Презентация к уроку. Сочинение по картине В. Поленова Московский дворик
УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ.Выполнила учитель русского языка МБОУ «Средняя школа №2» г ГагаринаКирюшкина Ольга Васильевна. Сочинение /по картине В. Поленова «Московский дворик»/. Задачи урока: Познакомить с жизнью и творчеством В.Д. Поленова.Научить учащихся передавать свое отношение к картине, понимать содержание картины и её художественные способности.Воспитывать самостоятельность, творческую активность, интерес к живописи.Развивать способность внимательного отношения к значению слов и их употребление в устной и письменной речи.Развивать чувство прекрасного. ВАСИЛИЙДМИТРИЕВИЧПОЛЕНОВ(1844-1927) 900igr.net Заросший пруд Заросший пруд. Золотая осень Золотая осень. В парке В парке. Бабушкин сад Бабушкин сад. Вид на Абрамцево Вид на Абрамцево. Венеция Венеция. Василий Дмитриевич Поленов. Московский дворик Урок развития речиСочинение-описание картины 1844—1927 “Мне кажется, что искусство должно давать счастье и радость, иначе оно ничего не стоит”. В. Поленов Московский дворик. 1878 Холст, масло. 64,5x80,1 см Государственная Третьяковская галерея, Примерный план I. Вступление. Что изображено на картине.II. Основная часть. 1. Какие мысли и чувства передал художник. 2. Умение художника отразить свой замысел: а) детали картины (сад, тропинки, дети, лошадь…); б) краски, используемые мастером; в) храмы и бездонное небо, создающие настроение умиротворенности и ощущение вечности.III. Заключение. Моё отношение к картине. Это любимая картина многих поколений зрителей. Поленов изобразил типичный уголок старой Москвы. На картине мы видим характерную для XVIII – XIX веков застройку. Главной градостроительной единицей Москвы были не улицы и площади, а дом и двор. Старые московские особняки, занимая порой целые кварталы, были окружены садами с плодовыми деревьями и надворными постройками. Эти «дворянские гнезда» были моделью традиционного деревенского быта, поэтому Москву часто называли «большой деревней». Поленов создал образ, полный покоя и умиротворенности. Написанная яркими красками, картина утверждает радость повседневного бытия – «отрадное», по выражению художника Серова, и передает светлые чувства автора. На картине воспроизведен типичный уголок старой Москвы - с ее особнячками, церквами, заросшими зеленой травой двориками, с ее почти провинциальным укладом жизни. По воспоминаниям самого В.Д. Поленова, это было утро …….дня в начале лета. ….. скользят по небу облака, все выше поднимается солнце, нагревая своим теплом землю, зажигая нестерпимым блеском купола церквей, укорачивая густые тени... Дворик постепенно оживает. Вот торопливо направляется к колодцу женщина с ведром. Деловито роются в земле у сарая куры, затеяли возню в зеленой траве ребятишки. Пригревшись на солнце, мирно ожидает своего хозяина запряженная в телегу лошадь, в любой момент готовая тронуться... Девочка в белой кофте и длинной юбке стоит и внимательно рассматривает цветок, который держит в руках. Неподалеку горько плачет сидящая на земле маленькая девчушка, но на нее никто не обращает внимания... Эта будничная суета не нарушает безмятежной ясности и тишины, разлитых во всем пейзаже. Как писала искусствовед Т.В. Юрова, В.Д. Поленов вложил в полотно всю силу своей любви к людям и к жизни, именно эта любовь делает поэтическими самые обычные прозаические вещи. В картине В.Д. Поленова все дышит поэзией правды: и белоголовые ребятишки, и корявые березы с вьющимися над ними галками, и пушистый ковер молодой травы, и даже покосившиеся хозяйственные пристройки. Рядом с этими покосившимися сараями, колодцем и заборами сверкают белизной нарядные особнячки, стройные храмы, легко взлетают вверх кружевные колокольни, блестят в лучах солнца купола церквей... И над всем этим царит бездонное небо. Для своей картины В.