Презентация Профессиональные пробы в дополнительном образовании
«Механизмы формирования сред профессиональных проб для подростков в дополнительном образовании» Анашкина Ольга ГеннадьевнаПрограмма профессиональных проб для подростков по направлению «Начальное техническое моделирование»В МБУДО «ГЦРиНТТДиЮ» г. Тула
Пояснительная запискаТехнические достижения все быстрее проникают во все сферы человеческой деятельности и вызывают возрастающий интерес детей к современной технике. Дети познают и принимают мир таким, каким его видят, пытаются осмыслить, осознать, а потом объяснить. Роль начально - технического моделирования для всестороннего развития учащихся велика. Занятия моделированием развивают конструкторские способности, техническое мышление и являются одним из важных способов познания окружающей действительности. Начальное техническое моделирование - это путь к пробуждению любознательности, интереса к технике; развитию технических способностей. На занятиях осуществляется трудовое и эстетическое воспитание, развитие творческой самостоятельности учащихся, фантазии, умения использовать имеющиеся знания и опыт в практической деятельности. Особый упор на занятиях сделан на воспитание личности обучающихся, развитие коммуникативных качеств, культуры поведения, уважительного отношения к труду. Цель занятий первого года обучения: развитие мотивации учащихся младшего школьного возраста к познанию, возможности проявить себя, пробуждение интереса к технике, приобретение начального опыта в практической деятельности.
Цель программы: Создание условий для развития личности ребенка через занятия в техническом объединении.Цель занятий первого года обучения: Развитие мотивации учащихся младшего школьного возраста к познанию, возможности проявить себя, творчески. Пробуждение любознательности и интереса к технике, приобрести начальный опыт в практической деятельности.Знания являются фундаментом успешной деятельности. Дети учатся работать правильно, узнают об инструментах и свойствах материалов, которыми им приходится пользоваться, соблюдают правила техники безопасности, учатся организовывать своё рабочее место и труд, а так же выполнять задания с помощью шаблонов, трафаретов, выкроек, учатся различным трудовым и технологичным операциям. В это время успех каждого должен быть замечен педагогом.Цель занятий второго года обучения:Способствовать раскрытию способностей учащихся в области технического творчества. Развивать и закреплять опыт в практической деятельности. Уметь организовывать самостоятельную и коллективную работу.В это время формируется устойчивый интерес к обучению. Педагог знакомит детей с элементами проектной деятельности.
Цель занятий третьего года обучения:Создание условий для реализации накопленного опыта у учащихся в области технического творчества и создании проектов. Дети осваивают более широкий круг умений и навыков, способствующий позитивному результату в изготовлении конечного продукта работы. В этот период необходимо обеспечить им возможность систематически упражняться в мыслительных операциях: сравнении, анализе, обобщении, моделировании проектной деятельности.В основном, занятия носят проблемный, а не только исполнительный характер. В этот период особое внимание уделяется ребятам способным, одарённым. Они работают по индивидуальным заданиям, собирают портфолио, педагог рекламирует их достижения.
