Учебная мотивация как необходимое условие эффективности обучения младших школьников на уроках литературного чтения


Учебная мотивация как необходимое условие эффективности обучениямладших школьников на уроках литературного чтения Мотивация – это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности. Мотивация – это некое эмоциональное состояние, которое побуждает к действию. Условия, при которых возникает и развивается интерес к чтению, т.е. внутренняя мотивация учебной деятельности: Виды мотивации: 1. Мотивация  лежащая вне  учебной деятельности • «Отрицательная»  – это  побуждения  школьника, вызванное  сознанием  неудобств  и неприятностей, которые  могут  возникнуть, если  он  не  будет  учиться.• Положительная  в  двух  формах1. Определяется  социальными устремлениями (чувство  гражданского  долга  перед страной, перед  близкими)2. Определяется  узколичными  мотивами:  одобрение  окружающих, путь к личному  благополучию  и т.д.2. Мотивация  лежащая  в самой  учебной  деятельности• Связанная  непосредственно   с  целями  учения  (удовлетворение  любознательности, приобретение  определенных  знаний, расширение  кругозора)• Заложено  в самом  процессе учебной  деятельности, (преодоление препятствий, интеллектуальная   активность реализация  своих способностей)             Мотивационная основа учебной деятельности учащегося состоит из следующих элементов: сосредоточение внимания на учебной ситуации  осознание смысла предстоящей деятельности  осознанный выбор мотива  целеполагание  стремление к цели (осуществление учебных действий)  стремление к достижению успеха (осознание уверенности в правильности своих действий)  самооценка процесса и результатов деятельности (эмоциональное отношение к деятельности). Зная тип  мотивации,  учитель  может  создавать условия  для  подкрепления  соответствующей  положительной  мотивации. Обучение   будет  успешным, если  внутренне  принято  ребенком, если  опирается  на  него потребности, мотивы, интересы, т. е.  имеет  для  него  личностный  смысл. 1.Понимание нужности, важности , целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов. УСЛОВИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ 2. Учебный труд, как и всякий другой, интересен тогда, когда он разнообразен. УСЛОВИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ Виды мотивации: 1. Мотивация  лежащая вне  учебной деятельности • «Отрицательная»  – это  побуждения  школьника, вызванное  сознанием  неудобств  и неприятностей, которые  могут  возникнуть, если  он  не  будет  учиться.• Положительная  в  двух  формах1. Определяется  социальными устремлениями (чувство  гражданского  долга  перед страной, перед  близкими)2. Определяется  узколичными  мотивами:  одобрение  окружающих, путь к личному  благополучию  и т.д.2. Мотивация  лежащая  в самой  учебной  деятельности• Связанная  непосредственно   с  целями  учения  (удовлетворение  любознательности, приобретение  определенных  знаний, расширение  кругозора)• Заложено  в самом  процессе учебной  деятельности, (преодоление препятствий, интеллектуальная   активность реализация  своих способностей)             Мотивационная основа учебной деятельности учащегося состоит из следующих элементов: сосредоточение внимания на учебной ситуации  осознание смысла предстоящей деятельности  осознанный выбор мотива  целеполагание  стремление к цели (осуществление учебных действий)  стремление к достижению успеха (осознание уверенности в правильности своих действий)  самооценка процесса и результатов деятельности (эмоциональное отношение к деятельности). Зная тип  мотивации,  учитель  может  создавать условия  для  подкрепления  соответствующей  положительной  мотивации. Обучение   будет  успешным, если  внутренне  принято  ребенком, если  опирается  на  него потребности, мотивы, интересы, т. е.  имеет  для  него  личностный  смысл. Сейчас когда в распоряжении учителей интерактивные доски, компьютер, интернет, времени затрачивается гораздо меньше, а качество эстетика наглядности гораздо выше и разнообразней. Главной задачей начальной школы является не только выработка прочного навыка беглого, осознанного, правильного и выразительного чтения, но и , безусловно, сюда же относится и задача научить ребёнка работать с текстом : деление текста на части, умение пересказывать текст, выделять главную мысль и т д. С помощью иллюстрации мы учимся описывать персонажей произведения и т д. Виды мотивации: 1. Мотивация  лежащая вне  учебной деятельности • «Отрицательная»  – это  побуждения  школьника, вызванное  сознанием  неудобств  и неприятностей, которые  могут  возникнуть, если  он  не  будет  учиться.• Положительная  в  двух  формах1. Определяется  социальными устремлениями (чувство  гражданского  долга  перед страной, перед  близкими)2. Определяется  узколичными  мотивами:  одобрение  окружающих, путь к личному  благополучию  и т.