Д. Поленов выбирал раннее летнее утро, оттого в ней нет ни зноя, ни яркого ослепительного солнца. Художник чувствовал, что жаркое солнце не вяжется с его скромным пейзажем, с его умиротворенным и ясным настроением, царящим в природе. На первый взгляд, композиция "Московского дворика" кажется несколько хаотической. Но хорошее знание перспективы позволило В.Д. Поленову именно так построить свое произведение. Силуэт сарая между белыми церковью и колокольней, освещенными солнцем, и домом определяет центр. Слева - приглушенные тона зеленого сада, справа пространство замыкает затененный угол сарайчика. Сверху и снизу пространство картины замыкают темнеющая зелень травы у нижнего края и темное в зените небо. Вьющиеся среди травы тропинки, домики и деревья вдали за сараем уводят глаз зрителя в глубину перспективы. Чистый воздух струится вокруг белой с горящими куполами церкви, и этим несколько лишает ее четких очертаний, но все остальные формы написаны художником совершенно ясно.Весенняя зелень травы передана В.Д. Поленовым со всевозможными оттенками, хотя издали может показаться, что ее поверхность окрашена одним тоном. Чувствуется, что художник любит цвет, но он словно сознательно ограничивает себя 3-4 самыми необходимыми красками, чтобы добиться общей гармонии и передать воздушную атмосферу, окутывающую все деревья, фигуры и строения, крыши всех домов, например, светло-голубые, слегка зеленоватые. В каждом отдельном случае очень верно выбран тон. Это позволило В.Д. Поленову плавно перейти от зелени травы и деревьев к голубизне небес. Словарная работа Толковый словарь пейзажпленэрОрфографический словарь церковьдеревянные постройкиколокольнянавзрыдУголок старой Москвы, пышный разросшийся сад, фасад особняка, лепные наличники, покосившийся дощатый сарай, панорама Москвы, белокаменная церковь, столпы с куполами, пирамидальная колокольня, золотой купол-луковка, повседневная жизнь, копошатся в земле, прелесть деревенской жизни, гармоническая связь жизни человека с жизнью природы, прозрачное небо, белоснежные облачка, тишина и безмятежность, ослепительность ясного летнего дня, настроение спокойствия, умиротворенности, светлой радости бытия. Рассказы о шедеврах живописиПоленов В. «Московский дворик» "Московский дворик" В.Д. Поленова - одна из любимейших картин всякого русского человека. Не случайно этот пейзаж был дорогим воспоминанием о далекой России для И.С. Тургенева, доживавшего свои дни в Париже. I. На картине воспроизведен типичный уголок старой Москвы - с ее особнячками, церквами, заросшими зеленой травой двориками. Изображено утро ясного солнечно дня в начале лета. Дворик постепенно оживает. II. 1. Художник говорит зрителю о чем-то близком и родном, что с детства живет в сознании каждого человека. Поленов вложил в полотно всю силу своей любви к людям и к жизни, именно эта любовь делает поэтическими самые обычные прозаические вещи. В картине В.Д. Поленова все дышит поэзией правды: и белоголовые ребятишки, и корявые березы с вьющимися над ними галками, и пушистый ковер молодой травы, и даже покосившиеся хозяйственные пристройки. II. 2. Замысел: запечатлеть дорогое и близкое сердцу художника. Не центр Москвы изобразил Поленов, а уголок Москвы, где жили простые люди. а) Поэтому показывает и детей, и кур, и лошадь, и сарай, и женщину с ведром, и сад, и тропинки, протоптанные в тех местах двора, где чаще всего ходили жители. б) Написанная яркими красками, картина утверждает радость повседневного бытия и передает светлые чувства автора. в) Рядом с этими покосившимися сараями, колодцем и заборами сверкают белизной нарядные особнячки, стройные храмы, легко взлетают вверх кружевные колокольни, блестят в лучах солнца купола церквей... И над всем этим царит бездонное небо. III. Моё отношение к картине. Письменная работа учащихся