Презентация мастер-класса Нестандартные задачи по математике в начальной школе
Пусть будет счастлив каждый день,Прекрасно каждое мгновенье, Успехов, радости, добра,Любви, удачи и везенья… Мать в 3 раза старше дочери, а отцу столько лет, сколько матери и дочери вместе. Сколько лет дочери, если известно что сумма лет всех троих равна наименьшему трёхзначному числу плюс 4? Туристы на автобусе проехали за 3 часа 180 км. Какое расстояние они проедут за 5 часов двигаясь с той же скоростью? Во дворе гуляют куры и овцы, всего у них 14 ног и 5 голов, сколько во дворе кур? Туристы на автобусе проехали за 3 часа 180 км. Какое расстояние они проедут за 5 часов двигаясь с той же скоростью? Стандартные знания и задания «Делайте маленькое дело, но овладевайте им в совершенстве и относитесь к нему как к великому делу» (А.Моруа) Во дворе гуляют куры и овцы, всего у них 14 ног и 5 голов, сколько во дворе кур? Нестандартные задания «Деятельность- это культура души» (А.Рахматов) Во дворе гуляют куры и овцы, всего у них 14 ног и 5 голов, сколько во дворе кур? Во дворе гуляют куры и овцы, всего у них 14 ног и 5 голов, сколько во дворе кур? Мать в 3 раза старше дочери, а отцу столько лет, сколько матери и дочери вместе. Сколько лет дочери, если известно что сумма лет всех троих равна наименьшему трёхзначному числу плюс 4? Усложненные задания « Всякий вправе творить по-своему…» (Гораций) Учитель начальных классов высшей категории Антипова Надежда Дмитриевна Кто возьмёт на себя смелость сказать, что математическое и логическое рассуждения не страсть! Б. Шоу Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Нестандартная задача – это такая задача для которой в курсе математики не имеется общих правил и положений, определяющих точную программу её решения… Регулятивных учебных действий • Целеполагание • Планирование • Прогнозирование • Контроль • Коррекция • Оценка • Саморегуляция Личностных действий • Самоопределение • Смыслообразование • Нравственно-эстетическое оценивание Познавательных действий • Общеучебные универсальные действия • Логические универсальные действия • Постановка и решение проблемы Коммуникативных действий. • Планирование • Постановка вопросов • Разрешение конфликтов • Контроль, коррекция действий Цели: Развитие логического мышления при решении нестандартных задач; Способствование развитию интереса к математике; Активация мыслительной деятельности; Развитие творческого мышления; Развитие математической речи учащихся; Развитие умения излагать мысли и моделировать ситуацию. 1.Внимательно прочтите задачу, обдумайте поставленный вопрос, четко представьте тот предмет или явление, о котором в нем говорится.2.Обдумайте связи, которые существуют между данными в условии и вопросе задачи.3.Вспомните, не встречалась ли вам похожая задача, способ решения которой вам известен.4.Попробуйте, упростив условие задачи, найти принцип ее решения, а затем применить этот принцип для решения исходной задачи.5.Если в задаче несколько неизвестных, попробуйте разбить условие на несколько подзадач с одним неизвестным в каждом.6.Подумайте, какие части условия несущественны и только сбивают вас с толку.7.Подумайте, нельзя ли применить для решения задачи какие-либо знания из другой сферы деятельности.8.Подумайте, нельзя ли рассмотреть ситуацию в задаче с другой точки зрения (надо поднять груз на платформу, а нельзя ли опустить платформу под груз). 9.Попробуйте с помощью конкретных примеров нащупать общее решение задачи. 10.Обязательно сделайте проверку полученного ответа, сопоставив его с жизненными представлениями об искомой величине или подставив эту величину в условие задачи. Советы по решению нестандартных задач Мать в 3 раза старше дочери, а отцу столько лет, сколько матери и дочери вместе. Сколько лет дочери, если известно что сумма лет всех троих равна наименьшему трёхзначному числу плюс 4? Туристы на автобусе проехали за 3 часа 180 км. Какое расстояние они проедут за 5 часов двигаясь с той же скоростью? Во дворе гуляют куры и овцы, всего у них 14 ног и 5 голов, сколько во дворе кур? Овцы 2 х 4 (ноги) = 8 ног Кур 3 х 2 (ноги) = 6 ног х+3х+4х =100+4 Х=13 лет (39 и 52 года) 1. Запишите свой день рождения цифрами: 31.08.1966 2. Найдите сумму этих чисел:3+1+0+8+1+9+6+6= 34 3. Найдите сумму полученных чисел:3+4=7 Если жизненный путь человека –СЕМЁРКА (7), то это яркая, творческая индивидуальность, обладающая таинственной силой, оригинальным, пытливым умом. Это число – символ тайны и знания: семёрки ищут скрытые факты, не верят на слово. Такие люди независимы, тянутся к общественной деятельности. У них богатая фантазия, поэтическая душа… Это мыслители, их миссия - использовать знания на благо человечества. Сами семёрки - надёжные друзья. В их жизни много перемен, путешествий, они беспокойны, ищут надёжный угол. Сильные получают мировую известность. Это – Достоевский, Шаляпин, Троцкий, Дзержинский, Путин, Абдулов и др. 7 Три бабы — базар, а семь – ярмаркаА ты, седьмой, у ворот постой Для бешеной собаки семь верст не кругДля любимого дружка семь верст не околица За семь верст киселя хлебатьЗа семью печатями Лук – от семи недуг Один с сошкой, а семеро с ложкой Седьмая вода на киселеСемеро ворот и все в огород Семеро одного не ждутСемеро по зайцам, а шкурки нет Семеро по лавкамСеми смертям - не бывать, а одной не миновать Семь бед - один ответСемь верст до небес и все лесом Семь потов сошло Семь мудрецов дешевле одного опытного человека Семь пядей во лбуСемь пятниц на неделе Семь раз отмерь - один раз отрежьСемь раз поели, а за столом не сидели. У ленивого семь праздников в неделю. Чем семерых посылать, лучше самому побывать Какая цифра стоит в натуральном ряду на 7 месте, на 13 месте, на 27 месте? 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 1 насос за 1 минуту выкачивает 1 т воды. За сколько минут 5 таких насосов выкачают 5 тонн воды? За 1 минуту. 3 курицы за 3 дня снесли 3 яйца. Сколько яиц снесут 12 кур за 12 дней? 1 курица-1 яйцо за 3 дня, за 12дней-4 яйца,а 12 кур 4 х 12 =48 яиц. т р и (ы+ы) :ы=ы д ы р а + т р и т р и 1 7 3 6 4 9 Решение трудной математической проблемы можно сравнить с взятием крепости. Н.Я. Виленкин