Презентация к по математике на тему: Использование графиков функций, содержащих модули, при решении заданий второй части ГИА.
Использование графиков функций, содержащих модули, при решении заданий второй части ГИА. Н.Е. Жуковский.(выдающийся русский учёный, создатель аэродинамики как науки) «В математике есть своя красота, как в живописи и поэзии». Модулем(абсолютной величиной) действительного числа а называется само это число, если а 0, и противоположное число – а, если а < 0. Модуль числа а обозначается |а|. Итак,Геометрически |а| означает расстояние на координатной прямой точки а от точки О. а 0 X y 0 В качестве исходного графика функции y=f(x) выберем прямую. X y 0 y=|f(x)| В данной формуле значения функции (ординаты точек графика) находятся под знаком модуля. Это приводит к исчезновению частей графика исходной функции с отрицательными ординатами (т.е. находящихся в нижней полуплоскости относительно оси Ох) и симметричному отображению этих частей относительно оси Ох. X y 0 y=f(lxl)
В данной формуле значения аргумента (абсциссы точек графика) находятся под знаком модуля. Это приводит к исчезновению частей графика исходной функции с отрицательными абсциссами (т.е. находящихся в левой полуплоскости относительно оси Оу) и замещению их частями исходного графика, симметричными относительно оси Оу. Рассмотрим пример применения вышеизложенной теории. Постройте график функции . Сколько общих точек может иметь с этим графиком прямая у = m ? ( Для каждого случая укажите соответствующие значения m.)Решение: 1) Строим график функции у = ; 2) Симметрично отображаем относительно оси Oх часть графика с отрицательными ординатами; 3) Выясняем сколько общих точек может иметь с этим графиком прямая у = m ? Если m = 0 и m > 4 , то прямая у = m имеет с графиком функции у = 2 общие точки.Если 0 < m < 4 , то прямая у = m имеет с графиком функции у = 4 общие точки. Если m = 4, то прямая у = m имеет с графиком функции у = 3 общие точки. Если m < 0, то прямая у = m не имеет с графиком функции у = общих точек. Практические задания. 1.Постройте график функции .Сколько общих точек может иметь с этим графиком прямая у = m? (Для каждого случая укажите соответствующее значения m.)2.Постройте график функции .Сколько общих точек может иметь с этим графиком прямая у = m? (Для каждого случая укажите соответствующее значения m.)3.Постройте график функции .Сколько общих точек может иметь с этим графиком прямая у = m? (Для каждого случая укажите соответствующее значения m.) 4.Постройте график функции .Сколько общих точек может иметь с этим графиком прямая у = m? (Для каждого случая укажите соответствующее значения m.) 5.Постройте график функции . Сколько общих точек может иметь с этим графиком прямая у = m? (Для каждого случая укажите соответствующее значения m.)6.Постройте график функции . При каких значениях m прямая у = m имеет с этим графиком 3 общие точки? 7.Постройте график функции . При каких значениях m прямая у = m имеет с этим графиком 4 общие точки? Парабола вокруг нас. Параболическая баллада Судьба, как ракета, летит по параболеОбычно — во мраке и реже — по радуге.Жил огненно-рыжий художник Гоген,Богема, а в прошлом — торговый агент.Чтоб в Лувр королевский попастьиз Монмартра,Он Далкругаля через Яву с Суматрой!Унесся, забыв сумасшествие денег,Кудахтанье жен, духоту академий.Он преодолелтяготенье земное.Жрецы гоготали за кружкой пивною:«Прямая — короче, парабола — круче,Не лучше ль скопировать райские кущи?»А он уносился ракетой ревущейСквозь ветер, срывающий фалды и уши.И в Лувр он попал не сквозь главный порог —ПараболойГневнопробив потолок!Идут к своим правдам, по-разному храбро,Червяк — через щель, человек — по параболе. Жила-была девочка рядом в квартале.Мы с нею учились, зачеты сдавали.Куда ж я уехал!И черт меня несМеж грузных тбилисских двусмысленных звезд!Прости мне дурацкую эту параболу.Простывшие плечики в черном парадном…О, как ты звенела во мраке ВселеннойУпруго и прямо — как прутик антенны!А я все лечу,приземляясь по ним —Земным и озябшим твоим позывным.Как трудно дается нам эта парабола!..Сметая каноны, прогнозы, параграфы,Несутся искусство, любовь и история —По параболической траектории!В Сибирь уезжает он нынешней ночью.А может быть, все же прямая — короче?Андрей Вознесенский.1959 Литература 1.В.А.Гусев, А.Г.Мордкович Математика: Справочные материалы: Книга для учащихся -Москва «Просвещение» 1988 г.2.Л.В.Кузнецова, С.Б.Суворова, Е.А. Бунимович, Т.В.Колесникова, Л.О.Рослова, В.А. Булычев Алгебра: Сборник заданий для подготовки к государственной итоговой аттестации в 9 классе – 6-е издание - Москва «Просвещение» 2011 г.3.Л.Д.Лаппо,М.А.Попов Математика: ГИА(в новой форме):Практикум :9 класс Москва «Экзамен» 2010 г.4.А.Вознесенский «Парабола», — Москва «Советский писатель» 1960 г .5.Интернет – ресурсы.