Актуальные проблемы профессиональной ориентации выпускников общеобразовательных учреждений.
Актуальные проблемы профессиональной ориентации выпускников общеобразовательных учреждений. Работа учителя химии ВКК МБОУ СОШ №4 г.Воронежа Свердлиной Т.В. Профориентация – это комплекс психолого-педагогических мероприятий направленных на оптимизацию процесса трудоустройства в соответствии с желаниями, склонностями и сформированными способностями, а так же с учетом потребностей в специальностях на рынке труда. Профориентация - это научно обоснованная система подготовки молодежи к свободному и самостоятельному выбору профессии, призванная учитывать как индивидуальные особенности каждой личности, так и необходимость полноценного распределения трудовых ресурсов в интересах общества. Профессиональная ориентация направлена на решение следующих задач: - ознакомление с миром профессий; - изучение интересов, способностей, склонностей и мотивов деятельности; - ознакомление с правилами выбора профессии; - мотивация размышлений о своем профессиональном будущем Принцип сознательности в выборе профессии выражается в стремлении удовлетворить своим выбором не только личностные потребности в трудовой деятельности, но и принести как можно больше пользы обществу.Принцип соответствия выбираемой профессии интересам, склонностями, способностями личности и одновременно потребностям общества в кадрах определенной профессии выражает связь личностного и общественного аспектов выбора профессии. По аналогии с известной мыслью нельзя жить в обществе и быть свободным от общества – можно также сказать: нельзя выбирать профессию, исходя только из собственных интересов и не считаясь с интересами общества. Нарушение принципа соответствия потребностей личности и общества приводит к несбалансированности в профессиональной структуре кадров.Принцип активности в выборе профессии характеризует тип деятельности личности в процессе профессионального самоопределения. Профессию надо активно искать самому. В этом большую роль призваны сыграть: практическая проба сил самих учащихся в процессе трудовой и профессиональной подготовки, советы родителей и их профессиональный опыт, поиск и чтение литературы, работа во время практики и многое другое.Принцип развития отражает идею выбора такой профессии, которая давала бы личности возможность повышения квалификации, увеличение заработка, по мере роста опыта и профессионального мастерства, возможность активно участвовать в общественной работе, удовлетворять культурные потребности личности, потребность в жилье, отдыхе и т.п. Профессиональная деятельность человека может быть связана со следующими сферами:- природа;- техника;- общество;- знаковые системы;- творчество. Академик С.Я. Батышев указывает, что “профессиональная ориентация – целенаправленная деятельность, связанная с формированием у подрастающего поколения профессиональных интересов и склонностей в соответствии с личными способностями, потребностью общества и пригодностью к той или иной профессии…”. Исходя из этого, можно сделать вывод, что профориентация является педагогической по методам, социальной по содержанию, экономической по результатам и государственной по организации работы. Центром профессиональной работы с учащимися служит средняя общеобразовательная школа, которая призвана растить, обучать, воспитывать молодое поколение с максимальным учетом тех общественных условий, в которых они будут жить и работать. В школе необходимо уже у учащихся 1– 9-х классов сформировать умения и навыки, создать условия для осознанного выбора профессии, познакомить их с техникой и технологией производства на основе естественнонаучных знаний, полученных при изучении основ наук. В результате работы по профессиональной ориентации учащиеся знакомятся с миром профессий. Профессиональная ориентация в школе рассматривается как органическая составная часть всей системы учебно-воспитательной работы, но не как сумма отдельных мероприятий, связанных с выпуском учащихся из школы. В целом она тесно связана с процессом формирования всесторонне развитой личности, с подготовкой учеников к жизни, к труду и осуществляется на протяжении обучения в школе. В содержание профессиональной работы в школе входит следующее:– воспитание интереса к рабочим профессиям:– широкое ознакомление учащихся с различными отраслями народного хозяйства, с наиболее распространенными массовыми профессиями;– всестороннее изучение подростков, выявление, изучение и развитие их интересов, склонностей и способностей, а также физических и психологических возможностей;– помощь школьникам в приобретении умений, навыков, необходимых для выполнения различных видов трудовой деятельности;– ознакомление учащихся с требованиями, которые предъявляют конкретные профессии к объему знаний общеобразовательных предметов, умениям и навыкам, а также с характером работы будущих специалистов;– консультации учащихся в отношении профессий, информация об учебных заведениях, в которых можно овладеть соответствующими специальностями;– помощь школьнику в оценке своих способностей и качеств применительно к конкретному виду трудовой деятельности в соответствии с его наклонностями;– формирование активного отношения к осознанному выбору профессии;– последующий анализ адаптации выпускников школы на предприятии, эффективности педагогических методов воздействия. Профессиональная ориентация – многоуровневая. В ее структуре можно выделить следующие составляющие элементы:1) профессиональное просвещение;2) профессиографию;3) профессиональное воспитание;4) профессиональную диагностику;5) профессиональную консультацию;6) профессиональный отбор/подбор;7) профессиональную адаптацию. В нашей школе вошло с практику проведение системы классных часов, разработанной и утвержденной МО классных руководителей, где при этом обеспечена преемственность во всей этой многообразной работе с 1-го по 11-й класс. В 5-м классе также проводятся беседы о людях рабочих профессий, о роли знаний в выборе профессии, организуется игра – знакомство с людьми различных профессий.В 6-м классе можно провести встречу теперь уже с представителями рабочих династий, познакомить детей с профессиями модельера. Связиста, летчика, организовать экскурсию на местную АТС, провести конференцию “Клуб юных разведчиков профессий”. В 7-м классе знакомим детей с профессиями легкой промышленности, сферы бытового обслуживания, организуем экскурсию в профессионально – техническое училище, проводим викторину о профессиях, читательскую конференцию по книгам, посвященным массовым профессиям.В 8-м классе организуем вечер – конкурс, на котором проходит защита профессии. Ребята пишут сочинение “Мои мысли о будущей профессии”, проводится беседа о профессиях, необходимых селу, району. В 9-м классе проводим педагогические консультации с учащимися по продолжению их образования после 9-го класса, уже посещаем Дни открытых дверей в техникумах, колледжах, профессионально – технических училищах. В старших классах проводится анкетный опрос учащихся и их родителей, дается информация о профессиях, которые можно получить в учебных заведениях города, района, области; организуются беседы – встречи с интересными людьми.Особенно интенсивно работа по профессиональной ориентации организуется в выпускном 11 классе, когда учащиеся школы стоят на пороге жизни, когда они вплотную уже подошли к решению вопроса “Кем быть?”. Для старшего звена (10–11-е классы):Беседа «Путь к профессии».Час выбора.Диспут «Современный профессионал. Кто он?»Встреча с представителями учебных заведений.Форум «Мой выбор».Ток-шоу «Образование и карьера».Час общения «Советы от профессионалов».Информационный час «Образование в других странах».Дискуссионно-проблемный круглый стол «Профессии, которые будут всегда».Час откровения «Карьера карьере рознь, или мой путь к успеху».Проблемный разговор «Чтобы потом работать по специальности».Час ответов «Что же престижно сегодня? А завтра?»Час профессии «Компьютерщик» – это звучит модно».Час размышлений «Учимся на чужих ошибках».Информационный час «Что? Где? Когда?»Проблемный разговор «Не ошибиться с выбором вектора».Круглый стол «Образование и профессия в современном мире».Тематический обзор «На рынке профессий». Спасибо за внимание!