Презентация Формы и приемы оценивания в условиях введения требований ФГОС


«Формы и приемы оценивания в условиях введения требованийнового Федерального государственногообразовательного стандарта» «Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у наших детей завтра» ДжонДьюи Что такое ФГОС?Это цели и вопрос.Это методы, приёмы,Технологии, законы –Рассудительный ответ,Выбор главного, проект,Внеурочка, Интернет -Кругозор и интеллект.Это комплекс всех умений!Выбор темы, упражнений,Урок – эврика, открытий,Смена действий и событий –Вот что значит – ФГОС!Мне не страшен ваш вопрос.  Оценка применяется для определения количества изученного материала за пройденный период.Разница в том, для чего используется информация Оценка – определение ценности или значимости чего-нибудь. Что значит оценивать? «Assessment» происходит от латинского глагола «assidere» - « сидеть с» . « При оценивании мы сидим с учеником. Мы делаем это С ним и ДЛЯ него. А не просто применяем к ученику процедуру» (Creen, 1998) Мы все хотим, чтобы наши ученики имели высокие ожидания и были уверены в своих способностях учиться, ставили перед собой высокие цели и находили свой собственный яркий путь, обучаясь для будущего. Чего мы хотим длянаших учеников? Оценивание в ФГОС оценивание процесса их формирования и оценивание осознанности каждым обучающимся особенностей развития его собственного процесса обучения; оценивание достигаемых образовательных результатов, Функции оценивания: V стимулирующая – воздействие на волевую сферу посредством переживания успеха или неуспеха, формирования притязаний и намерений, поступков и отношений; V диагностическая – непрерывное отслеживание качества знаний учащихся, измерение уровня знаний на различных этапах обучения, выявление причин отклонения от заданных целей и своевременная корректировка учебной деятельности; V проверка эффективности обучающей деятельности самого учителя; контроль и оценка позволяют учителю получить информацию о качестве учебного процесса, с учетом которой он вносит коррективы в сою работу V мощный мотив учебной деятельности учащихся;   V формирование у учащихся адекватной самооценки как личностного образования. Адекватная самооценка школьников формируется под воздействием отметок и оценочных суждений учителя. Если эти воздействия носят негативный характер, то они ведут к формированию низкой самооценки, вселяют в ученика неуверенность в своих силах, следствием чего является снижение мотивации учения и потеря интереса к учебе;   V изменения межличностных отношений в классном коллективе, содействие в повышении статуса учащихся. Положительное или отрицательное отношение одноклассников к отдельному ученику зависит от меры применения к нему положительных или отрицательных педагогических воздействий и оценок. 2. Необъективность оценивания 1. Ориентация на ЕГЭ и ГИА 3. Ориентация на предмет, метапредметность оценивается крайне редко. 4. Ориентация на оценку результата, а процесс его достижения (самостоятельность учащихся, их интерес, активность и т.п.) не оценивается 5. Оцениваемые задания не способствуют «многоуменью», ориентированы на содержание, запоминание 6. Не предоставляются задания на выбор учащимся для получения оценки. 7. Пятибалльная система оценивания на практике превратилась в трёхбалльную , т.е. низкая дифференцирующая способность Проблемы современного оценивания 8. Содержание, качество большинства контрольно-измерительных материалов, цифровых образовательных ресурсов, дидактических материалов, не отвечают современным требованиям 9. Критерии оценивания и методика оценивания не всегда понятны учащимся и их родителям 10. Результаты оценивания не всегда доводятся до сведения всех участников образовательного процесса 11. Оценка ставится в зависимости от уровня класса, школы. Нет единой системы оценивания по различным предметам 12.Оценка является механизмом ранжирования участников образовательного процесса по статистическим показателям обучения 13. Гипертрофированный компонент социальной функции оценки 14. Обезличенность оценки. Достижение учащихся сравниваются не с его предыдущим результатом, а с неким эталоном. 14. Часто имеет травмирующий характер (полностью сосредоточенная в руках учителя, "отметочная" система нередко оказывается орудием манипуляции и психологического давления, которое направлено , с одной стороны, непосредственно на ребенка, с другой стороны, на родителей) 15. Не дает полноценной возможности для формирования у учащегося оценочной самостоятельности - "краеугольного камня" здания учебной самостоятельности (указанная способность признана сегодня ключевой компетенцией, определяющей новое качество содержания российского образования). Формирующее, развивающее оценивание Итоговое, суммарное оценивание Оценивание модуля Оценивание курса Оценивание понимания, анализа, интерпретации, применения, синтеза Тестирование памяти К От Открытый экзамен, проекты Письменные работы, закрытый экзамен Оценивание при участие обучающихся Оценивание преподавателем Эксплицитные (явные) критерии оценки Имплицитные (неявные) критерии оценки Оценка процесса Оценка результата Сотрудничество Конкуренция Приоритетность учения Приоритетность оценки Оценивание умений, способностей, компетенций Оценивание знаний Учебные результаты Цели и задачи Функции: обучающая, воспитательная, ориентирующая,стимулирующая, диагностическая,формирование самооценки Обеспечение обратной связи Принципы самооценки и способы улучшения результата Оценивание на конечной стадии процесса обучения Обеспечивает участие ученика в процессе оценивания Может травмировать ученика и снижать его самооценку Обеспечивает индивидуальный подход (не усредняет) Формирует учебный процесс, улучшая качество учения Формирует учебный процесс, обеспечивая основание для выставления отметок Непрерывно Жёсткая шкала оценивания Формирование адекватной самооценки Малоинформативнодля ученика Два подхода к оцениванию знаний Формирующее оценивание formativ Оценка применяется для получения данных о текущем состоянии для определения ближайших шагов в направлении улучшения Итоговое оценивание summativОценка применяется для определения количества изученного материала за пройденный период Формирующее оценивание Секрет успеха:«оценивание для обучения» Критерии служат ученикам гидом, показывают им, что они должны продемонстрировать в той или иной работе, что должны уметь. Оценка уровня достижений умение применять знание для решения практических задач, определять, каким алгоритмом нужно воспользоваться в прикладных целях. УРОВЕНЬ ПОНИМАНИЯ (умение анализировать ситуацию и рассуждать, опираясь на имеющееся знание) уровень знаний (умение действовать по алгоритму) УРОВЕНЬ ПРИМЕНЕНИЯ Формирующее оценивание Я знаю ,где эти вещества встречаются в природе Я могу объяснить принадлежность вещества к определенному классу Я могу составить формулы оксидов, оснований и солей Неуверенно Довольно уверенно Уверенно Очень уверенно Насколько уверенно ты чувствуешь себя в следующих ситуациях? «Опросник для самодиагностики умений составлять формулы веществ основных классов неорганических соединений» Принципы формирующегооценивания Направляется учителем Центрировано на ученике. Разносторонне результативно. Разносторонне результативно. Формирует учебный процесс. Определено контекстом. Основано на качественном преподавании. Непрерывно. Формирующее оценивание является КРИТЕРИАЛЬНЫМ Критерий – (от греч. Kriterion – средство для суждения) признак, на основаниикоторого производится оценка, определение или классификация чего-либо; мерилосуждения, оценки… Задают ориентиры, в направлении которых учащиеся и учителя должны двигаться Критерии оценки включают: -- фиксированную измерительную шкалу --список четких критериев, описывающих характеристики каждого из компонентов в баллах  Критерии оценки – это инструмент оценивания, который содержит шкалу для измерения значимых разделов работы. Позволяют учителям и учащимся оценить проделанную работу Зачем нужна оценка? учителю ученику Содержат конкретные критерии для оценивания процесса усвоения учебного материала учащимисяДелают процесс оценивания объективным и последовательнымОблегчает процесс оценивания прогресса учащихся для учителей Содержат ясные ориентиры для учебного процесса Когда ученики привыкают регулярно использовать критерии оценки, они начинают испытывать большую ответственность за конечный продукт. Это снимает вопросы типа "Я еще не все сделал?". Создают условия для самостоятельной работы учащихся  Обеспечивают четкое понимание учебных целей, ожиданий, критериев оценивания и способов улучшения собственной работы. У учащихся есть конкретные рекомендации в отношении ожиданий учителя. Определите наиболее важные учебные концепцииОпределите то, по каким критериям будет производиться оценкаЧто необходимо оценить?Разработайте описания для каждого критерия и уровня Используйте ясные и понятные описания Разработайте шкалу и поместите на нее основные концепции и соответствующие им критерииОбсудите критерии оценки с учащимся в начале работы над проектомОцените итоговый продукт на основе критериев оценки  Разработка критериев оценки Естественныенауки Критерий B -способность понимать ипередавать научнуюинформацию Критерий С –способность оцениватьнаучную информацию иприменять ее при решениипроблемных вопросов Критерий D –способностьпланировать ипроводитьисследование Критерий F -умение эффективно работатьв группе.соблюдение ТБ привыполнении практическихработ Критерий Е -уменияиспользовать логические действия иделать выводы Критерий A - способностьпонимать, как научные знания применяются в жизни, и умение высказывать своюточку зрения КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ПО ПРЕДМЕТАМ ЕНЦ: Основные техники оценивания На понимание Наприменение Наанализ Насоответствие На анализ На синтез На воспро-изведение Постановкавопросов анализ проверкапонимания беседы-обсуждения наблюдения учителя Основные техникиоценивания,обеспечивающиеобратную связь Мини-обзор Матрицыпамяти Цепочказаметок Картыприложения Резюме водномпредложении Направленнаярасшифровка Методики самооценивания Карта самоотчета В ходе проекта я… Картаоценкигрупповойпрезентации Фамилия. имя: --------------------------------------------Дата:------------------------------------------------------ Группа, которую наблюдал: ------------------------ Группа работала над темой Презентация группы была интересной (голос, движение, взаимодействие, контакт с аудиторией) Презентация была понятной и визуально ясной – она помогла лучше понять тему Все члены группы участвовали в презентации Все участники отнеслись к проекту серьезно Группа подробно и детально отвечала на вопросы Презентация была содержательной(броское начало, детали в середине, хорошее заключение) Я узнал новые вещи из презентации Презентация хорошо отработана (без ошибок, каждый человек знает свою часть) Выступающие говорили ясно и громко, так что всем Отзывна другуюработу Ваше имя, фамилия: ------------------------------ Имя, фамилия рецензируемого: ------------ Название проекта: ---------------------------- Две похвалы работе: -------------------------- Два предложения по работе: --------------- Я не вполне согласен с тем, что --------- Я хочу знать больше деталей о ------------ Другие замечания и идеи -------------------- Недельныеотчеты 1. ЧЕМУ я научился за эту неделю?2. КАКИЕ вопросы остались для меня неясными?3. КАКИЕ вопросы я задал бы ученикам, если бы я был учителем, чтобы проверить, поняли ли они материал? учитель Узнать о затруднениях и ошибках в понятиях.Получить полезную обратную связь и пересмотреть содержание курсаПонять то, как ученик осознает свою учебную деятельностьОбеспечить понимание учениками того , как они учатсяДокументировать возникающие вопросы и выбрать наиболее типичныеПроследить развитие письменных навыков ученик Тренироваться в письменной коммуникации, т.е. выражать свои мысли в письменной форме;Задать существенные для него вопросы;Проанализировать собственные знания и процесс учения Ученики должны видеть помощь и пользу для учебы Что еще следует иметь в виду Тщательный анализ. Типичные разобрать в классе, нетипичные – индивидуально. Результаты анализа Индивидуальная Форма выполнения Нет Специальные технические требования Любой Состав класса Все. Предметы Пишется дома. Время проведения Необходимо объяснить цель таких отчетов. Нужна небольшая тренировка Время для подготовки учеников Минимальное (вопросы можно написать на доске или на заранее приготовленных листах Время для подготовки учителя Недельныесамоотчеты Составление тестов Отученика -- определить границы темы;--вспомнить все то, что он знает по этой теме;--структурировать знания;--составить вопрос в соответствии с темы ограничениями, которые определил учитель (открытый или закрытый, предполагающий один или несколько ответов, однозначный или с множеством альтернатив и др.);--выполнять роль педагога, вносящего свой вклад в его копилку знаний; Составление тестов Задачами этой методики являются: Повышение качества и результативности выполнения домашних заданий; Определение уровня усвоения материала; Развитие критического мышления и коммуникабельности; Сотрудничество педагога и учеников, активизация роли учеников в процессе достижения