д.2. Мотивация  лежащая  в самой  учебной  деятельности• Связанная  непосредственно   с  целями  учения  (удовлетворение  любознательности, приобретение  определенных  знаний, расширение  кругозора)• Заложено  в самом  процессе учебной  деятельности, (преодоление препятствий, интеллектуальная   активность реализация  своих способностей)             Мотивационная основа учебной деятельности учащегося состоит из следующих элементов: сосредоточение внимания на учебной ситуации  осознание смысла предстоящей деятельности  осознанный выбор мотива  целеполагание  стремление к цели (осуществление учебных действий)  стремление к достижению успеха (осознание уверенности в правильности своих действий)  самооценка процесса и результатов деятельности (эмоциональное отношение к деятельности). Зная тип  мотивации,  учитель  может  создавать условия  для  подкрепления  соответствующей  положительной  мотивации. Обучение   будет  успешным, если  внутренне  принято  ребенком, если  опирается  на  него потребности, мотивы, интересы, т. е.  имеет  для  него  личностный  смысл. 3.Организация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний, решает задачи проблемного характера. УСЛОВИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ “Если ученик в школе не научится ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать…”Л.Н. Толстой Актуальность проблемы:Возрастающая потребность общества в людях, способных творчески подходить к любым изменениям, нетрадиционно и качественно решать существующие проблемы, обусловлена ускорением темпов развития общества и, как следствие, необходимостью подготовки людей к жизни в быстро меняющихся условиях. В связи с этим необходима организация активной познавательной и созидательной деятельности учащихся, способствующей накоплению творческого опыта младших школьников, как основы, без которой самореализация личности на последующих этапах непрерывного образования становится малоэффективной. 4. Связь нового материала с усвоенными ранее знаниями, с жизнью тем он интереснее для учащихся. 5. Ситуация успеха Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, с ситуациями из нашей повседневной жизни , тем он интереснее для учащихся. Чтобы каждый ребёнок смог стать успешным, важно подчёркивать даже самый небольшой успех ребёнка, продвижение вперёд. Учебная мотивация сохраняется и развивается, если ученик в полной мере реализует свой потенциал, получает реальные результаты своего труда. УСЛОВИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ * Созданию ситуации успеха способствует использование в учебно-воспитательном процессе коллективных форм обучения. В данном случае действует принцип «Одна голова хорошо, а две лучше» или «Что одному не под силу, то легко коллективу». ТВОРЧЕСТВО ребёнок – не пассивный читатель, а СОАВТОР задания для роста творческих способностей:дополнить, изменить, предположить, придумать, нарисовать, изобразить Сочинение: КолыбельныхЗагадок в стихахЗагадок на определенную темуСчиталок, чистоговорокСочинений-фантазий Примеры творческих заданий пересказать стихи прозой,придумать азбуку из названий животных, растений, сказочных героев,нарисовать птицу счастья, придумать фамилию отрицательному герою,изобразить несуществующее животное, дать ему имя (Волкобык, Динозверь, Котозавр),придумать свои  вредные советы,поразмышлять – о чем думает муха, сидящая на потолке, Приём «Фантастическая добавка». Учащимся предлагается представить себя прутиком, при помощи которого путешествовала лягушка из сказки В. М. Гаршина «Лягушка-путешественница», и попытаться пересказать эту историю с позиции прутика. Приём драматизации Чтение текстов по ролям и с заданной интонацией, например: прочти грустно, весело, равнодушно, строго, с мольбой, с презрением, досадой, с возмущением, с насмешкой, удивленно, с интонацией страха, сожаления, торжества, таинственности, растерянности, неуверенности, раздражения, осуждения и т.д. Приём драматизации Знакомство с пьесой как жанром литературы в 4 классе, постановкой отрывков пьес Инсценировка небольших рассказов и стихотворений Результаты работы: у учащихся развиваются творческие способности, что выражается в продуктивной творческой деятельности;проявляется умение общаться друг с другом и с учителем, слушать и слышать;появляется самостоятельность и своя точка зрения;атмосфера творчества на уроках способствует положительной мотивации процесса обучения, эмоциональной близости учеников и учителя Мотивация портфолио Создание разноуровневых групп учащихся Словесные поощрения Дифференци- рованный подход Создание благоприятной эмоциональной атмосферы Предоставление обучающимся права выбора содержания, методов и форм обучения Использование коллективных форм обучения Использование проектного метода Сочетание репродуктивных, проблемно – поисковых и творчески – воспроизводящих методов обучения Развитие учебной мотивации — это процесс длительный, кропотливый и целенаправленный.