Предпрофессиональная подготовка детей. Программа НТМ рассчитана на детей младшего школьного возраста, на 3 года обучения и построена с учетом преемственности обучения и развития полученных знаний и практических умений. Обучение проводится с учетом индивидуальных способностей воспитанников, их уровня знаний и умений и может быть разновозрастной. На занятиях обучающимся предоставляются возможности удовлетворять свои интересы и сочетать различные направления технического творчества и формы занятий. Профессиональная подготовка здесь заключается лишь в преемственности ЗУНов и подготовке к следующим видам дополнительного образования. (таких как авиа-, судо-, моделирование, проектная деятельность на занятиях также может пригодится в д/о «Исследовательская лаборатория»)
{616DA210-FB5B-4158-B5E0-FEB733F419BA}№ п/пНазвание разделаЧасов всегоТеорияПрактика Комплектование кружков6 1.Вводное занятие. Организация рабочего места, инструменты и материалы, правила безопасности труда.4222.Первоначальные графические знания и умения. Некоторые технические понятия об инструментах, знакомство с линиями чертежа. Рисунок, эскиз, схема.164123.Начальные сведения о художественном конструировании и техническом моделировании. Форма, цвет, пропорциональность. Техника аппликации. Элементарные понятия о контуре, силуэте, техн. дизайне.364324.Изготовление макетов и моделей, сувениров и игрушек из бумаги и картона (простых и объемных).502485.Технологические занятия и декоративно-прикладные работы.304266.Итоговое занятие.211 ИТОГО14417121Учебно-тематический план первого года обучения
Содержание программы для первого года обученияВводное занятие 1. Бумага, ее виды, свойства, ее классификация.Практическая работа: Лабораторные и Экспериментальные работы по изучению свойств различной бумаги. Операция сгибания и складывания - основные приемы. 2. Первоначальные графические знания и умения. Понятия о чертежных инструментах и принадлежностях: линейке, угольнике, циркуле, карандаше. Практическая работа: Разметка с использованием линий чертежа. 3. Начальные сведения о художественном конструировании итехническом моделировании. Форма, цвет, пропорциональность. Элементарныепонятия о контуре, силуэте, технике дизайна.Практическая работа: Создание образа технической модели путем манипуляции геометрическими фигурами. 4. Изготовление макетов, моделей, сувениров и игрушек из бумаги икартона. Начальные понятия о простейших геометрических фигурах и телах.Элементы геометрических тел. Развертки и выкройки геометрических тел.Практическая работа: Закрепление знаний по ТБ при выполнении трудовых операций. Изготовление разверток конусов, кубов и сувениров. Изготовление новогодних сувениров, игрушек, гирлянд и украшений. Работа мастерской Деда Мороза.5. Технологические занятия и декоративно-прикладные работы. Сопоставление формы окружающих предметов, технических объектов с геометрическими телами.Практическая работа: Изготовление из плотной бумаги и картона макетов технических объектов . Художественное оформление изделий. Соревнования и стендовая выставка.6. Итоговое занятие. Подведение итогов за истекший год. Тестовый опрос. Заполнение таблицы по уровням знаний.
{616DA210-FB5B-4158-B5E0-FEB733F419BA}№ п/пНазвание разделаЧасов всегоТеорияПрактик а1.Вводное занятие. Знакомство с программой и задачами кружка. Повторный инструктаж по ТБ. Повторение основных приемов разметки и соединения деталей.2112.Графическая подготовка. Некоторые технические понятия. Изготовление макетов и моделей по образцу, рисунку, представлению.428343.Аппликационные работы. Технология. Художественное оформление. Оригами.322304.Конструирование макетов и моделей технических объектов из плоских и объемных деталей. Понятие о техническом дизайне.344305.Знакомство с проектной деятельностью.22 6.Элементы художественного конструирования. Изготовление подарков и сувениров из разных материалов.304267.Итоговое занятие.211 ИТОГО14422122Учебно-тематический план второго года обучения
Содержание программы второго года обученияОрганизационные вопросы. Заготовка материалов к новому учебному году.Подготовка дидактического и вспомогательного материала.1. Вводное занятие. Теоретический материал: Знакомство с программой и задачами кружка на новый учебный год. Повторный инструктаж по ТБ.Практическая работа: Повторение основных приемов разметки и соединения деталей. 2. Графическая подготовка. Некоторые технические понятия. Изготовление макетов и моделей по образцу, рисунку, представлению. Теоретический материал: Закрепление и расширение знаний о чертежных инструмента. Линии чертежа: линии возможного контура, линии сгиба, пунктирная линия, осевая и др. Радиус, диаметр их условные обозначения. Масштаб. Понятие о техническом рисунке, чертеже, эскизе. Черчение циркулем окружностей по заданным радиусам. Деление окружности на части. Построение геометрических фигур - четырехугольник, треугольник с помощью шаблонов и сгибания3. Аппликационные работы. Технология. Художественное оформление. Оригамми.Теоретический материал: Закрепление знаний по правилам безопасной работы с ножницами и шилом. Повторение понятий об аппликации как технологическом процессе, ее видах. Техника плетения. Орнамент и его виды. Экскурсия на выставку ДТТ.Практическая работа: Изготовление открыток, картин из цветов объемной и полуобъемной аппликации. Плетение, техника составления рисунка, закладки, коврики, обложки, салфетки. Работа мастерской Деда Мороза, изготовление открыток, елочных украшений, выставка работ «Новогодние превращения». Экскурсия « Зимняя сказка». Изготовление рамок для фото геометрическим и растительным орнаментом с использованием бросового материала. Вырезание орнамента. Оригами. Изготовление поделок по зимней тематике. Изготовление животных.
