Презентация по МХК Музыкальная культура барокко


Музыкальная культура барокко11 класс «Взволнованный стиль» барокко в итальянской опере. Опера -лат. сочинение ,произведение музыкально- сценическое, в центре которого - песня (ария);одно из главных достижений музыкального искусства барокко.В XVII в. расцвет оперного искусства Италии: возникают оперные школы.Трагическое мироощущение, внимание к миру глубоких чувств и эмоций человека.Человек, обуреваемый стихийными страстями, - главный объект изображения.Мелодичное одноголосие (гомофония) – основной принцип музыки барокко. К.Монтеверди – первый композитор барокко.Обращение к мифологическим и историческим сюжетам и образам.Оперное творчество Д.Фрескобальди, А.Скарлатти и Д.Перголези. Опера как ведущий жанр музыки барокко Клаудио Монтеверди – блестящий реформатор жанра оперы Углубил содержательный смысл оперы. Сюжеты его опер включали интриги, заговоры, измены, покушения. Расширил выразительные средств и формы вокальных и оркестровых партий.Ввёл в неё увертюру и дуэт.Создал «Взволнованный стиль», передающий драматизм и напряжённость действия, глубину страстных чувств и переживаний.Заложил традиции оперной венецианской школы.Создал новый тип арии - «жалобную песнь». 1567 - 1643 К.Монтеверди – первый композитор барокко Воспринял опыт Флорентийской Камераты (содружество музыкантов, поэтов и философов, сложившееся в 1570-х гг. во Флоренции). С деятельностью флорентийской камераты связано возникновение оперы. Ввёл детальную разработку оркестровки и новые технические приёмы.Использовал ансамбль инструментов : в 1-й опере – 7, в последней – 70. 1567 - 1643 НаследиеК.Монтеверди Разнообразие его творческой деятельности: 8 сборников светских мадригалов, духовные сочинения, оперы.«Взволнованный стиль» опер «Орфей», «Коронация Поппеи»,«Ариадна». Джованни Баттиста Перголези- итальянский композитор, представитель неаполитанской школы Творчество К. Монтеверди оказало огромное влияние на оперные произведения Перголези.«Служанка- госпожа» - первый известный образец оперы-буффа. (1710 – 1736) Джироламо Фрескобальди - итальянский композитор,органист,клавесинист,виртуоз-импровизатор. (1583 – 1643) Алессандро Скарлатти итальянский композитор,родоначальник неаполитанской оперной школы. Свыше 100 опер-сериа.Кантаты, оратории, инструментальные сочинения. (1660 - 1725) Музыкальная культура барокко А.Вивальди И.С.Бах Г.Ф.Гендель Антонио Вивальди— итальянский композитор, скрипач, педагог, дирижёр. Учился игре на скрипке у своего отца Джованни Баттисты Вивальди. Существенен вклад Вивальди в развитие инструментовки (он первым применил гобои, валторны, фаготы и другие инструменты как самостоятельные, а не дублирующие)18 сентября 1693 г. Вивальди был пострижен в монахи, а 23 марта 1703 г. - посвящен в духовный сан. (1678-1741) «Времена года» (1725) — цикл из 4 скрипичных концертов ,ранний образец программной симфонической музыки. А.Вивальди сумел мастерски передать весеннее радостное обновление природы, жаркий летний зной, пышное осеннее увядание природы и зимнюю стужу. Георг Фридрих Гендель – композитор барокко – создатель классического типа ораторий: стройность их композиции и разнообразие ритмов.Обращение к библейским, мифологическим и светским сюжетам.Особая роль хора : народ как главное действующее лицо, как выразитель исторической миссии .Оперы-серии в творчестве Генделя. (1685 – 1759) Иоганн Себастьян Бах— немецкий композитор барокко, органист (1685-1750) Один из наиболее известных композиторов мира. За свою жизнь Бах написал более 1000 произведений. В его творчестве представлены все значимые жанры того времени, кроме оперы; Обобщил достижения музыкального искусства периода барокко Оркестровая музыка Баха. Бранденбургские концерты, их неповторимый тембровый облик.Сборник фуг и прелюдий.«Хорошо темперированный клавир» – образец полифонической клавирной музыки.Светская вокально-инструментальная музыка Баха.«Крестьянская» и «Кофейная» кантаты, оригинальность их музыкального решения. Бах – непревзойдённый мастер духовной органной музыки. Глубина философских обобщений, отражение сложного и противоречивого мира бытия.«Страсти по Матфею» – грандиозное органное произведение, наполненное новым гуманистическим содержанием.Высокая месса (Месса си минор), барочный стиль музыки.Полифоническое искусство Баха (фуги) Орган Многогранность и многообразие творческого наследия И.С.Баха. «Страсти по Матфею» (1729),Высокая месса (Месса си минор) (1747 – 1749),Бранденбургские концерты (1711 – 1720),«Хорошо темперированный клавир» (1722, 1744),Французские и Английские сюиты,«Крестьянская кантата» (1742),«Кофейная кантата» (1732),Около 30 кантат 28.07.1750 г. в Лейпциге умер И.