Презентация по обобщению педагогического опыта
Петровская Татьяна Алексеевнаучитель географииМБОУ Киевская СОШРазвитие учебной самостоятельности обучающихся средствами современных образовательных технологий
Становление учебной самостоятельности обучающихся составляет одну из главных задач современного школьного образования в свете требований ФГОС.Потребность в формировании у обучающихся способности к самоизменению и саморазвитию в современных условиях.АКТУАЛЬНОСТЬ ОПЫТА
ПРОТИВОРЕЧИЯ{2D5ABB26-0587-4C30-8999-92F81FD0307C}ЗаПротивсовременные требования к организации учебно- воспитательного процесса (деятельностный подход), результатам обучениянизкий уровень самостоятельной активности учащихсянеобходимость активнойнедостаточный уровеньсамостоятельнойзнаний, уменийдеятельности учащихсяи навыков,позволяющихсамостоятельнодобывать знанияи осуществлятьсамостоятельнуюдеятельность
ЦЕЛЬ: РАЗВИТИЕ УЧЕБНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ
ЗАДАЧИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИОпределить наиболее эффективные методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, способствующие развитию учебной самостоятельности на уроках географии.Разработать систему разноуровневых заданий, направленных на развитие самостоятельности мысли, самостоятельности суждений и выводов.Повысить мотивацию к обучению и результативность учебного процесса по предмету «География» посредством использования современных образовательных технологий.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫЮРИЙ КОНСТАНТИНОВИЧ БАБАНСКИЙСамостоятельность предусматривает «способность действовать сознательно и инициативно не только в знакомой обстановке, но и в новых условиях, в том числе, требующих принятия нестандартных решений».СИМОН ЛЬВОВИЧ СОЛОВЕЙЧИК -один из основателей «педагогики сотрудничества».«Воспитание внутренне свободного человека начинается в детстве. Внутренняя свобода — это природный дар, это особый талант, который можно заглушить, как и всякий другой талант, но можно и развить.«Педагогика для всех»СЕРГЕЙ ИЗМАЙЛОВИЧ ЗАИР-БЕКВажным в технологии развития критического мышления является следование трем фазам: 1)вызов, пробуждение, 2) осмысление новой информации, 3)рефлексия. Соблюдение определенных условий: активность участников процесса, разрешение высказывать разнообразные «рискованные» идеи и т. д.ИСААК ЯКОВЛЕВИЧ ЛЕРНЕР -один из разработчиковтехнологиипроблемногообучения. Раскрылдидактические основы и разработал систему методов обучения. Показал связь между методами обучения, организационными формами, средствами и приёмами обучения. Разработал целостную концепцию образовательного процесса как системы.
СИСТЕМА РАБОТЫТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯТЕХНОЛОГИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯТЕХНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИКИ СОТРУДНИЧЕСТВАИНФОРМАЦИОННО- КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИСАМОСТОЯТЕЛЬНАЯ УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬПРИЁМЫПроблемные вопросыПарадоксальные ситуацииКроссенсМетод проектовСистема самостоятельных работ: тестовые, конструктивныеПРИЁМЫ«Знаю – хочу узнать – узнал»«Зигзаг»«Корзина идей»«Верите ли вы, что…»«Ромашка Блума»ПРИЁМЫ«Дорисовывание»«Пила»Этика вербального обращения к ученику«Мудрая сова»« Вертушка»ПРИЁМЫМультимедийные презентацииИнтерактивные заданияЭОРВиртуальноепутешествиеСАМОРАЗВИТИЕ, САМОИЗМЕНЕНИЕСАМООЦЕНКА, САМОКОНТРОЛЬ
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИИнтерактивные заданияРабота с цифровымиобразовательными ресурсами{2D5ABB26-0587-4C30-8999-92F81FD0307C}Питание и здоровьеЛичная гигиенаВредные привычкиДвижение и здоровье666655554444333322221111Создание обучающимися мультимедийных презентаций к урокам
ПЕДАГОГИКА СОТРУДНИЧЕСТВАРабота в команде МЕТОД «ВЕРТУШКА»Ребятам предлагается «по вертушке» проверить домашнее задание. Если у кого-то выявляется ошибка, ее можно исправить только после того как ученик поймет, почему он ее допустил. Возле исправленной ошибки пишется объяснение, почему он ее допустил. Затем группа может сложить вместе свои тетради, подписав «проверено»! ПРИЁМ «ПИЛА"Класс работает в группах, учебный материал разбит на фрагменты. Каждый член группы находит материал по своей части.Затем ребята, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией.Затем они возвращаются в свои группы и обучат всему новому, что узнали сами от других членов группы.