4. Конструирование макетов и моделей технических объектов и игрушек из плоских и объемных деталей. Понятие о техническом дизайне.Теоретический материал: Повторение о геометрических телах: кубе, конусе, цилиндре, пирамиде и элементах геометрических тел: грани, радиусе, ребре, вершине, основании, боковой поверхности. Сходство и различие между геометрическими фигурами и геометрическими телами. Составление технических объектов из геометрических тел и фигур.Практическая работа: Изготовление разверток геометрических тел по чертежу и техническому рисунку. Изготовление моделей технических объектов на основе геометрических тел: газовой плиты, телевизора, домика. Цилиндр и его свойства. Изготовление сувениров на основе цилиндра: Мальвина, Мюнхгаузен, молоковоз. Композиция из геометрических фигур « Мой дворик». 5. Знакомство с проектной деятельностью. Теоретический материал. Ознакомление с проектной деятельностью, ее особенностями и понятиями.6. Элементы художественного конструирования. Изготовление подарков и сувениров из разных материалов.Теоретический материал. Особенности бросового материала, технические приемы при работе с ним. Освоение технологии при работе с объемными изделиями из бумаги.Практическая работа. Изготовление изделий из пластиковых бутылок. Изготовление объемных изделий из бумаги:7. Итоговое занятие. Подведение итогов за истекший год. Персональная выставка поделок. Итоговый конкурс.
{616DA210-FB5B-4158-B5E0-FEB733F419BA}№ п/пНазвание разделаЧасов всегоТеорияПрактика1.Вводное занятие. Ознакомление с программой кружка. Цели и задачи, содержание, техника безопасности. Контрольная работа на проверку пройденного: «Знаю, умею, научу»20,51,52.Бумажная пластика, способ и приемы БП. Прорезные изделия из бумаги. Аппликация в смешанной технике.504463.Мастерская Деда Мороза. Изготовление новогодних и рождественских сувениров и игрушек.141134.Понятие о конструкторско-технологической деятельности. Изучение рисовальных и чертежных шрифтов. Современный мир профессий, тенденции в его развитии. 182165.Выбор темы для проекта. Работа над темой.4226.Простейшие авиа и судомодели из бумаги и картона, вспомогательного материала. Игры и соревнования. Профессиональная культура личности. Профессионально важные качества. 344307.Объемная игрушка из готовых геометрических фигур. Понятие профессиональных интересов и склонностей. 162148Подготовка к проектной деятельности. Защита проекта.4229.Заключительное занятие. Выставка работе учащихся за год. Комментированный показ лучших изделий.2 2 ИТОГО14417,5126,5Учебно-тематический план третьего года обучения
Содержание программы третьего года обучения1.Вводное занятие. Практическая работа: Контрольная работа на повторение пройденного. Конкурс «Знаю, умею, научу».2.Бумажная пластика. Основные свойства бумаги, ее пластичность. Экспериментальные работы на выявление пластических свойств бумаги. Переплетные работы, их технология. Прорезные изделия, технология, основные приемы и использование в быту. Практическая работа: Экспериментальные игры Изготовление веера и бабочек, цветов . Картина в круге . Торцевание - Изготовление переплетным способом мини-книжки, складной папки. Итоговое занятие по теме: «Самостоятельная работа по собственному замыслу». Изготовление закладок для книг, салфеток, ежика-сувенира, коробочки без крышки, украшений прорезным способом. Изготовление и оформление аппликационных работ в смешанной технике с использованием разных видов бумаги: цветной, бархатной, самоклеющейся, других видов, а также бисера, зерен, семян, сухих листьев и цветов. Макеты часов с подвижной стрелкой: «Гриб», «Сказочные». Изготовление большого панно «Волшебное дерево» - коллективное творческое дело, работа бригадным способом.3.Мастерская Деда Мороза. Беседа о новогодних и рождественских традициях, изготовление новогодних сувениров, подарков, поздравительных открыток, с использованием своих знаний и умений в различной технике исполнения.Практическая работа: Изготовление поздравительных открыток, елочных украшений, сувениров и игрушек: Объемные снежинки и гирлянды, упаковочных коробочек, плетенных салфеток и поясов, рамок для фотографий и картин.
