Презентация «Обучение средствами ЛОО как один из путей активизации познавательной деятельности младших школьников». Из опыта работы


Обучение средствами ЛОО как один из путей активизации познавательной деятельности младших школьниковВыполнила Кудина Вера Александровнаучитель начальных классовМБОУ «Сычёвская СОШ им. К. Ф. Лебединской» «Я услышал и забыл,Я увидел и запомнил,Я сделал и понял»Чарльз Беббидж Личностно ориентированное обучение (ЛОО)- это такое обучение, которое во главу угла ставит:самобытность ребёнкасамоценность ребёнкасубъективность процесса учения Цель: формирование функционально грамотной личности, способной к:самореализациисаморазвитиюадаптациисаморегуляции самозащитесамовоспитанию Интерес и радость должны быть основными переживаниями ребенка в школе и на уроках. "Каждый ребенок на уроке должен быть охвачен чувством ожидания чего-то интересного, захватывающего, нового. Он должен радоваться трудностям познания, чувствуя, что рядом есть педагог, который немедленно придет ему на помощь" Ш.А. Амонашвили Ситуация – это ряд условий, которыйобеспечивает успех, а сам Успех – это то, чтоспособны организовать мы – учителя. Создание ситуации успеха, через выполнение заданий, посильных для всех учащихся, изучение нового материала с опорой на старые знания«Угадай рассказ» (или сказку) положительный эмоциональный настрой, через создание на уроке доброжелательной атмосферы доверия и сотрудничества, яркую и эмоциональную речь учителяПодарите улыбки друг другу. Если вы научитесь улыбаться красоте, добру, то ваша улыбка будет возвращаться к вам с радостью. Ведь окружающий мир – это большое волшебное зеркало. Занимательность, необычное начало урока, через использование музыкальных фрагментов, игровые и соревновательные формы, юмористические минутки:С Добрым утром! Начат день,Первым делом гонит лень.На уроке не молчатьВсем работать, отвечать! В мире много интересного, Нам порою неизвестного. Миру знаний нет предела. Так скорей, друзья, за дело! Диаграмма изменения уровня мотивации на конец года Условия для эффективной организации целеполагания:Обеспечение систематичности постановки целей в учебной деятельности.Использование учителем многообразных приёмов, обеспечивающих процесс целеполагания у учащихся в различных видах деятельности.Осознание школьниками того, что без чётко поставленной цели трудно добиться результата в учебной или другой какой- либо деятельности.Соблюдение учителем возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в постановке целей.Постепенное возрастание доли самостоятельности учащихся в составлении и осуществлении плана своей жизнедеятельности.Осуществление учащимися контроля своих достижений. Приёмы создания проблемной ситуации{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}«Классические»«Сокращённые»«Мотивирующие»Проблемная ситуация с удивлениемПобуждающий диалог от проблемной ситуацииПриём «Яркое пятно»Проблемная ситуация с затруднениемПодводящий к проблеме диалогДемонстрация непонятных явленийПодводящий от проблемы диалогПриём «Актуализация» Проблемная ситуация с удивлениемодновременное предъявление двух противоречивых фактовстолкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием.обнаружить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «с ловушкой» («на ошибку») Проблемная ситуация с затруднениемпротиворечие между необходимостью и невозможностью выполнить требования учителя Побуждающий от проблемной ситуации диалогРаздели на группы слова Рефлексия- залог развития!Цель рефлексии для ученикане просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими Классификация рефлексии /исходя из функций/РЕФЛЕКСИЯ НАСТРОЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ;РЕФЛЕКСИЯ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА;РЕФЛЕКСИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕФЛЕКСИЯ НАСТРОЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯКарточки с изображением лиц Цветовое изображение настроенияу учащихся две КАРТОЧКИ: синяя и красная. Они показывают карточку в соответствии с их настроением в начале и в конце урока; прием «БУКЕТ НАСТРОЕНИЯ» (бумажные цветы: красные и голубые раздаются в начале урока) ;прием «ДЕРЕВО ЧУВСТВ» Если чувствую себя хорошо, комфортно, то вешаю на дерево листочки одного цвета, если нет – другого. Настроение - цвет:красный – восторженное;оранжевый – радостное, теплое;желтый – светлое, приятное;зеленый – спокойное;синий – неудовлетворенное, грустное;фиолетовый – тревожное, напряженное;черный – упадок, уныние. Эмоционально художественная рефлексия (в конце урока)картины с изображением пейзажа (одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая – радостным, веселым);- эмоционально-музыкальная концовка (учащиеся слушают фрагменты из двух музыкальных произведений; желательно указать композитора произведения) Рефлексия настроения + эмоционального состоянияВопросы «Что ты чувствуешь сейчас? Какие эмоции ты испытываешь?» ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТКакие эмоции вы испытываете?Положительные / ОтрицательныеУдовлетворение /Неудовлетворение счастье / скуку радость / печаль успех / колебания спокойствие / страх Я чувствую... потому, что... мне скучно (не скучно) был активным, эмоциональным полностью выполнил задание получил хорошую отметку РЕФЛЕКСИЯ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛАЦель: выяснить, как учащиеся осознали содержание пройденногоМЕТОДЫ-прием незаконченного предложения; - прием «Выбора пословицы»;- оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания Я не знал… - Теперь я знаю…);- прием синквейна (пятистишье) /технология критического мышления;- рефлексия достижения цели (цель урока записывается на доске и в конце урока проводится обсуждение ее достижения);- рефлексия отношения к проблеме(теме), взгляд на проблему раньше и сейчас (Мое мнение: до /после изучения темы) РЕФЛЕКСИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«Лестница успеха» ВОПРОСЫ, которые задают себе ученики, владеющие рефлексией: Что я делал? С какой целью? Почему я это делаю так? Какой результат я получил? Какой вариант лучше? Меняется личность учителя Он должен обладать рядом умений:Умение выдержать паузу после формулирования вопроса- не мешать детям думать.Не вести ребёнка за руку в решении проблемы- дать поле свободы («Что вы думаете?» «Что скажете?» «О чём молчите?»)Умение организовать меру помощи, чтобы каждый имел успех.Умение считаться с желанием детей продолжить тот или иной нравящийся им вид работы, даже если это не предусмотрено планом урока.. Умение творчески использовать ошибки детей, так как эти ошибки ставят вопросы и проблемы перед классом. Меняется личность учителяУмение снять напряжение, раздражительность, сосредоточить внимание ,увлечь работой.Умение видеть сильные стороны каждого ученика независимо от учебных успехов. Умение быть равноправным партнёром, избегая роли лектора Учить детей анализировать поведение ,логику поступков не только литературных героев , но и своих товарищей.Умение поощрять детей к свободному проявлению чувств.Стремление поддерживать симпатии детей друг к другу, формировать умения видеть и ценить индивидуальность друг друга. « Человек в обществе должен расти согласно своей природе, быть самим собой и единственным, как на дереве каждый лист отличается от другого. Но в каждом листике есть нечто общее с другими, и эта общность перебегает по сучкам, сосудам и образует мощь ствола и единство всего дерева. Каждый ребёнок может быть познан как личность только с учётом его действительной жизни, его радости, огорчений, потребностей и надежд. И только тогда ребёнок захочет учиться, будет спешить в школу и от всего сердца радоваться встреч со своим учителем»М.Пришвин Спасибо за внимание!Творческих Вам успехов Список литературыЯкиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. – Москва.: 1996.Автайкина,Т.О. Контроль и оценивание в условиях личностно-ориентированного обучения. [Текст] // Начальная школа: плюс до и после. – 2007. - № 8. – с.79; Алецкая, И.С. Личностно-ориентированный образовательный процесс. Опыт педагогического коллектива школы № 55 г.Калининграда.[Текст]// Начальная школа: плюс до и после. – 2006. - № 12. – с.10; Аргунова, М. Личностно-ориентированные подходы на примере технологии «Чтение и письмо для развития критического мышления». [Текст] // География в школе. – 2009. - № 5. – с.42;Барамзина, С.А. Учебная деятельности школьников в контексте личностно-ориентированного обучения. [Текст] // Педагогика. – 2006. - № 8. – с. 41;Бондаревская, Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания. [Текст] // Педагогика. – 2007. - № 8. – с.44;Хуторской,А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному? [Текст]:пособ. для учителя. -М.: Владос, 2005.-383с;Хуторской, А.В. Личностная ориентация образования как педагогическая инновация. [Текст] // Школьные технологии. – 2006.- № 1. – с.3; Источникиhttp://mmcmousoh1.ucoz.ru/index/bank_situacij_uspekhahttp://www.zavuch.info/component/mtree/osoboe/specschool/tipi-metodi-priemi-uroki-chroli8vida.htmlhttp://www.uchportal.ru/_ld/18/1801_93x.rarhttp://yaiva33.narod.ru/DswMedia/pedsovetsozdaniesituaciiuspexanauroke.dochttp://alekseewa.21308s22.edusite.ru/DswMedia/sozdaniesituaciiiuspexanaurok1.dochttp://www.irinam.com/