в Антарктиде есть действующие вулканы?в Южной Африке живут пингвины?Приём«Верители вы,что…»…использовать для ответа опорную схему…изучить материалы СМИ по теме, аргументировать свою точку зрения по проблемеПриём«Корзинаидей»Приём «Кольца Венна».Например, сравнить природные зоны тундры и степей.Уникальность природной зоны тундраУникальностьприродной зоны степьОбщие черты двухприродных зонТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГОМЫШЛЕНИЯ
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ Создание парадоксальных ситуаций:«Атакама - самая сухая пустыня на Земле находится на Тихоокеанском побережье», «Аргентина получила свое название от латинского слова «аргентум» – серебро. Но в пределах страны нет ни одного месторождения серебряных руд». Проблемное обучение«Можно ли рассматривать пояс гор Южной Сибири как один природно-территориальный комплекс?»«Какие изменения, наступают в природев средней полосе России после рубки леса?»«Почему в северной части Африки климат суше, чем в южной?»«Почему на экваторе всегда жарко и много осадков?»
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ Метод проектовПриём развития ассоциативно-образного мышления: КРОССЕНС123456789
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫРабочий практикум1.Сопоставив физическую и тектоническую карты, определите, на каких участках земнойкоры расположены предложенные формы рельефа.2.Выясните, какие полезные ископаемые расположены на этих формах рельефа.По результатам исследований заполните таблицу.3.Сделайте вывод о закономерностях размещения полезных ископаемых, связи между полезными ископаемыми, тектоническими структурами и рельефом.Традиционные тестыФото-тестыФОТО –ТЕСТ№ 10НАЗОВИТЕ ЖИВОТНОЕ ТУНДРЫПроверь себя и оцени:1.ОВЦЕБЫК2.ПОЛЯРНАЯ СОВА3.КЛЮКВА4.БОЛОТО5.ДОБЫЧА НЕФТИ6.МОХ7.ОЛЕНЕВОДСТВО8.ЛЕДНИК9.ПОЛЯР. СИЯНИЕ10.ПЕСЕЦ{2D5ABB26-0587-4C30-8999-92F81FD0307C}ВЕРНЫХ ОТВЕТОВОЦЕНКА5 - 6« 3 »7 - 8« 4 »9 - 10« 5 »
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ДИАГРАММА УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕННОСТИ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Сравнительные диаграммы уровня сформированности результатов освоения образовательных программ.
УРОВЕНЬ ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТИ УЧАЩИХСЯИЗУЧЕНИЕМ ГЕОГРАФИИ{2D5ABB26-0587-4C30-8999-92F81FD0307C}УЧЕБНЫЙ ГОД 016 КОЛИЧЕСТВО УЧАЩИХСЯ, ПРИНЯВШИХ УЧАСТИЕВ МЕРОПРИЯТИИНАИМЕНОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЯКОЛИЧЕСТВО ПОБЕДИТЕЛЕЙ И ПРИЗЁРОВ2012-20134Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по географии1 (призер)3Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по географии1 (призер)2013-20146Всероссийская олимпиада по географии 2 (призеры)2Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по географии1 (призер)2014-20151Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по географии1 ( призер) 2015- 20164Сверхпрограммная общероссийская предметная олимпиада «Олимпус Зимняя сессия» 3 – в регионе2016 - 20172Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по географии1 (призер)
Награды и достижения.
«ИЗ ЮНОГО ПОКОЛЕНИЯ МЫ ДОЛЖНЫ СОЗДАТЬ СИЛЬНЫХ ЛЮДЕЙ, А СИЛЬНЫМИ ЛЮДЬМИ МЫ НАЗЫВАЕМ ЛЮДЕЙСАМОСТОЯТЕЛЬНЫХ И СВОБОДНЫХ».М.Монтессори