Презентация. Профессиональный стандарт учителя начальной школы.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Октябрьская школа № 1"Красногвардейского района Республики Крым ПРОФСТАНДАРТ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВПодготовила Новикова Виктория Валерьевна,учитель начальных классов 2016г.
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗот 18 октября 2013 г. N 544н ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА"ПЕДАГОГ (ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СФЕРЕ ДОШКОЛЬНОГО,НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО, ОСНОВНОГО ОБЩЕГО, СРЕДНЕГО ОБЩЕГООБРАЗОВАНИЯ) (ВОСПИТАТЕЛЬ, УЧИТЕЛЬ)"С 1 января 2017 года
Что такое профстандарт педагога?Основополагающий документ, содержащий совокупность личностных и профессиональных компетенций учителя.
Структура профстандартаОбучение ВоспитаниеРазвитие
Для чего нужен профстандарт педагога?Профстандарты с 2017 года будут применяться в качестве:Независимого измерителя уровня квалификации педагогических работниковСредства реализации стратегии развития образовательной средыИнструмента роста качества российского образования Фундаментальной основы трудовых соглашений между руководством образовательного учреждения и педагогамиМеханизма рекрутирования педагогических кадров для работы в образовательных организациях
Новые задачи современного педагогаИнклюзивное образованиеПоддержка одаренныхПоддержка социально уязвимыхВладение ИКТОбщепользовательскаяОбщепедагогическаяПредметно -педагогическаяПреподавание русского языка, для которых он не родной
Проблемы внедрения профстандартов для педагоговСерьезной проблемой выступает недостаточная материальная база и дефицит узких специалистов – тьютеров, психологов, дефектологов.
Характеристика обобщенных трудовых функций Требования к образованию и обучениюУчитель: высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования "Образование и педагогические науки" или в области, соответствующей преподаваемому предмету, либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации;Воспитатель: высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования "Образование и педагогические науки" либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организацииТребования к опыту практической работыТребования к опыту практической работы не предъявляютсяОсобые условия допуска к работеК педагогической деятельности не допускаются лица: лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации;признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;имеющие заболевания, предусмотренные установленным перечнем
Трудовая функция (Общепедагогическая функция. Обучение)Трудовые действияРазработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программыОсуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образованияУчастие в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной средыПланирование и проведение учебных занятийСистематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучениюОрганизация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимисяФормирование универсальных учебных действийФормирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями (далее - ИКТ)Формирование мотивации к обучениюОбъективная оценка знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей
Необходимые уменияВладеть формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п.Объективно оценивать знания обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детейРазрабатывать (осваивать) и применять современные психолого-педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной средеИспользовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании: обучающихся, проявивших выдающиеся способности; обучающихся, для которых русский язык не является родным; обучающихся с ограниченными возможностями здоровьяВладеть ИКТ-компетентностями:общепользовательская ИКТ-компетентность;общепедагогическая ИКТ-компетентность;предметно-педагогическая ИКТ-компетентность (отражающая профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области человеческой деятельности)Организовывать различные виды внеурочной деятельности: игровую, учебно-исследовательскую, художественно-продуктивную, культурно-досуговую с учетом возможностей образовательной организации, места жительства и историко-культурного своеобразия региона
Необходимые знанияПреподаваемый предмет в пределах требований федеральных государственных образовательных стандартов и основной общеобразовательной программы, его истории и места в мировой культуре и наукеИстория, теория, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных систем, роль и место образования в жизни личности и обществаОсновные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития, социализация личности, индикаторы индивидуальных особенностей траекторий жизни, их возможные девиации, а также основы их психодиагностикиОсновы психодидактики, поликультурного образования, закономерностей поведения в социальных сетяхПути достижения образовательных результатов и способы оценки результатов обученияОсновы методики преподавания, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологийРабочая программа и методика обучения по данному предметуПриоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов, регламентирующих образовательную деятельность в Российской Федерации, нормативных документов по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи, федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, законодательства о правах ребенка, трудового законодательстваНормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежиКонвенция о правах ребенкаТрудовое законодательствоДругие харак-киСоблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики
Трудовая функция (Воспитательная деятельность)Трудовые действияРегулирование поведения обучающихся для обеспечения безопасной образовательной средыРеализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы, используя их как на занятии, так и во внеурочной деятельностиПостановка воспитательных целей, способствующих развитию обучающихся, независимо от их способностей и характераОпределение и принятие четких правил поведения обучающимися в соответствии с уставом образовательной организации и правилами внутреннего распорядка образовательной организацииПроектирование и реализация воспитательных программРеализация воспитательных возможностей различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.)Проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка)Помощь и поддержка в организации деятельности ученических органов самоуправленияСоздание, поддержание уклада, атмосферы и традиций жизни образовательной организацииРазвитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизниФормирование толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной средеИспользование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей) обучающихся, помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка
Необходимые уменияСтроить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностейОбщаться с детьми, признавать их достоинство, понимая и принимая ихСоздавать в учебных группах (классе, кружке, секции и т.п.) разновозрастные детско-взрослые общности обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работниковУправлять учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельностьАнализировать реальное состояние дел в учебной группе, поддерживать в детском коллективе деловую, дружелюбную атмосферуЗащищать достоинство и интересы обучающихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условияхНаходить ценностный аспект учебного знания и информации обеспечивать его понимание и переживание обучающимисяВладеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций и т.п.Сотрудничать с другими педагогическими работниками и другими специалистами в решении воспитательных задач
