Личностно-ориентированный подход в развитии интеллектуального потенциала учащегося
Личностно-ориентированный подход в развитии интеллектуального потенциала учащихся.
ВведениеЖил- был мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает далеко не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?» А сам думает: «Скажет живая – я её умертвлю, скажет мёртвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Всё в твоих руках». (Притча)
Необходимым условием успешного обучения математики является заинтересованность ученика в процессе познания, стремление к успеху, осознание необходимости обучения
Актуальность личностно- ориентированного обучения На современном этапе развития общества перед школой стоит задача всестороннего развития личности ученика. При этом обучение должно обеспечивать духовное, интеллектуальное, творческое развитие учащихся. Современная школа ставит своей целью не только обучение детей с разными способностями, но и создание на уроках творческой обстановки, направленной на личностно-ориентированную модель обучения, утверждающую ценность личности ребенка.
Выбор проблемы обусловлен рядом факторов- актуальность концепции личностно - ориентированного образования не вызывает сомнений; - современное образование – это личностно ориентированное образование, основанное на учёте результатов диагностики индивидуальных особенностей и способностей каждого ребёнка; -развитие личности является основной целью личностно ориентированного образования
Цель:1. заинтересовать каждого учащегося математикой и обеспечить его развитие в условиях атмосферы взаимопонимания и сотрудничества;2. развить индивидуальные познавательные способности каждого ребенка;3. помочь личности познать себя; самореализоваться и самоопределиться;4. развить творческий потенциал учащихся.
Принцип свободы выбора Готовность учащихся к выбору. Стимулирование учащихся к выборуАргументация своего выбораУспешность деятельностиЗащищенность школьника от собственных ошибокОценка результатов решения выбранного варианта. 2. Принцип открытости. 3. Принцип деятельности. 4. Принцип обратной связи. Принципы личностно - ориентированного обучения
Методологические основы организации личностно-ориентированного урокаЛичностно- ориентированный урок в отличие от традиционного в первую очередь изменяет тип взаимодействия «учитель-ученик». От командного стиля педагог переходит к сотрудничеству, ориентируясь на анализ не столько результатов, сколько процессуальной деятельности ученика.2. Изменяются позиции ученика – от прилежного исполнения к активному творчеству, иным становится его мышление: рефлексивным, то есть нацеленным на результат. Меняется и характер складывающихся на уроке отношений. Главное же в том, что учитель должен не только давать знания, но и создавать оптимальные условия для развития личности учащихся.
Традиционное обучениеУчитель-учебник-ученикОриентировано на среднего ученика.Усвоение и воспроизведение знаний, умений и навыков.9Личностно-ориентированное обучениеУченик-учебник-учительРазвитие и саморазвитие личности ученика. Формирование критического мышления, ценностных ориентаций.Личностное становление и самоопределение.
Личностное воздействие на уроке не реализуется или реализуется слабо.3-2-1На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель-ученик» через отношения, совместную деятельность.Система отношений, атмосфера урока подавляют возможности совместной продуктивной деятельности.3-2-1Стиль, тон отношений, задаваемые учителем на уроке, создают атмосферу учебного сотрудничества, сотворчества.Учитель несклонен принимать другое мнение, не поддерживает стремление учеников к спору, дискуссии.3-2-1Учитель принимает и поощряет выражаемую учеником собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.Коммуникативные ситуации специально не планируются, диалоговые формы на уроке не используются3-2-1Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока, владеет технологией диалога, обучает ставить и задавать вопросы.Учитель не обучает детей рефлексии, сам не осуществляет рефлексивную функцию в обучении.3-2-1Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений).Контроль и оценку осуществляет преимущественно сам учитель.3-2-1На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у учащихся).Учитель реализует преимущественно репродуктивную сторону, не владеет умением сочетать ее с проблемной или методикой постановки и решения проблемы.3-2-1Учитель эффективно (адекватно цели урока ) сочетает репродуктивную и проблемную стороны обучения, учит детей работать по правилу и творчески.Учитель не использует специальных приемов.3-2-1Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.Формы и методы урока однообразные, не вызывающие субъектную позицию ученика («Я – исполнитель».)3-2-1На уроке используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе и формирующие субъектную позицию учеников.Цели урока задаются только учителем без формирования функции от учителя к ученику.3-2-1Цели урока задаются совместно с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.КРИТЕРИИ ТРАДИЦИОННОГО УРОКАКРИТЕРИИ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО УРОКА
Этапы личностно ориентированного урока Этап целеполагания Этап актуализации субъектного опыта Этап изучения нового материала Этап применения знаний Этап проверки знаний Этап “Домашнее задание” Этап «Рефлексия»
ПамяткаДеятельность учителя на уроке с личностно-ориентированной направленностью Создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока. Сообщение в начале урока не только темы, но и организации учебной деятельности в ходе урока. Применение знаний, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую). Использование проблемных творческих заданий. Стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию различных способов выполнения заданий. Оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему ошибся и в чём. Обсуждение с детьми в конце урока не только того, что «мы узнали» (чем овладели), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по-другому. Отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров: правильности, самостоятельности, оригинальности. При задании на дом называется не только тема и объем задания, но и подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания.
