Формирование ключевых компетенций у обучающихся,как одна из актуальных проблем биологического образования
Тема:Формирование ключевых компетенций у обучающихся, как одно из актуальных проблем биологического образования.
В связи с модернизацией Российского образования, в «Концепции модернизации Российского образования» зафиксировано положение о том, что одной из основных задач современного образования является достижение нового, современного качества образования. Под новым качеством образования понимается ориентация на развитие личности ребенка, его познавательных и созидательных способностей, что общеобразовательная школа должна формировать новую систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть современные ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования».
Что же лежит в основе понятия: компетенция, компетентность и ключевые компетенции?
Компетенция, в переводе с латинского, означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней.
Компетентность - владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности". Следовательно, обладать компетентностью значит иметь определенные знания, определенную характеристику, быть осведомленным в чем-либо;
- ключевые компетенции представляют собой различные универсальные ментальные средства, инструменты (способы, методы, приемы) достижения человеком значимых для него целей (результатов);- ключевые компетенции позволяют достигать результатов в неопределенных, проблемных ситуациях. Они позволяют самостоятельно и в сотрудничестве с другими решать проблемы, то есть справляться с ситуациями, для разрешения которых никогда нет полного комплекта наработанных средств.
В настоящее время нет точного перечня ключевых компетенций человека, которые необходимо формировать в общеобразовательной школе. Наиболее распространенной является классификация А.В. Хуторского. Он выделяет следующие типы компетенций:-ценностно-смысловые компетенции;-общекультурные компетенции;-учебно-познавательные компетенции;-информационные компетенции;-коммуникативные компетенции;-социально-трудовые компетенции;-компетенции личностного самосовершенствования.
Ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.
Общекультурные компетенции. Круг вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности, это - особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере.
Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности.
Информационные компетенции. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио - видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию,
Коммуникативные компетенции. Включают знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др.
Социально-трудовые компетенции означают владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения.
Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Реальным объектом в сфере данных компетенций выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности.
Какие методы можно использовать для формирования ключевых компетенций на уроках биологии?
Методы формирования информационной компетенции:-Поиск и сбор информации; -Обработка информации; -Передача информации:• подготовка докладов, сообщений по теме;• подготовка плакатов, презентаций МS Роwer Роinт к учебному материалу;• подготовка учебных пособий по теме;• подготовка стендов, стенгазет, объявлений;-Комплексные методы:• составление и защита рефератов, включая составление плана, выводы, оформление библиографии;
Методы формирования коммуникативной компетенции.
Методы, ориентированные на устную коммуникацию:• все формы учебного диалога;• доклады и сообщения;• ролевые и деловые игры, предполагающие, в самом общем виде, роли Говорящего и Слушающего, Задающего вопросы и Отвечающего;
Методы, ориентированные на письменную коммуникацию:• ролевые и деловые игры, предполагающие, в самом общем виде, роли Пишущего и Читающего;• учебные исследования и учебные проекты, требующие проведения анкетирования или письменного интервью с предварительной подготовкой вопросов (опросников);
Методы формирования социально- трудовой компетенции.Наиболее эффективными для формирования компетенции по работе в сотрудничестве являются групповые формы работы.
Методы и приемы в рамках фронтально-индивидуальной работы:• фронтальный опрос с предварительным обсуждением ответов (при условии его систематического использования). • индивидуальные задания для самостоятельной работы проблемного характера, для выполнения которых необходимо привлечение других учащихся. Например, задание типа «Головоломка».
Методы и приемы в рамках групповой работы — практически все.В их числе:• самостоятельная работа в парах и в группах по изучению и закреплению нового материала;• лабораторные и практические работы, проводящиеся в парах и группах (их нужно дополнить моментами самостоятельного группового планирования — в начале работы, и самостоятельного группового самооценивания — в конце);• групповые мини-проекты (проводятся и презентуются на уроке);• групповые исследовательские и проектные работы любого типа (проводятся в основном во внеурочное время);
Методы и приемы в рамках индивидуальной работы:• индивидуальные проекты любого типа, требующие привлечения помощников и соисполнителей;• индивидуальные практико-ориентированные проекты, нацеленные на решение социальных проблем.Методы формирования учебно-познавательной и ценностно- смысловой компетенций.Учащихся необходимо обучать решению проблем не только в учебной, но и в более широкой социальной деятельности.
Формировать ключевые компетенции учащихся можно и через исследовательскую деятельность. Организация исследовательской деятельности рассматривается сегодня как мощная инновационная образовательная технология. Она служит средством комплексного решения задач воспитания, образования и развития в современном обществе.
В результате у учащихся вырабатываются такие важные умения, как:- умение находить информацию;- изучение материала самостоятельно;- умение анализировать, сравнивать;- ставить и формулировать проблему;- осуществлять организационно-управленческую деятельность, самоконтроль и самооценку. Следует отметить, что те учащиеся, которые занимаются исследовательской деятельностью, отличаются от остальных особой собранностью, целеустремлённостью, любознательностью.
При формировании ключевых компетенций в работе над качеством образования на уроке или вне его необходимо учитывать, что:- не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета;- на воспитание активности учащегося не надо жалеть ни времени, ни усилий;- необходимо помогать учащимся овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учить иx учиться;- необходимо приучать учащихся думать и действовать самостоятельно;
Использование ИКТ на уроках биологии для формирования ключевых компетенций обучающихся. Педагог на уроках биологии способен развивать данные ключевые компетенции, научить грамотно, работать с информацией, используя при этом компьютер как средство обучения.
Заключение. Таким образом, формирование ключевых компетенций учащихся создает в школе условия, стимулирующие учебный процесс, способствует углублению и расширению сферы познавательной деятельности учащихся. Формирование творческой личности, обладающей креативным мышлением, в современных условиях является актуальной задачей. Сегодня необходимо предоставить каждому учащемуся сферу деятельности, необходимую для реализации интеллектуальных и творческих способностей, формирования потребности в непрерывном самообразовании.
Литература: 1. Баранников А.В. Содержание общего образования. Компетентностный подход - М., ГУ ВШЭ - 20022. Бодалев А.А. Личность и общение Избр. тр. - М., Педагогика, 19833. Хуторской А.В. Ключевые компетенции. Технология конструирования - М., Педагогика, 2003, №54. Компетентностный подход в педагогическом образовании. Под ред. В.А. Козырева, Н.Ф. Радионовой - С Пб, 20045. Лицейское образование: опыт, проблемы, перспективы. Под ред. О.Б. Репиной - М., 20076. Новые требования к содержанию и методике обучения в российской школе в контексте результатов международного исследования PISA - 2000 - М., 2005
Спасибо за внимание