Презентация на тему:Особенности оценки личностных, предметных и метапредметных результатов учащихся
Особенности оценки личностных, предметных и метапредметных результатов учащихся ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СОДЕРЖИТ ЧЁТКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СИСТЕМЕ ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ (ПУНКТ 4.1.8). Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Скрытые риски работы по ФГОС Для учителя это: перегруженность отчетами; неумение увязать теорию с практикой; обилие и категоричность ценных указаний; авторитарность в преподавании; незнание требований ФГОС, их разночтение; чувство неудовлетворенности из-за ошибок в работе. Для ученика это: неумение работать с литературой; риск перегрузок; беспомощность в выборе пути решения вопросов; привычка быть ведомым; завышенный уровень притязаний; неумение формулировать цели. ЛИЧНОСТНЫЕ: СФОРМИРОВАВШАЯСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ СИСТЕМА ЦЕННОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ – К СЕБЕ, ДРУГИМ УЧАСТНИКАМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, САМОМУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ ПРОЦЕССУ И ЕГО РЕЗУЛЬТАТАМ. ПРЕДМЕТНЫЕ: ВЫРАЖАЮТСЯ В УСВОЕНИИ ОБУЧАЕМЫМИ КОНКРЕТНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА, ИЗУЧАЕМОГО В РАМКАХ ОТДЕЛЬНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА – ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ, ОПЫТА ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ЦЕННОСТЕЙ. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ: ОСВОЕННЫЕ ОБУЧАЮЩИМИСЯ НА БАЗЕ ОДНОГО, НЕСКОЛЬКИХ ИЛИ ВСЕХ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ СПОСОБЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПРИМЕНИМЫЕ КАК В РАМКАХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, ТАК И ПРИ РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ В РЕАЛЬНЫХ ЖИЗНЕННЫХ СИТУАЦИЯХ. «Планируемые результаты» Стандартов образования (ФГОС) определяют не только предметные, но метапредметные и личностные результаты. ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ комплексный подход к оценке результатов образованияоценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;оценка динамики образовательных достижений обучающихся;сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению их;использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др. УЧАЩИМСЯ – ОБРЕСТИ УВЕРЕННОСТЬ В СВОИХ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЯХ, РОДИТЕЛЯМ – ОТСЛЕЖИВАТЬ ПРОЦЕСС И РЕЗУЛЬТАТ ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СВОЕГО РЕБЕНКА, УЧИТЕЛЯМ – ОЦЕНИТЬ УСПЕШНОСТИ СОБСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ПОЗВОЛЯЕТ: Особенности оценки личностных результатов Это оценка достижения планируемых результатов, представленных в разделе «Личностные универсальные учебные действия» программы формирования УУД. Обеспечивается в ходе реализации всех компонентов образовательного процесса, включая внеурочную деятельность, реализуемую семьёй и школой. Объект – сформированность личностных УУД в трех блоках: Основы гражданской идентичности Самообразование и готовность к выбору направления профильного образования Социальные компетенции Достижение личностных результатов не выносится на итоговую оценку обучающихся, а является предметом оценки эффективности воспитательно-образовательной деятельности образовательного учреждения. Особенности оценки личностных результатов Текущее оценивание личностных результатов возможно по направлениям: 1. соблюдение норм и правил поведения, принятых в ОУ 2. участие в общественной жизни ОУ и ближайшего социального окружения 3. прилежание и ответственность за результаты обучения 4. готовность и способности делать осознанный выбор образовательной траектории, в том числе выбор направления профильного образования 5. ценностно-смысловые установки обучающихся Данные о достижении этих результатов могут являться составляющими системы внутреннего мониторинга образовательных достижений обучающихся, однако любое их использование (в том числе в целях аккредитации образовательного учреждения) возможно только в соответствии с Федеральным законом от 17.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных». В текущем учебном процессе оценка личностных результатов проводится в форме, не представляющей угрозы личности, психологической безопасности и эмоциональному статусу учащегося и может использоваться исключительно в целях оптимизации личностного развития обучающихся. Особенности оценки личностных результатов Именно в этом деле неоценимую помощь может оказать психологическая служба образовательного учреждения. Однако только на школьных психологов данное оценивание оставлять нельзя. В нем должны участвовать все участники образовательного процесса – педагогический коллектив, коллектив учащихся, родители. Особенности оценки метапредметных результатов Эта область оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы, представленных: «Регулятивные универсальные учебные действия» «Коммуникативные универсальные учебные действия» «Познавательные универсальные учебные действия» Планируемых результатов, представленных во всех разделах междисциплинарных учебных программ в разделах программы формирования УУД: Особенности оценки метапредметных результатов Основное содержание оценки метапредметных результатов строится вокруг умения учиться. Оценка метапредметных результатов проводится в ходе различных процедур: решение задач творческого и поискового характера; учебное проектирование; итоговые проверочные работы; комплексные работы на межпредметной основе; мониторинг сформированности основных учебных умений; портфолио и др. Методами оценки метапредметных результатов являются: наблюдения за определенными аспектами деятельности учащихся или их продвижением в обучении, оценка процесса выполнения обучающимися различного рода творческих работ, тестирование оценка открытых и закрытых ответов обучающихся, оценка результатов рефлексии обучающихся (разнообразных листов самоанализа, протоколов собеседований, дневников учащихся и т.