Как научить каждого, ведь они такие разные ?!!!
ГИПОТЕЗА Если в основу обучения математике положить личностно-ориентированный подход к ученикам и на основе этого рассматривать и применять формы и методы дифференцированного обучения, то это позволит повысить качество знаний учащихся.
Дифференцированное обучение не цель, а условие и средство развития индивидуальности
Группа «А» - отличается медлительностью умственных действий, у них пробелы в знаниях программного материала, самостоятельно с трудом решают по образцу и алгоритму, могут решить задачи в один – два шага, решение более сложных задач начинают со слепых проб, не умеют вести целенаправленный поиск решения, не могут найти связи между данными и искомыми величинами, часто пропускают обоснование гипотез, не видят существенных зависимостей и ключевых моментов в решении задач. Группа «В» - имеют достаточные знания программного материала, активно их применяют на практике, решая задачи базового и среднего уровня. Затрудняются при переходе к решению задач нового типа, но, овладев методами их решения, справляются с решением аналогичных задач; не справляются самостоятельно с решением сложных (нетиповых) задач. Группа «С» - интересуются предметом, могут, читая учебник, сами разобраться в теории и применить ее на практике. Решают задачи продвинутого уровня. Могут сводить сложную задачу к цепочке простых подзадач, выдвигать и обосновывать гипотезы в процессе поиска решения задач, переносить прежние знания в новые условия. Эти учащиеся быстро и легко обобщают методы решения классов однородных задач, отчетливо выделяют ключевую подзадачу в решенной, могут сформулировать ее в ходе поиска решения самостоятельно или с небольшой помощью учителя, находят несколько способов решения одной задачи.
Дифференциация обучения «+»Слабые учащиеся охотно принимают участие в обсуждении заданий , повышается интерес, создается благоприятный психологический климат, учащиеся испытывают чувство удовлетворения, после каждого решенного задания, чувство успеха, происходит повышение познавательной активности, растет уверенность в своих силах, нет чувства страха перед новыми заданиями, рискуют попробовать свои силы в незнакомой ситуации, берутся за решение задач более высокого уровня.активизация мыслительной деятельности, положительная мотивация к учебе.
Разноуровневый подход Дифференцированный подход Индивидуальный подход Субъективно- личностный подход Подходы личностно-ориентированного обучения
Мои педагогические заповеди:1. Творчество. 2. Самостоятельная деятельность учащихся. 3. Наглядность на каждый урок.4. Выделение главного в теме.5. Разминка или игровой момент — творческая пауза урока.6. Развитие чувства реальности, связь теории с жизнью.
Урок - исследование на тему: «Решение логарифметических уравнений» в 11 кл.
Урок –путешествие “Окружность”
Урок –исследование«Сумма градусных мер углов треугольника»
Внеклассная работа по предмету«Предмет математики настолько серьёзен, что полезно не упускать случаев делать его немного занимательным». Французский учёный О. Паскаль
Неделя математики
Неделя математики
Свободная минута!
Использование исторического материала
Исследовательская работа
Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. В. А. Сухомлинский
Личностно ориентированный подход в обучении – это важнейший принцип воспитания и обучения. Он означает действенное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности в условиях классно-урочной системы обучение по обязательным учебным программам, предполагает сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных заданий для повышение качества и развития каждого ученика. Успешно развивается познавательная активность, интеллектуальная деятельность каждого ученика с учётом его возможностей и способностей. Но успех обучения возможен тогда, когда изучены потребности, интересы, уровень подготовки, умственные возможности и познавательные особенности ученика, а также созданы оптимальные условия для овладения ЗУН, развития способностей.
Сегодня каждый учитель использует дифференцированный подход в своей работе. Ведь именно такой подход способствует психологическому комфорту ученика в школе, формирует у него чувство уважения к себе и к окружающим людям, вырабатывает ответственность к принятию решений.Умение учителя найти подход к каждому ученику иногда отражается не только на учебе, но и на судьбах отдельных учеников.«… разных детей и учить надо по-разному,потому что каждый по-своему воспринимает информацию”Гарднер
Спасибо за внимание