Презентация по литературе на тему Итоговое сочинение. Направление Честь и бесчестие
Работа над сочинением Итоговое сочинение по литературе Честь и бесчестие Выберите только ОДНУ из предложенных тем сочинений, а затем напишите сочинение на эту тему (рекомендуемый объём не менее 350 слов (примерно 2-2,5 листа размера А4).Сформулируйте свою точку зрения и аргументируйте свою позицию, выстраивая рассуждение в рамках заявленной темы на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы по Вашему выбору (количество привлеченных произведений не так важно, как глубина раскрытия темы с опорой на литературный материал).Продумайте композицию сочинения. Обращайте внимание на речевое оформление и соблюдение норм грамотности. Экзамен по литературе Задача выпускника:Раскрыть тему на литературном материалеВключить в рассуждение элементы анализа / интерпретации художественного произведенияОпираясь на произведение, по памяти цитировать его фрагментыВыдержать предложенный объём – 350 слов. Типы тем Тема-понятие (Тема чести на страницах русской литературы)Тема союза «и» (Честь и бесчестие)Тема-вопрос (Что такое честь и что такое бесчестие ?)Тема-цитата («Есть только две формы жизни: честь и бесчестие" (М.Горький) «Микс» (Художественное произведение о чести: есть ли место вымыслу?) СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ ЭТАПЫ Литература по теме: проза Л.Н.Толстой «Война и мир», М.А. Шолохов «Судьба человека», «Тихий Дон»А.С.Пушкин «Капитанская дочка» В.В.Быков «Сотников», «Обелиск», «Знак беды», «Дожить до рассвета», др. повестиА.М.Горький «Старуха Изергиль»А.С.Пушкин «Моцарт и Сальери» Ф.М.Достоевский «Преступление инаказание» Вспоминаем - осмысляем - пишем Этапы работы 1. «Карта памяти» Эпоха, исторические события, личностиПисатели и поэты о чести и бесчестииАвтор – произведение Название произведения – жанрПроизведение – герои 2.«Карта текста» Автор – произведение;Система персонажей; Сюжет Конфликт (социальный, межличностный, нравственный, …)Проблематика, идея Авторская позицияПодбор цитат, афоризмов ( «цитатник») 3. Композиция сочинения «План текста» Вступление.Основная часть: 1. а 2. б 3. вIII. Заключение ТЕМЫ СОЧИНЕНИЙ «Есть только две формы жизни: честь и бесчестие...» (А.М.Горький)Тема чести и бесчестия на страницах русской литературы.Человек чести – какой он? Проблематика Война и мирЖизнь и смертьОтвага и страхЧесть и бесчестиеВерность и предательствоЖестокость и милосердиеСвобода и рабство (плен)Смысл жизни Выбор человека на войнеДолг перед Родиной Вариант вступления В рассказе «Старуха Изергиль» а.м.Горький утверждает свой писательский идеал: героя, посвятившего свою жизнь людям. Ему противопоставлен другой персонаж – индивидуалист и себялюбец. Эти две жизни, по мнению писателя, есть честь и бесчестие. Роман создан в русле романтической традиции. Но, в отличие от настоящих романтиков, писатель поэтизирует не бесчестие, а честь. Поэтому отрицательные герои получают у Горького однозначную оценку, осуждение, что было свойственно классицизму. Опора на литературный материал Рассказ А.М.Горького «Старуха Изергиль» построен своеобразно: при внутреннем единстве идеи он состоит из трех как бы самостоятельных частей. Первая – легенда о Ларре, вторая – рассказ Изергиль о своей молодости, третья – легенда о Данко. При этом первая и третья части контрастно противопоставлены друг другу. Ларра – воплощение крайнего индивидуализма. Сын женщины и орла, он отличается гордостью, высокомерием, презрением к людям. Он «ловок, хищен, силен, жесток». Черты характера героя подчеркнуты в его внешнем облике: «глаза его были холодны и горды, как у царя птиц» Ларра убивает девушку за то, что она оттолкнула его. Опора на литературный материал Бесчестного Ларру решили наказать вечным одиночеством. В начале юноша громко смеялся над людьми, которые бросили его, смеялся, оставаясь один. И только позднее он понял, на какую страшную муку обречен: «...он стал уже как тень и таким будет вечно! Он не понимает ни речи людей, ни их поступков – ничего. И все ищет, ходит, ходит... И нет ему места среди людей...». Одиночество оказалось для него невыносимым: он стал искать спасения в смерти, но и смерть не приходила к нему. «Ему нет жизни, и смерть не улыбается ему... Вот как был поражен человек за гордость!» Жизнь становится непрерывной мукой, если человек оторван от людей, от мира, от общества – такова идея легенды о Ларре. В образе этого героя Горький развенчал себялюбие, эгоим и бесчестие. Опора на литературный материал По мысли писателя, жизнь человека вне человеческого общества пуста и бессмысленна. Человек чести готов совершить подвиг во имя высокой цели. Таким героем у писателя является Данко, человек, ведущий свой народ на свободу. На пути людей возникали трудности, неодолимые, казалось бы, препятствия: густой лес, темнота и холод, грозный шум молний. И когда люди упали духом и хотели уже повернуть обратно, герой вынул свое сердце и поднял его над головой. «Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зев болота. Вариант заключения Легенда о Ларе, рассказ Изергиль и легенда о Данко на первый взгляд кажутся самостоятельными, существующими независимо друг от друга. На самом деле это не так. В каждой из этих частей автор ставит один и тот же вопрос: в чем заключается человеческое счастье? Для первого героя, Ларры, счастье – в утверждении собственной воли, в бесчестии, в гордом одиночестве. Это, по мысли автора, глубокое заблуждение, недостойный человека идеал. Старуха Изергиль прожила яркую, насыщенную, полную приключений жизнь. Она была полна сил, жизнерадостна, энергична, открыта, любила помогать людям. Но в жизни ее не было Вариант заключения настоящего смысла, одухотворенной цели. И лишь Данко символизирует у Горького человека, живущего по законам чести. Этот герой воплощает высшее проявление красоты человеческого духа. Проверьте сочинение по критериям! Соответствует ли сочинение теме?На каком литературном материале вы построили своё рассуждение? Присутствует ли анализ (интерпретация) произведения?Выдержана ли композиция рассуждения (вступление/заключение)?Насколько удачно речевое оформление текста сочинения?Проверили ли грамотность? (Пользуйтесь орфогр. словарём!) Удачи на экзамене!