Необходимые знанияОсновы законодательства о правах ребенка, законы в сфере образования и федеральные государственные образовательные стандарты общего образованияИстория, теория, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных (педагогических) систем, роль и место образования в жизни личности и обществаОсновы психодидактики, поликультурного образования, закономерностей поведения в социальных сетяхОсновные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития и социализации личности, индикаторы и индивидуальные особенности траекторий жизни и их возможные девиации, приемы их диагностикиНаучное представление о результатах образования, путях их достижения и способах оценкиОсновы методики воспитательной работы, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологийНормативные правовые, руководящие и инструктивные документы, регулирующие организацию и проведение мероприятий за пределами территории образовательной организации (экскурсий, походов и экспедиций)Другие характеристикиСоблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики
Трудовая функция (Развивающая деятельность)Трудовые действияВыявление в ходе наблюдения поведенческих и личностных проблем обучающихся, связанных с особенностями их развитияОценка параметров и проектирование психологически безопасной и комфортной образовательной среды, разработка программ профилактики различных форм насилия в школеПрименение инструментария и методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенкаОсвоение и применение психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными контингентами учащихся: одаренные дети, социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.), дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиациями поведения, дети с зависимостьюОказание адресной помощи обучающимсяВзаимодействие с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиумаРазработка (совместно с другими специалистами) и реализация совместно с родителями (законными представителями) программ индивидуального развития ребенкаОсвоение и адекватное применение специальных технологий и методов, позволяющих проводить коррекционно-развивающую работуРазвитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизниФормирование и реализация программ развития универсальных учебных действий, образцов и ценностей социального поведения, навыков поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, формирование толерантности и позитивных образцов поликультурного общенияФормирование системы регуляции поведения и деятельности обучающихся
Необходимые уменияВладеть профессиональной установкой на оказание помощи любому ребенку вне зависимости от его реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровьяИспользовать в практике своей работы психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и развивающийОсуществлять (совместно с психологом и другими специалистами) психолого-педагогическое сопровождение основных общеобразовательных программПонимать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т.д.)Составить (совместно с психологом и другими специалистами) психолого-педагогическую характеристику (портрет) личности обучающегосяРазрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты, индивидуальные программы развития и индивидуально-ориентированные образовательные программы с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихсяВладеть стандартизированными методами психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей обучающихсяОценивать образовательные результаты: формируемые в преподаваемом предмете предметные и метапредметные компетенции, а также осуществлять (совместно с психологом) мониторинг личностных характеристикФормировать детско-взрослые сообщества
Необходимые знанияПедагогические закономерности организации образовательного процессаЗаконы развития личности и проявления личностных свойств, психологические законы периодизации и кризисов развитияТеория и технологии учета возрастных особенностей обучающихсяЗакономерности формирования детско-взрослых сообществ, их социально-психологических особенности и закономерности развития детских и подростковых сообществОсновные закономерности семейных отношений, позволяющие эффективно работать с родительской общественностьюОсновы психодиагностики и основные признаки отклонения в развитии детейСоциально-психологические особенности и закономерности развития детско-взрослых сообществДругие характеристикиСоблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики
Трудовая функция (Педагогическая деятельность по реализации программ начального общего образования)Трудовые действияПроектирование образовательного процесса на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования с учетом особенностей социальной ситуации развития первоклассника в связи с переходом ведущей деятельности от игровой к учебнойФормирование у детей социальной позиции обучающихся на всем протяжении обучения в начальной школеФормирование метапредметных компетенций, умения учиться и универсальных учебных действий до уровня, необходимого для освоения образовательных программ основного общего образованияОбъективная оценка успехов и возможностей обучающихся с учетом неравномерности индивидуального психического развития детей младшего школьного возраста, а также своеобразия динамики развития учебной деятельности мальчиков и девочекОрганизация учебного процесса с учетом своеобразия социальной ситуации развития первоклассникаКорректировка учебной деятельности исходя из данных мониторинга образовательных результатов с учетом неравномерности индивидуального психического развития детей младшего школьного возраста (в том числе в силу различий в возрасте, условий дошкольного обучения и воспитания), а также своеобразия динамики развития мальчиков и девочекПроведение в четвертом классе начальной школы (во взаимодействии с психологом) мероприятий по профилактике возможных трудностей адаптации детей к учебно-воспитательному процессу в основной школе
Необходимые уменияРеагировать на непосредственные по форме обращения детей к учителю и распознавать за ними серьезные личные проблемыСтавить различные виды учебных задач (учебно-познавательных, учебно-практических, учебно-игровых) и организовывать их решение (в индивидуальной или групповой форме) в соответствии с уровнем познавательного и личностного развития детей младшего возраста, сохраняя при этом баланс предметной и метапредметной составляющей их содержанияВо взаимодействии с родителями (законными представителями), другими педагогическими работниками и психологами проектировать и корректировать индивидуальную образовательную траекторию обучающегося в соответствии с задачами достижения всех видов образовательных результатов (предметных, метапредметных и личностных), выходящими за рамки программы начального общего образованияНеобходимые знанияОсновные и актуальные для современной системы образования теории обучения, воспитания и развития детей младшего школьного возрастовФедеральные государственные образовательные стандарты и содержание примерных основных образовательных программДидактические основы, используемые в учебно-воспитательном процессе образовательных технологийСущество заложенных в содержании используемых в начальной школе учебных задач обобщенных способов деятельности и системы знаний о природе, обществе, человеке, технологияхОсобенности региональных условий, в которых реализуется используемая основная образовательная программа начального общего образованияДругие характеристикиСоблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики