КОНСПЕКТПРЕЗЕНТАЦИЯ К ОТКРЫТОМУ УРОКУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ПСИХОЛОГИЯ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ НА ТЕМУ: СОДЕРЖАНИЕ И СПОСОБЫ ОБЩЕНИЯ ЛЮДЕЙ С ПОМОЩЬЮ НЕВЕРБАЛЬНЫХ СРЕДСТВ
Содержание и способы общения людей с помощью невербальных средств Открытый урок дисциплина: психология общенияПедагог-психолог Рудик Наталья Владимировна ГБПОУ МО «ШЭТ» Цель урока: образовательные: изучить понятие невербальные средства общения; сформировать знания о невербальных средствах общениявоспитательные: воспитание культуры общения со сверстниками и другими людьми, культуры поведения и социальной чувствительности. - развивающие: развитие навыков невербального общения, коммуникативных способностей студентов: развития навыков понимания окружающих людей, , развитие навыков восприятия партнера по общению, развития наблюдательности; развитие кругозора студентов; умения анализировать и систематизировать, самостоятельно делать выводы посредством обобщений. ГБПОУ МО «ШЭТ» Ход урока: Организационный момент (2 мин.). Проверка ранее изученного материала, 10 минИзучение нового материала. Понятие – невербальные средства общения Виды неречевых (невербальных) средств общенияоптокинетические:паралингвистические:экстралингвистические:проксемические:предметные контактные, тактильные действия:ольфакторные Закрепление пройденного материала (10 минут). Обобщение и выводы (3 мин.).Домашнее задание (2 мин.). ГБПОУ МО «ШЭТ» Тестовое задание по теме: «Вербальные средства общения».Внимательно прочтите определение, выберите 1 правильный ответ 1. Процесс установления и поддержания целенаправленного, прямого или опосредованного контакта между людьми при помощи языка это:а) непосредственное общениеб) косвенное общениев) речевое общение г) невербальное общение2. Формулировка мыслей, компановка сообщения - это функция языка:а) конативная;б) конструктивная;в) эмотивная;г) коммуникативная. 3. Выражение в речи говорящего его установки, на собеседника, стремление на него воздействовать, сформировать определенный характер взаимоотношений, оказать влияние - это функция языка:а) конативная;б) конструктивная;в) эмотивная;г) коммуникативная.4. Функция обмена информацией - это функция языка:а) конативная;б) конструктивная;в) эмотивная;г) коммуникативная 7. Возникает у партнеров с неодинаковым видом мышления-а) логический барьер б) стилистический барьер в) семантический (смысловой) барьер г) фонетический барьер 8. Препятствия, создаваемые особенностями речи говорящего (дикция, интонация, логические ударения и т.д.) это:а) логический барьер б) стилистический барьер в) семантический (смысловой) барьер г) фонетический барьер 9. Возникает при несоответствии лингвистического словаря со смысловой информацией, а также из-за различий в речевом поведении представителей разных культура) логический барьер б) стилистический барьер в) семантический (смысловой) барьер г) фонетический барьер 10. Несоответствие формы представления информации ее содержанию. Возникает при неправильной организацииа) логический барьер б) стилистический барьер в) семантический (смысловой) барьер г) фонетический барьер Невербальное общение – это общение при помощи мимики, жестов и пантомимики, через прямые сенсорные или телесные контакты. Это тактильные, зрительные, слуховые, обонятельные и другие ощущения и образы, получаемые от другого лица. Австралийский специалист А. Пиз утверждает, что с помощью слов передается 7 % информации, звуковых средств -- 38%, мимики, жестов, позы -- 55%. Иными словами, не столь значимо, что говорится, а как это делается. Hеречевые (невербальные) средства общения1) оптокинетические:жестикуляция,мимика,пантомимика - движение и позы,направление взгляда,визуальный контакт,покраснение и побледнение кожи,стереотипы моторики). В процессе коммуникации внимательное наблюдение за глазодвигательными реакциями собеседника может дать информацию о состоянии его сознания: почесывание и потирание уха. Этот жест говорит о том, что человек наслушался вдоволь и хочет выказаться;- почесывание и потирание шеи. Данный жест говорит о сомнении и неуверенности человека;- пальцы во рту. Этот жест говорит о внутренней потребности в одобрение и поддержке; - собеседник потирает лоб, виски, подбородок, прикрывает лицо руками – это свидетельствует о том, что он не настроен разговаривать в данный момент с кем-либо;- человек отводит глаза – это является самым ярким показателем того, что он что-то скрывает;- скрещивание рук на груди собеседника сигнализирует о том, что лучше разговор закончить или перейти на другую тему. Необходимо как можно скорее закончить разговор. Если собеседник при скрещивание рук обхватывает плечи, то это означает, что он уже готов перейти врукопашную;- жест «пощипывание переносицы», поза «мыслителя», когда подпирают щёку – это жесты размышления и оценки; 2) паралингвистические:интенсивность,тембр,интонация голоса,качество голоса,диапазон голоса,тональность голоса. 3) экстралингвистические:паузы,темп речи,связность речи,смех,покашливание,заикание. 4) проксемические:физическая дистанция контакта:персональное пространство:интимная (0-40-45см)личная (45 -120-150см)социальная (150-400 см)публичная (400-750-800см)угол поворота к собеседнику 5) предметные контактные, тактильные действия:рукопожатия,объятия,поцелуи,похлопывание,толчки,поглаживания,касания,пощечины,удары.6) ольфакторные - связанные с запахом. Учиться понимать язык невербального общения важно по нескольким причинам. Во-первых, словами можно передать только фактические знания, но чтобы выразить чувства, одних слов часто бывает недостаточно. Чувства, не поддающиеся словесному выражению, передаются на языке невербального общения. Во-вторых, знание этого языка показывает, насколько мы умеем владеть собой. Невербальный язык скажет о том, что люди думают о нас в действительности. И, наконец, невербальное общение ценно особенно тем, что оно спонтанно и проявляется бессознательно. Спасибо за внимание!