4. Понятие о конструкторско-технологической деятельности. Обучениечертежным и рисованным шрифтам. Рисунок, набросок, эскиз. Элементыпроф-конструирования. Практическая работа: КТД «Конструкторское бюро». Изготовление моделей транспортной техники: из готовых коробок - троллейбуса, трамвая, автомашины, грузовика с закрытым кузовом. Современный мир профессий, тенденции в его развитии. 5. Выбор темы для проекта, работа над темой.6. Простейшие авиа и судомодели из бумаги, картона, вспомогательного материала. Конкурсы и соревнования. Действующие летающие модели по чертежу, шаблону, собственному замыслу. Способы соединения. Практическая работа: Изготовление модели двухступенчатой ракеты с щелевым соединением, моделей планеров, воздушных змеев, самолета ЯК-3, моделей различных самолетов, выполненные из сложенного листа. Изготовление лодки -плоскодонки, баржи. Профессиональная культура личности. Профессионально важные качества. 7. Объемные игрушки из готовых геометрических фигур. Сравнение окружающих предметов с геометрическими формами. Разработка и изготовление объемных моделей животного и растительного мира с использованием готовых форм бумажной тары, мысленное расчленение объекта на части, воображение образа объекта по памяти, создание материального образа объекта из объемных геометрических фигур. Практическая работа: Изготовление моделей объемных фигур «Доктора Айболита». Понятие профессиональных интересов и склонностей. 8. Подготовка проектной деятельности, защита проекта.9. Заключительное занятие. Торжественное открытие «Выставки работ учащихся третьего класса». Комментированный показ авторами самых лучших работ.
Методическое обеспечение:Общение и отношения строятся на следующих принципах:1.Принцип самоактуализации. В каждом ребёнке существует потребность в актуализации своих творческих способностей. Важно пробудить и поддержать стремление воспитанника к проявлению и развитию своих природных и социально - приобретенных возможностей.2. Принцип индивидуальности. Создание условий для формирования индивидуальности личности обучающегося. Необходимо не только учитывать индивидуальные особенности воспитанника, но и всячески содействовать их дальнейшему развитию. 3. Принцип творчества и успеха. Благодаря творчеству обучающийся выявляет свои способности, узнает о «сильных» сторонах своей личности. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствуетформированию позитивной Я-концепции личности воспитанника, стимулирует осуществление ребенком дальнейшей работы по самосовершенствованию и самостроительству своего «Я». 4. Принцип доверия и поддержки. Вера в ребёнка, доверие ему, поддержка его стремлений к самореализации и самоутверждению должны прийти на смену излишней требовательности и чрезмерного контроля.
Заключение. Ожидаемые результаты. Важной частью работы педагога в каждый год обучения является подведение итогов деятельности воспитанников. При этом используются самые разные формы:-поводятся промежуточные срезы знаний, умений, навыков по тематическим блокам в форме проверочных заданий, соревнований и конкурсов;-осуществляется оценка детских работ по узловым темам через персональные и массовые выставки работ;-используются ситуативные и ролевые игры;-отслеживается степень самостоятельности с помощью таблицы: выполнил работу самостоятельно, выполнил с помощью педагога, не выполнил;-дважды в год осуществляется уровневое отслеживание индивидуального развития каждого учащегося.Во второй и третий годы обучения выявляются и поддерживаются наиболее способные и одарённые дети. Для них устраиваются персональные выставки с комментированным показом своих изделий; они привлекаются к участию в выставках разного уровня, участвуют в проектной деятельности и других массовых мероприятиях.