п.) портфолио обучающегося; выставки и презентации крупных целостных законченных работ. Особенности оценки предметных результатов Основной объект оценки Способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на изучаемом учебном материале, с использованием адекватных способов действий. Система оценки предметных результатов освоения предполагает выделение базового уровня достижений как точки отсчёта при построении всей системы оценки и организации индивидуальной работы с обучающимися. НЕ УЧЕНИК! Особенности оценки предметных результатов Пять уровней описания достижений учащихся Базовый Высокий Повышенный Низкий Пониженный «Удовлетворительно»,3, «зачет» Достаточно для продолжения образования на непрофильном уровне «Хорошо», 4, «зачет» «Отлично», 5, «зачет» Достаточно для продолжения образования на профильном уровне «Неудовлетворительно», 2, «не зачет» «Плохо», 1, «не зачет» Освоено Ѕ «базы», значительные пробелы, низкая мотивация к обучению, необходимость специальной диагностики и целенаправленной помощи Решение о достижении или недостижении планируемых результатов или об освоении или неосвоении учебного материала принимается на основе результатов выполнения заданий базового уровня. В период введения Стандарта критерий достижения/освоения учебного материала задаётся как выполнение не менее 50% заданий базового уровня или получение 50% от максимального балла за выполнение заданий базового уровня. Система внутришкольного мониторинга Внутришкольный мониторинг образовательных достиженийведётся каждым учителем-предметникоми отслеживается каждым учеником. Фиксирует достижения учащихся с помощью:оценочных листов,классных журналов,дневников учащихсяна бумажных или электронных носителях. Учитель Ученик Формирует «Портфель достижений» Полем мониторинга служит вся урочная и внеурочная деятельность Учитель Обязательные составляющие системы внутришкольного мониторинга Материалы стартовой диагностики Материалы текущего выполнения учебных исследований и учебных проектов Материалы промежуточных и итоговых комплексных работ на межпредметной основе Материалы текущего выполнения выборочных учебно-практических и учебно-познавательных заданий на оценку способности и готовности учащихся к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции способности к сотрудничеству и коммуникации, к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику способности и готовности к использованию ИКТ в целях обучения и развития способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии Материалы защиты итогового индивидуального проекта По метапредметным результатам Обязательные составляющие системы внутришкольного мониторинга Данные о сформированности умений и навыков По предметным результатам по первичному ознакомлению, отработке и осознанию теоретических моделей и понятий (общенаучных и базовых для данной области знания), стандартных алгоритмов и процедур по выявлению и осознанию сущности и особенностей изучаемых объектов, процессов и явлений действительности, созданию и использованию моделей изучаемых объектов и процессов, схем по выявлению и анализу существенных и устойчивых связей и отношений между объектами и процессами Материалы стартовой диагностики Материалы тематических и итоговых проверочных работ по всем учебным предметам Материалы творческих работ, включая учебные исследования и учебные проекты Учитель Портфель достижений представляет собой специально организованную подборку работ, которые демонстрируют усилия, прогресс и достижения обучающегося в интересующих его областях. Ученик В состав Портфеля достижений включаются: результаты, достигнутые в ходе учебной деятельности: рекомендованные учителем, связанные с выбором профиля обучения; результаты творческой активности (творческой, социальной, коммуникативной, физкультурно-оздоровительной, трудовой); результаты участия в олимпиадах, смотрах, конкурсах, выставках и пр. Отбор работ для портфеля достижений ведётся самим обучающимся совместно с классным руководителем и при участии семьи. Включение каких-либо материалов в портфель достижений без согласия обучающегося не допускается. Особенности итоговой аттестации учащихся На итоговую оценку на ступени основного общего образования выносятся только предметные и метапредметные результаты, описанные в разделе «Выпускник научится» планируемых результатов. Итоговая оценка выпускника формируется на основе: 1. результатов внутришкольного мониторинга, зафиксированных в оценочных листах. 2. оценок за выполнение итоговых работ. 3. оценки за выполнение и защиту индивидуального проекта. 4. оценки за работу, выносимую на государственную итоговую аттестацию (ГИА). Педагогический совет ОУ на основе выводов, сделанных классными руководителями и учителями отдельных предметов по каждому выпускнику, рассматривает вопрос об успешном освоении данным обучающимся ООП ООО и выдачи аттестата об основном общем образовании. Особенности итоговой аттестации учащихся В случае если полученные обучающимся итоговые оценки не позволяют сделать однозначного вывода о достижении планируемых результатов, решение о выдаче аттестата об основном общем образовании принимается педагогическим советом с учётом динамики образовательных достижений выпускника и контекстной информации об условиях и особенностях его обучения в рамках регламентированных процедур, устанавливаемых Министерством образования и науки Российской Федерации. Одновременно с аттестатом учащемуся выдается характеристика, с учетом которой он принимается в старшие профильные классы: отмечаются образовательные достижения и положительные качества обучающегося; даются педагогические рекомендации к выбору направлений профильного образования с учётом выбора, сделанного выпускником, а также с учётом успехов и проблем обучающегося. Все выводы и оценки, включаемые в характеристику, должны быть подтверждены материалами мониторинга образовательных достижений и другими объективными показателями. Современные тенденции развития практики оценивания достижений учащихся Приоритет письменной формы оценки знаний над устной Суммирование результатов текущего (рубежного) контроля и экзаменационного контроля в итоговой оценкеИспользование индивидуального рейтинга как одного из показателей успехов в обученииИспользование компьютерного тестирования как вспомогательного средстваИспользование многобалльных шкал оценивания наряду с сохранением классической пятибалльной шкалы в качестве основыИспользование аутентичного оценивания