учебных целей; Создавать ситуацию успеха и снятие ощущения страха перед контрольной работой. Составлениетестов Шкала оценивания вопросов тестовых заданий:--- 1 балл – вопрос на фактологию;--- 2 балла – вопрос на применение фактов;--- 3 балла – вопрос, требующий примера;--- 4 балла – вопрос, требующий объяснения;--- 5 баллов - вопрос-задача (лаконичная в формулировке и решении);--- +1 балл - за нестандартность и оригинальность вопроса. Опросникисамооценки Эта методика – мотивационно-ориентированный оценочный инструмент, который позволяет: 1). Определить отношение ученика к сущности самого предмета;2). Определить способности учиться этому предмету;3). Определить технологии, необходимые и полезные для освоения этого предмета; 4). Определить индивидуальные предпочтения;5). Развить способность ученика давать себе отчет в своих достижениях и (или)неудачах. Яхорошоучусь,если Выполняюдомашнеезадание Работаю с компьютером Используютабдицы.схемы Делаючто-тосвоимируками Слушаюобъясненияучителя Получаюпомощь отвзрослого Делаю работу содноклассником Пересказываю материал Читаюучебник Оценочные рубрики Для оценки контрольной работы или домашнего задания Демонстрирует точное и полное понимание вопросаПодкрепляет выводы данными и доказательствамиИспользует не менее двух идей, примеров и \или аргументов Отвечает на вопросДает адекватный, убедительный ответЛогично и последовательно аргументирует ответИспользует правильны стиль и грамматику Понимание Общий подход Образцовый5 баллов Оценочные рубрики Для оценки контрольной работы или домашнего задания Адекватный4 балла Демонстрирует точное, но всего лишь адекватное понимание вопроса, так как не подкрепляет выводы доказательствами или фактами.Использует только одну идею, поддерживающую ответМенее подробно. Не отвечает на вопрос прямо, но косвенно с ним соотносится. Дает адекватный, убедительный ответЛогично и последовательно аргументирует ответИспользует приемлемый стиль и грамматику Оценочные рубрики Для оценки контрольной работы или домашнего задания Нуждается вулучшении3 балла Не демонстрирует точного понимания вопроса.Не представляет доказательства в польз у своего ответа. Не дает адекватных ответов.Обнаруживает недопонимание, неправильные представления.Ответ неясный и логически не организованный.Не отвечает на вопрос.Не использует приемлемого стиля и грамматики ( 2 более ошибок) портфолио Главные задачи портфолио:Проследить индивидуальный прогресс учащегося без сравнения с достижениями других учеников.Оценить образовательные достижения и дополнить результаты традиционных форм контроля.Поддержать высокую учебную мотивацию школьников;Поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения; Формировать умение учиться — ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность. Типыпортфолио Портфолиодокументов Портфолиопроцессаилиоценочный Портфолиопоказательный Портфолиоподготовленности Этапы введения техник формирующегооценивания: решить, что надо узнать посредствомвнутриклассного оценивания;• выбрать техники, соответствующие стилю работыпреподавателя и легко вводимые в данный класс;• объяснить цель происходящего ученикам;• после завершения оценить результаты иопределить, что надо изменить в учебномпроцессе;• дать информацию детям о том, что узналпреподаватель и как он собирается этоиспользовать. Степень совпадения между собственной оценкой и оценкой, которую поставил им учитель У хорошо успевающих школьников бывает в 46% случаев; у слабо успевающих - в 11% случаев.По данным других исследователей, совпадение между учительской и собственной ученической оценкой происходит в 50% случаев «Голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой все в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет; голова, где только система без знаний, похожа на лавку, в которой на всех ящиках есть надписи, но в ящиках пусто».  К.Д.Ушинский Результат снижение школьной тревожности ученика «Когда суп пробует повар — это формирующее; когда суп пробуют гости — это итоговое». Боб Стэйк (Bob Stake) «Если традиционные способы оценивания не могут зафиксировать наличие необычных, узкоспециальных знаний, то ещё в меньшей степени они способны улавливать формирование навыков особого рода, мотивов и привычек, способов мышления и видов деятельности, способных составить в будущем арсенал компетентного учёного, историка, социолога, фотографа, репортёра, повара или родителя.»Джон Равен