С.Бах . После смерти Баха его музыка вышла из моды, но в XIX веке, благодаря Мендельсону, её открыли вновь. Его творчество оказало сильное влияние на музыку последующих композиторов, в том числе и в XX веке. Русская музыка барокко.Отличительные черты. Сочетание западноевропейских и древнерусских музыкальных традиций.Партесные концерты XVII - начала XVIII в. (partes –лат. голоса, т.е. многоголосное пение)Популярность песенных жанров (канты и псалмы). Повышенная экспрессивность, колористическое богатство, виртуозность исполнения, динамические контрасты, преобладание мажорных тональностей Начало развития русской композиторской школы Н.П.Дилецкий как теоретик партесного стиля пения («Мусикийская грамматика»).Музыкальные интерпретации псалмов Давида в творчестве М.С.Березовского.Д.С.Бортнянский – признанный мастер духовного хорового концерта. родился в Киеве ок. 1630г.автор сочинений по теории музыки, переводчик с польского языка, регент царского певческого хора в Москве.- главный теоретик партесного стиля пения,Автор «Мусикийской грамматики» (1681).Создал композиции на 4, 8, 12 и даже 48 голосов.Главное требование – передача человеческой души. Дилецкий Николай Павлович (1630 – 1680) - русский композитор, певец (бас), один из основоположников рус. хоровой классики. Родился 27.X.1745 в Украине в Глухове Черниговской губернии. Муз. образование получил первоначально в хоровой школе в Глухове (осн. в 1739) и Киевской духовной академии, затем в придворной Певческой капелле в Петербурге. В 1764г. был направлен для усовершенствования в Италию, где занимался у Д.Мартини в Болонье. В 1771г. получил диплом академика Болонской филармонической академии. В 1774 г. вернулся в Петербург и был зачислен на службу в придворную Певческую капеллу. Не добившись признания как композитор, лишенный моральной поддержки и испытывая материальную нужду, покончил жизнь самоубийством 2.IV.1777 в Петербурге). Березовский Максим Созонтович(1745—1777) В его произведениях заметно сильное итальянское влияние. Музыкальное образование получил в придворной капелле у капельмейстера Цопписа. Затем у знаменитого итальянского теоретика Мартини, к которому был командирован для усовершенствования. Достиг звания члена Болонской академии и поставил в Ливорно свою оперу "Демофонт«. Из произведений Березовского издано несколько композиций церковной музыки.Лит.: Лебедев, H. A., Березовский и Бортнянский, как композиторы церковного пения, СПб, 1882. Березовский Максим Созонтович Дмитрий Степанович Бортнянский Признанный мастер духовного хорового концерта. Автор 35 хоровых духовных композиций для 4-хголосного хора, 10 концертов для 2 хоров.Создал оперы и сочинения для клавира. (1751 – 1825) Концерт №32 «Скажи ми, Господи, кончину мою…» Одним из лучших сочинений Бортнянского был концерт №32 «Скажи ми, Господи, кончину мою…» на слова 38-го псалма Давида:Скажи ми, Господи, кончину мою и число дней моих,дабы я знал, какой век мой…Услышь, Господи, молитву мою,не будь безмолвен к слезам моим… П е в е цСвятому братству сей фиал От верных братий круга!Блажен, кому создатель дал Усладу жизни, друга;С ним счастье вдвое; в скорбный час Он сердцу утешенье;Он наша совесть; он для нас Второе провиденье.О! будь же, други, святость уз Закон наш под шатрами;Написан кровью наш союз: И жить и пасть друзьями. Бортнянскому принадлежит патриотическая хоровая песня «Певец в стане русских воинов» на слова В. А. Жуковского. В. А. Жуковский Чайковский о Бортнянском П.И.Чайковский,редактировавший в 1882 г. сочинения Бортнянского, считал этот концерт лучшим. Ресурсы http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/4/44/Claudio_Monteverdi.jpg/220px-Claudio_Monteverdi.jpghttp://www.belcanto.ru/media/images/persons/thumbnail430_fresco.jpghttp://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/a/a2/Alessandro-Scarlatti.jpg/200px-Alessandro-Scarlatti.jpghttp://dic.academic.ru/pictures/enc_music/pergolezi_d_b.jpghttp://belcanto.ru/media/images/uploaded/vivaldi.jpghttp://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/f/fa/George_Frideric_Handel_by_Balthasar_Denner.jpg/220px-George_Frideric_Handel_by_Balthasar_Denner.jpghttp://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/b/bf/JSBach.jpg/250px-JSBach.jpghttp://schreider.ru/images/stories/012/image012.jpghttp://www.kkovalev.ru/Jacob_fon_Shtelin.jpghttp://im5-tub-ru.yandex.net/i?id=125585419-55-72&n=21