Роль цвета в творчестве А.С. Пушкина


Автор работы: Малевина СофьяМесто выполнения работы: г.Новоалександровск,МОУ гимназия № 1,6 класс Научный руководитель: Синицина Ольга Викторовна,учитель русского языка и литературы МОУ гимназия № 1 Секция: литературоведениеНазвание работы: «Роль цвета в творчестве А.С. Пушкина» «Роль цвета в творчестве А.С. Пушкина» Цель исследования: анализ произведений А.С. Пушкина на предмет выявления цветовой палитры и ее роли в произведениях поэта. Объект исследования: произведения А.С. Пушкина разных периодов.Предмет исследования: роль цвета в творчестве А.С.Пушкина рассмотреть произведения поэта с точки зрения цветовой палитры; - определить частотность использования цветов; выявить преобладающие цвета в творчестве А.С. Пушкина - определить роль цвета в анализируемых произведениях поэта. Задачи исследования: Цвет как составляющая поэтического наследия поэзии Роль цвета в творчестве А.С. Пушкина в сказках Попробуем рассмотреть цветовую насыщенность семи сказок А.С.Пушкина: «Сказка о золотом петушке», «Сказка о попе и о работнике его балде», «Сказка о медведице», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»,«Сказка о рыбаке и рыбке», « Сказка о царе Салтане», «Жених». Цвет Кол-во упом Название произведения Контекст, в котором употребляется КрасныйЗолотой 1 1 Жених Наташа стала, как была,Опять румяна, весела,И перстни золотые. ЗолотойБелый 2 2 Сказка о золотом петушке Золотого петушка.Петушок мой золотойВ сарачинской шапке белой,Весь как лебедь поседелый,Старый друг его, скопец. Серый 1 Сказка о попе и его работнике его балде сивая кобыла? Белый 4 Сказка о медведице Из-под утренней белой зорюшки…Села медведиха под белой березою;Распорол ей брюхо белое…Зайка беленький… Бурый-чернобурый 3 Выходила бурая медведихаДошли вести до медведя чернобурого,Чернобурую медведиху. Серый 1 зайка серенький. Белый-светлый 14 Сказка о метрвой царевне и о семи богатырях С белой зори до ночи;Вся белешенька земля.Высока, стройна, бела…Всех румяней и белее?» Белолица… И не диво, что бела…В светлой горнице;Вверх во светлую светлицу…Белы руки опустила, Черный - темный 4 Темной ночки Елисей…Под горою темный вход.черноброва,Черной зависти полна… Красный 11 Закрасневшись, извинилась…Всех румяней и белее?»Так румяно-золотисто,Будто медом налилось!Плод румяный уронила…К красну солнцу наконец…Красно солнце отвечало… Зеленый 2 От зеленого винаОтрекалася она;Средь зеленыя дубравы… Серый 1 Серых уток пострелять. Золотой 2 Так румяно-золотисто…Позолоченный рожок! Синий 11 Сказка о рыбаке и рыбке Ты волнуешь сине море…У самого синего моря; Ступай себе в синее море,Домой в море синее просилась,Так пустил ее в синее море».Вот пошел он к синему морюВот пошел он к синему морю,(Помутилося синее море.)Пошел старик к синему морю; Золотой 13 С непростою рыбкой, — золотою.Как взмолится золотая рыбка!Отпустил он рыбку золотую…-Бог с тобою, золотая рыбка!Золотую рыбку, не простую;Стал он кликать золотую Отвечает золотая рыбка:На руках золотые перстни,Чтобы служила мне рыбка золотая Черный 2 Не хочу быть черной крестьянкой,Видит, на море черная буря Красный 1 На ногах красные сапожки. Синий 8 Сказка о царе Салтане В синем небе звезды блещут,В синем море волны хлещут; Море синее кругом,С синя моря глаз не сводит Князь у синя моря ходит – Зеленый 1 Дуб зеленый над холмом. Золото 10 Город новый златоглавый,Видит: весь сияя в златеЦарь Салтан сидит в палатеС златоглавыми церквами Всё скорлупки золотые Золотой грызет орех,В чешуе златой горя Белый 7 Лебедь белая плыветЛебедь белая молчитС белой ручки не стряхнешь К белой груди прижимает… В сказках А.