Презентация по МХК на тему Культура Древней Греции. Рождение греческого театра
слово «театр» произошло от греческого «театрон» — «место, где собираются, чтобы посмотреть». Древнегреческий театр один из древнейших театров на территории Европы. Он достиг своего расцвета в V в. до н. э. Древнегреческий театр возник из сельских празднеств в честь бога Диониса. Торжественная часть праздника дала рождение трагедии, веселая и шутливая - комедии. Театр Древней Греции родился из дифирамбов –хвалебных песен в честь Диониса. Почвой древнегреческого искусства считают мифологию. В ходе развития греческой трагедии в круг ее сюжетов, помимо мифов о Дионисе, вошли рассказы о судьбах героев древности - Эдипа, Геракла, Феспида и других. Со временем спектакли стали играть, располагая зрителей на склонах холмов. Вскоре традиционным стал большой полукруг зрительских мест - амфитеатр. Мраморные кресла первых рядов – для почетных граждан это были жрецы Диониса, стратеги, олимпионики. Каждый полис имел свой театр.Он строился у подножия холма под открытым небом. Простые каменные скамьи были предназначены для рядовых граждан. Орхестра Амфитеатр Парод Скена Проскений Канал для дождевой воды Постепенно сложилась четкая схема греческого театра. Скена Проскений Орхестра Амфитеатр Пароды Театрон – это места для почётных зрителей.Орхестра – круглая или полукруглая площадка, на которой выступали актёры и хор. Скене – пристройка, примыкавшая к орхестре.К её стене прикрепляли полотнища, изображавшие то вход во дворец, то берег моря. Внутри скене хранились костюмы и маски актёров. От древнегреческих скен сегодня остались лишь руины. В древности же между колонн скены располагали декорации. Даже сегодня развалины скены используют для тех же целей. Пароды, через которые актеры и хор выходили на орхестру, строили в виде красивого колонного портика. Античный театр вмещал огромное количество зрителей (Афинский театр, до 17 тыс.чел). Входными билетами на театральные представления в античном театре служили жетоны. Буква на билете означала сектор, а мест не было, можно было занять любое место , начиная со второго ряда. Феорикон - «ЗРЕЛИЩНЫЕ ДЕНЬГИ» Театр в ту пору был не развлечением, а священным делом: это был способ чтить бога Диониса. Государство выплачивало зрителям (заметьте, не актерам) их дневной заработок, чтобы они могли 4 дня спокойно сидеть в театре. До половины V века представления начинались после завтрака, а позднее - с раннего утра, и продолжались большую часть дня, а нередко и до вечера. Пьеса – литературное произведение, предназначенное для постановки на сцене. Жанр - вид художественного произведения КОМЕДИЯ - ( от греч. komos – весёлая толпа и oide –песнь) произведение, изображающее такие жизненные положения и характеры, которые вызывают смех. В комедии - действующими лицами являлись обычные люди, современники автора и зрителей .ТРАГЕДИЯ-(от греч.tragos – козёл и oide – песнь - буквально «козлиная песнь») произведение, изображающее борьбу, личную или общественную катастрофу, обычно оканчивающуюся гибелью героя. В трагедии действовали герои мифов, боги и герои.ДРАМА - это пьеса с острым конфликтом, который, в отличие от трагического, не столь возвышен и разрешим. Соединяет в себе трагическое и комическое. Своего высшего выражения театральное искусство V в. до н.э. достигло в творчестве трех великих трагиков -Эсхила, Софокла, Еврипида - и комедиографа Аристофана. Театр в Греции был государственным учреждением, и организацию театральных представлений брало на себя само государство, назначая для этих целей специальных людей. Софокл написал 125 драм, из которых сохранились семь трагедий: «Антигона», «Аякс», «Эдип-царь», «Электра» и др. СОФОКЛ Бюст Еврипида, римская копия греческого оригинала 330 до н. э. В своих трагедиях Еврипид отразил поиски новых основ мировоззрения. Его театр представлял собой своеобразную энциклопедию интеллектуального движения Греции во второй половине V в. до н. э. Из 92 пьес, приписывавшихся Еврипиду, до нас дошло 18 трагедий. Лучшие драмы Еврипида потеряны. Из уцелевших увенчан «Ипполит». Популярны «Алкеста» и «Медея». Подлинным основоположником трагедии стал Эсхил. Он автор более семидесяти произведений, из которых до нас дошли только семь: «Персы», «Умоляющие», «Семеро против Фив», «Прикованный Прометей», «Агамемнон», «Хоэфоры», «Эвмениды».Все пьесы Эсхила пронизаны сильным религиозным чувством, в их основе — конфликт между человеческими страстями и духовностью. Эсхил Самым известным автором комедии был Аристофан. Наиболее яркие его произведения — «Осы», «Лягушки», «Облака», «Лисистрата». Герои комедий Аристофана — не легендарные личности, а жители современных Аристофану Афин: торговцы» ремесленники, рабы. В комедиях нет такого почтения к богам, как в трагедиях. Их иногда даже высмеивали. Аристофан дает смелую сатиру на политическое и культурное состояние Афин в то время, когда демократия начинает переживать кризис. АРИСТОФАНДревнегреческая скульптура Актёрами были только мужчины Актеры (по греч. – протагонист) игравшие в спектаклях главной задачей считали заучивание текста. Его как правило произносили со всевозможными завываниями, пытаясь таким образом передать чувства героев.Этой же цели служили маски -они отражали радость, горе и другие эмоции. Актеры носили маски, так что мимика из игры была исключена. Тем больше должны были греческие актеры работать над искусством движения и жеста. Со времен древнегреческих представлений маска является самым известным атрибутом театра, его символом. При огромных размерах греческих театров выражение лиц актеров не было видно всем зрителям. Поэтому у каждого актера были две-три большие маски: одна изображала спокойное лицо, вторая - встревоженное, третья - искаженное ужасом… Для актера комедии важнее была пластика тела.Ею он передавал забавные ситуации, в которые попадал его персонаж. Актеры очень тщательно подбирали маски. Поскольку лицо было закрыто, то именно маска показывала зрителям эмоциональное состояние актера. Эрипид подбираетмаску Трагический актер и его маски Поэтому одна и та же маска могла пригодиться для исполнения разных ролей. Маски комических актеров часто очень натуралистичны. Актеры трагедии надевали Трагическую маску Яркий расписной костюм Котурны Нередко актерам комедии приходилось одеваться в лошадей, лягушек и даже изображать облака. Основное представление о мире у греков сводилось к тому, что мир — это театральная сцена, а люди — актеры, которые появляются на этой сцене, играют свою роль и уходят. Приходят с неба уходят туда же, там растворяются. Земля — лишь сцена, где они исполняют свою предназначенную роль. Поэтому древнегреческий театр органичен: в нем проявляется возвышенный, высокий и торжественный космологизм. Мировоззрение 2. Как называли учителя музыки в афинской школе:Педотриб.Кифаред.Грамматик. 1. Самым известным автором комедии был:Аристофан.Софокл.Эсхил.Еврипид. 4. Котурны это…Музыкальный инструмент.Прощальные песни по умершему.Обувь актёра. 5. Место для зрелища это…Орхестра.Театр.Театрон. 3. Главный актёр в греческом театре назывался… Одеон. Протагонист.Эдип. 6. Кто из мифических героев стал героем трагедии Эсхила:Медея.Прометей.Дионис. Говоря о феномене античного театра, имеется в виду прежде всего «греческое чудо» и молодость греческой цивилизации. Простота и классическая ясность греческой культуры – наследие, которым до сих пор пользуется не только европейская, но и мировая культура.