Мультимедийное сопровождение урока литературного чтения по теме:Малые жанры фольклора: потешки, прибаутки, побасенки


Учитель: Артюх Светлана Николаевна Долгожданный дан звонок –Начинается урок.Будем отвечать активно,Хорошо себя вести,Чтобы гости дорогие,Захотели вновь прийти! Чтение рассказа Л. Толстого «Косточка» детьми.-Кто хочет сказать добрые слова о чтении товарища?Справедливо ли автор учебника Виктория Юрьевна называет рассказ Л.Толстого «Косточка» серьёзным?Были ли у вас такие случаи в жизни?Что вы чувствовали? Цели: -познакомить с малыми жанрами фольклора, уяснить их специфику; Оборудование: выставка книг с произведениями малых жанров, плакат с девизом «Народные традиции почитай и сохраняй» -Ребята когда вы были маленькими и не могли сразу уснуть, как маме удавалось вас успокоить?А качи, качи, качи,Прилетели к нам грачи,Ворота-то скрип, скрип!А Коленька спит, спит. Баять, баить – говорить, шептать, заговаривать.Байка – разговорЗавалинка – земляная насыпь вдоль стен избы.Фольклор – устное народное творчество. Выберите литературные жанры, относящиеся к устному народному творчеству: рассказ, стихотворение, потешка, прибаутка, повесть, побасенка, частушка, песня, сказка, народная игра.Прочтите девиз сегодняшнего урока: «Народные традиции почитай и сохраняй» Фольклор Песни Пословицы Заклички Загадки Считалки Приговорки Потешки Сказки folk - народ lore - мудрость Потеха -забава, развлечение.Потешать - развлекать, смешить.Жужжащее чтение.-Как вы понимаете смысл слова «поскребышка»?(Остатки еды на тарелке.)Знакомое стихотворение?Когда и от кого слышали?Как вам мама, бабушка рассказывали это стихотворение?Расскажите потешку с нужными движениями. Прибаутка – забавная, остроумная обычно рифмованная поговорка.Дон, дон, дон!Загорелся Кошкин дом.Бежит курица с ведром –Заливать Кошкин дом… - Сколько героев в прибаутке? Какие они?- Давайте проинсценируем прибаутку.- Как вы думаете, что раньше рассказывали малышу: прибаутку или потешку? Побасенка – поучительный, шуточный диалог.Чтение побасенок детьми.Сначала читали потешки, потом прибаутки и, наконец, побасенки.- Почему, как вы думаете?Какие слова подходят к характеру каждого героя: хитрый, глупый, умный, недогадливый, весёлый, жадный, насмешливый, нечестный, ленивый. - Что необычного в прибаутках и побасенках вы увидели? Написаны с юмором, с иронией. ( Ирония – отрицательная оценка предмета или явления через его осмеяние.)- Кто является автором потешки, прибаутки, побасенки? - Оказывается , что в далёком прошлом учили уму-разуму , учили, смеясь по доброму. ( Все эти тексты высмеивают человеческие пороки: лень, глупость, жадность. Высмеиваются шутя.) Капли звонко капали, (прыжки на месте)Все сосульки плакали. (качаем головой, прижав руки к щекам)Солнце светит ярко, (руки вверх, потягиваемся)Нам, сосулькам, жарко. (обмахиваемся).С нас течёт уже вода, (наклон вниз)Мы растаем навсегда. (выпрямляемся) Колыбельные песни О чём вы расскажите сегодня дома родным?- Вы знаете, что люди, которые работают с интересом, живут радостно и весело. Кто утром встаёт с хорошим настроением, любит петь, шутить, живёт дольше.