С. Пушкина цвет не только придает сказкам эмоциональность, помогает представить ярко и образно картины и сюжеты сказок, но и увидели, что поэт намеренно использует цвета для описания внешности человека, бытовых понятий, природы, во взаимоотношении с героями. При этом используются постоянные эпитеты, которые при многократном повторении приобретают символическое метафорическое значение: «руки белы», «золотые перстни», «красные сапожки», «лебедь белая», «красное солнце», «рыбка золотая», «сивая кобыла», «бурая медведица», «золотой петушок», «зайка серенький» и другие. Название стихотворения, год издания Строки из произведения Цвет «Воспоминание в Царском Селе». 1814 В седом тумане дальний лес; Промчались навсегда те времена златые;Кругом подножия шумя, валы седые; Блеснул кровавый меч в неукротимой длани; В могилу мрачную нисходят непрестанно;И брызжет кровь на грудь;О бородинские кровавые поля;Часы беспечности я тратил золотые;Грядет с оливою златой;Греми на арфе золотой; Седой, серыйЗолотойСедойКрасныйЧерныйКрасныйКрасныйЗолотойОливковый, ЗолотойЗолотой «Казак», 1814 Черна шапка набекрени;В облаках луна сребрила;Храбрый видит красну деву;Ах! Небось, девица красна;Тратишь время золотое; ЧерныйСеребряныйКрасныйКрасныйЗолотой «К живописцу», 1815 В порыве пламенной души;Улыбку радости небесной;Прозрачны волны покрывала; КрасныйБелыйГолубойБелыйПрозрачный «Черная шаль»1817-1820 Гляжу как безумный на черную шаль;Но скоро я должен до черного дня;Я дал ему злата и проклял его;И молча на деву, бледнее взирал;Я помню моленья…текущую кровь;С главы ее мертвой сняв черную шальОбтер я безмолвно кровавую сталь;Мой раб, как настала вечерняя мгла;Гляжу как безумный на черную шаль; ЧерныйЧерный ЗолотойПрозрачныйКрасныйЧерныйКрасныйСтальнойСерыйЧерный «Узник», 1822 Сижу за решеткой в темнице сырой;Кровавую пищу клюет под окном;Туда, де за тучей белеет гора;Туда, где синеют морские края; СерыйЧерныйКрасныйБелыйСерыйСинийСинийГолубой «Унылая пора», 1823- 1836 И багрец и золото одетые леса;Свежее дыхание;Отдаленные седой зимы угрозы; БагровыйЗолотоПрозрачныйСерыйБелый «Буря», 1825 В одежде белой над волнами;Когда, бушуя в бурной мгле;Её всечасно блеском алым;И небо в блестках без лазури; БелыйСинийГолубойСерыйБелыйЗолотойКрасныйГолубойЗолотойЛазурный «Под небом голубым…», 1826 Под небом голубым страны своей родной;Так вот кого любил я пламенной душой; ГолубойКрасный «Анчар», 1828 И зелень мертвую ветвей;Густой прозрачною смолою;И тигр нейдет: лишь вихорь черный;И пот по бледному челу; ЗеленыйПрозрачныйЧерныйПрозрачный «Зимнее утро», 1829 На мутном небе мгла носилась; Луна, как бледное пятно, сквозь тучи мрачные желтела;Под голубыми небесами; Прозрачный лес один чернеет и ель сквозь иней зеленеет;Вся комната янтарным блеском озарена;Кобылку бурую запрячь; СерыйБелыйЖелтыйГолубойБелыйПрозрачныйЧерныйЗеленыйБелыйЯнтарныйЖелтыйСерый «Конь», 1834 Али сбруя не красна?Не серебряны подковы;Не злачены стремена;Светлой сбруей щеголять;И серебряны подковы; КрасныйСеребряныйЗолотойБелыйСеребряный В стихотворениях цвета выступают в качестве средства передачи эмоций, душевных переживаний. В творчестве А.С.Пушкина цвет символизирует не только отношение к предметам действительности, он отражает внутренний мир автора через переживания его героя. В стихотворениях А.С. Пушкина Краски сменяют одна другую, как быстротечный ритм жизни, который задал себе поэт. Как река жизни течет, меняя свои оттенки от природы, так и в творчестве А.С. Пушкина цвета подвластны только его душевному состоянию. Литература 1.Пушкин А. Сочинения. В 3-х т. – М.: Худож. лит., 1987.2. Пушкин А.С. Избранные произведения– Лениздат, 1968.3. Изучение лирических произведений в школе (IV – VII классы). – Л.: Изд. «Просвещение», ленинградское отделение, 1968. 4. Рождественский В. Читая Пушкина. – Л., 1966. 5. Бахилина Н.Б. История цветообозначений в русском языке. М.: Наука, 1975. 6.И.Л. Финкель «Синтез формы и цвета в творчестве А.С.Пушкина, интернет ресурс