Презентация Научное познание Урок обществознания в 10 «А» классе


Ключи 2011 Научное познание Урок обществознания в 10 «А» (социально-гуманитарном) классе Автор: Филаткина Раиса Петровна, учитель истории и обществознания Муниципальное общеобразовательное учреждение «Ключевская средняя общеобразовательная школа №2» Ключи 2011 Научное познание Урок обществознания в 10 «А» (социально-гуманитарном) классе Автор: Филаткина Раиса Петровна,учитель истории и обществознания Муниципальное общеобразовательное учреждение «Ключевская средняя общеобразовательная школа №2» У каждого человека есть своя аура.Каждый человек стремится к материальному достатку.У каждого человека есть свой ангел – хранитель.Каждый человек обладает определённым набором генов – носителей наследственности. О, сколько нам открытий чудныхГотовит просвещенья дух!И опыт – сын ошибок трудных,И гений – парадоксов друг!А.С.Пушкин Цель урока:Расширение представлений о формахпознания мира. Задачи урока:1.Определить роль науки и научных знаний в современном мире.2. Выявить качественную специфику научного познания.3.Охарактеризовать основные формы и методы научного познания. План урока:1. Многообразие путей познания мира.2. Что отличает научное знание от других видов знания? Особенности научного познания.3. Наука, её стороны и функции.4. Теория и опыт в научном познании. Методы научного познания.5. Как развивается научное знание?6. Роль науки в современном мире. Этические нормы науки. Опытповседневной жизни Мифологическоепознание Ненаучное познание Познаниесредствами искусства Религиозноепознание Философское познание Научноепознание Наука – это теоретические систематизированные взгляды на окружающий мир, воспроизводящие его существенные стороны в абстрактно – логической форме и основанные на данных научных исследований Стороны науки Наука Форма общественного сознания Отрасльдуховногопроизводства Социальный институт Непосредственнаяпроизводительнаясила общества Функции науки Наука Познавательная – проникновение в суть вещей Практически – действенная: участие наукив преобразующей деятельности человека и общества Гедонистическая -радость от творчества,самого процесса мышления Особенности научного знания Особый научный язык Специфическиеспособыобоснованияистинности полученныхзнаний Осознание метода,посредством которогоисследуетсяобъект Нацеленность на получение таких знаний, которыемогут найтиприменение в будущем Занятия наукойтребуютособой подготовкипознающего субъекта Основные черты научного познания Объективность Рациональнаяобоснованность(доказательность) Направленность навоспроизведение сущностей, закономерностейобъектов познания Особая организация – системность знаний Эмпирическая(опытная)проверяемость Уровни и формы научного познания Эмпирический уровень Методы Наблюдение Описание Эксперимент Эмпирические методы: Наблюдение – метод исследования явленийобъективнойдействительностив том виде, в каком онисуществуют в природе иобществе Эмпирические методы: Описание –перечисление рядапризнаков – существенных и несущественных, которое даёт более или менее исчерпывающеепредставление обобъекте и служит основой для его дальнейшего изучения Эмпирические методы: Эксперимент – чувственная предметнаядеятельность в науке;опыт, проверка гипотез, воспроизведениеобъекта познания. Виды эксперимента: Исследовательский (поисковый)Проверочный (контрольный)Физический,Химический,БиологическийСоциальныйМыслительный Уровни и формы научного познания Теоретический уровень Методы Теория Гипотеза Моделирование Теоретические методы Теория – логически связаннаяи согласованная система основных идей в той илииной области знания;форма научного знания,дающая целостноепредставление о закономерностях и существенных связяхдействительности Теоретические методы: Гипотеза –умозрительноедопущение илипредположение, истинность которогоещё требуется доказать Способы проверки гипотез: НаблюдениеЭкспериментТеоретические построения и расчётыМоделирование Теоретические методы: Моделирование –исследование каких-либоявлений, процессов или систем объектовпутём построения и изучения их моделей Моделирование: Модель – это нечто, способноезаменить вопределённомотношении изучаемыйпредмет, это не самоявление, а некоеупрощённое его изображение ИзображениеОписаниеСхемаЧертёжГрафикПланКарта Способы построения модели: По формуле: «Такое могло бы быть»По принципу упрощения «Опустим для ясности некоторые детали»По аналогии – на основании сходства в каком-то одном отношении делается вывод об их сходстве в другом (других) отношении. Эволюция науки по Т.Куну (как развивается научное знание?) Нормальнаянаука Ростнаучногознания Революцияв науке:парадигма не в состоянииобъяснять аномалии Причины перехода кновой парадигмепсихологические(подобно обращению в другуюрелигию) Новаяпарадигмаи новаянормальнаянаука Парадигма Научноесообщество Парадигма(греч. – образец) –совокупность базисныхтеоретическихположений,классических образцоввыполненияисследований,методологическихсредств Этические нормы науки «Не укради» «Не лги» Социальнаяответственностьучёного «Платон мне друг,но истинадороже» Качества учёного: Энтузиазм и настойчивостьОригинальность и независимость мышления, воображение, интуиция, одарённостьИнтеллект: логика, память, опыт, способность к концентрации внимания, абстрагированиюЭтика: честность перед самим собойКонтакт с природой: наблюдательность, технические навыкиКонтакт с людьми: понимание себя и других, совместимость с окружающими людьми, способность организовывать группы, убеждать других и прислушиваться к их аргументам Использованные источники 1. Человек и общество. Обществознание. Учеб. Для учащихся 10-11 кл. общеобразоват. Учреждений. В 2 ч. Ч.1 10 кл./ Л.Н.Боголюбов, Л.Ф.Иванова, А.Ю.Лазебникова и др.; Под ред. Л.Н.Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой. – М.: Просвещение,2004.2. Лазебникова А.Ю., Калачаева Е.Н., Демидов Б.В. Поурочные методические разработки по обществознанию: 10-11 классы: к учебнику А.Ю.Лазебниковой и др. «Обществознание»: 10-11 классы / А.Ю.Лазебникова, Е.Н.Калачаева, Б.В.Демидов; Под ред. А.Ю.Лазебниковой. – М.: Издательство «Экзамен», 2005, с.65-75.3. Методические рекомендации по курсу «Человек и общество». В 2 ч. Ч. 1. 10 кл. / Л.Н.Боголюбов, Л.Ф.Иванова, А.Т.Кинкулькин, А.Ю.Лазебникова; Под. Ред. Л.Н.Боголюбова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2001,с.67-74.4. Захаров А.О.Материалы к урокам «Научное познание и его особенности» //Преподавание истории и обществознания в школе, 2003, № 3, с.32-37.5. Дидактические материалы по курсу Человек и общество, 10 – 11 классы. - Москва: Просвещение, 20076. Обществознание 10 кл. Поурочные планы по учебнику под редакцией Л.Н. Боголюбова: в 2 ч. – Ч. 1. / авт.-сост. С.Н.Степанько. – Волгоград: Учитель, 2008г.7. CD-диск «Обществознание», 10-11 классы.