельности заметно меняется от урока к уроку (в зависимости от результатов предшествующих уроков). Первые уроки довольно просты — на них встречаются одна-две группы, последние — сложны, так как почти все ученики оказываются в группах разных типов.Техники работы учителя: диалог, полилог, моделирование, опрос, педагогическое наблюдение. При необходимости инструктаж, опрос, педагогическая оценка. Блок уроков Самоконтроль и самооценка — самостоятельное определение западающего звена.Деятельность учителя: ориентация на применение индивидуальных эталонов в оценке труда школьников; учащиеся оценивают себя сравнивая не друг с другом, не с пресловутым “средним учеником”, а самого себя с собой, учитывая индивидуальные продвижения и изменения. Техники работы учителя: педагогическое наблюдение и педагогическая оценка. Блок уроков Итог занятия - фиксация пути, пройденного учеником на занятии; определение соответствия замысла учителя с полученными результатами, в соответствии с когнитивными целями, поставленными на определенных этапах обучения. (знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка). Блок уроков Информация о домашнем задании.Работа дома носит вариативный характер, включает задания на выбор, в том числе и творческие; можно задавать домашнюю работу сразу на весь блок уроков в его начале и в трех уровнях — минимальный, общий, продвинутый. Блок уроков Специальное или обобщающее повторение — позволяет увидеть ученикам всю тему целиком, получить некое системное ее знание.Главная задача этого этапа — обобщение и систематизация знаний, формирование целостной системы ведущих понятий по теме, курсу, выделение основных идей. Блок уроков Контроль усвоения знаний учащихся — система тестовых, самостоятельных и контрольных работ как для отдельных учащихся, так и для всего класса, которая строится либо в соответствии с классификацией когнитивных целей обучения: либо по принципу: базовый (минимальный) уровень, общий уровень, продвинутый уровень. Блок уроков Коррекция — поиск и исправление ошибок как самостоятельно, так и объединяясь в группы. Ученики получившие высший балл, могут работать с учителем, решать нестандартные задачи или помогать товарищам в поиске и коррекции ошибок, объясняя их причины. Задача при личностно ориентированной организации учебного процесса- выявление уровня развития учащихся. Чтобы каждому ребёнку помочь стать личностью, необходимо хорошо знать его индивидуальные возможности, склонности, интересы. А поскольку главными показателями развития личности являются психолого - интеллектуальные качества, развитие познавательной активности, сформированность самостоятельности, навыков самоанализа, развитие коммуникативных умений, то для разрешения данной проблемы я наметила последовательность диагностической работы по изучению личности каждого ребенка моего класса. Педагогические наблюдения, результаты психологических тестирований я заношу в индивидуальные психолого-педагогические карты учёта развития личностных качеств. Диагностика позволяет не только отслеживать результат развития учащихся, но и самому ребёнку видеть своё продвижение на всех этапах обучения, кроме того, это позволяет предвидеть трудности, определять их причины, намечать пути и способы профилактики и коррекции развития личности каждого моего воспитанника Определяю место урока в системе уроков, сообщаю не только тему, но и предполагаемый порядок организации учебной деятельности, совместно с учениками выбираем пути, способы и примеры решения учебных задач. При этом стремлюсь создать условия, обеспечивающие ученику позицию субъекта при постановке учебных задач, в ходе их реализации. На уроках создаю атмосферу доброжелательности, сотрудничества, заинтересованности каждого ученика в работе класса, положительного эмоционального настроя на работу в течение всего урока. ЛОО позволяет выстраивать процесс познания «от ученика»: осознание школьниками хода своих умственных действий;коллективный поиск на основе наблюдения, сравнивания, группировки, выяснения закономерностей;интенсивная самостоятельная работа;работа в паре «ученик-ученик» во время проведения самоконтроля и самооценки; групповая работа в процессе поиска способа решения учебной задачи (учитель играет роль консультанта);межгрупповое взаимодействие при обобщении, формулировании выводов; индивидуальная работа во время выполнения заданий по пройденному материалу и творческих работ;оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ рассуждения использовал, почему и в чём ошибся;обсуждение с детьми в конце урока не только того, что нового узнали, но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить ещё раз, а что сделать по-другому. Осуществление технологии личностно ориентированного обучения требует использования разнообразных форм занятий (ролевые игры, диалоги, урок формирования умений и навыков, урок обобщения и систематизации знаний и др.), разных вариантов дидактических материалов, позволяющих на едином базовом содержании знаний варьировать и тем самым индивидуализировать процесс обучения. Очень важной является процедура оценивания, которая также должна быть направлена на раскрытие потенциальных возможностей учащихся с учётом их индивидуальных достижений. В начале урока или перед началом вида работы, которую предстоит оценить вместе с учениками, определяю, каким образом будет оцениваться их учебная деятельность. При этом оговариваются возможные уровни выполнения работы и требования, соответствующие каждому уровню, определяются требования к освоению учащимися изучаемой темы. Если ученик не справился с заданием, выясняю причины, организую необходимую коррекционную работу по ликвидации пробелов в знаниях и умениях. Затем предлагаю выполнить задание, аналогичное тому, с которым он не справился. При составлении проверочных, самостоятельных и итоговых работ не ограничиваюсь заданиями репродуктивного уровня, которые должны входить в работу для того, чтобы ученики увидели степень своего продвижения в учёбе и определили зону своего ближайшего развития в материале учебного предмета. Виды контроля: стартовый, позволяющий определить исходный уровень обученности и развития учащихся;прогностический, представляющий собой «проигрывание» всех операций учебного действия в уме до начала его реального выполнения;пооперационный, ориентированный на оценку правильности, полноты и последовательности выполнения действий, составляющих решение той или иной учебной задачи;контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполнения операций с образцом;итоговый, на основе которого определяется уровень сформированности знаний по предмету и основных компонентов учебной деятельности школьников. Варианты составления и оценивания работ: Первый вариант – ученик сам выбирает уровень и выполняет задания этого уровня в течение отведённого на выполнение работы времени.Второй вариант – школьник выбирает и выполняет те задания, с которыми может справиться. При этом он самостоятельно определяет последовательность их выполнения.Третий вариант – ученику предлагается задание, которое содержит несколько уровней мыслительной деятельности. Он самостоятельно выбирает уровень мыслительной деятельности, на котором будет выполнять задание и демонстрирует необходимые для данной работы умения и навыки. Личностно ориентированный подход в обучении – это важнейший принцип воспитания и обучения. Он означает действенное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности в условиях классно- урочной системы обучение по обязательным учебным программам, предполагает сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных заданий для повышение качества и развития каждого ученика. Успешно развивается познавательная активность, интеллектуальная деятельность каждого ученика с учётом его возможностей и способностей. Но успех обучения возможен тогда, когда изучены потребности, интересы, уровень подготовки, умственные возможности и познавательные особенности ученика, а также созданы оптимальные условия для овладения ЗУН, развития способностей.