Презентация Параметры оценки психического дизонтогенеза
ПАРАМЕТРЫ ОЦЕНКИ ПСИХИЧЕСКОГО ДИЗОНТОГЕНЕЗАПодготовила: Вагнер К.Р.
Психологическое изучение аномального ребенка предполагает решение задач клинической диагностики: от изучения симптомов дизонтогенеза к изучению механизмов их возникновения и далее — к типу дизонтогенеза. При структурно-динамическом изучении аномального развития, вскрытии его патопсихологических механизмов идет путь к дифференцированной коррекции нарушений развития. (Л.С.Выготский)Положения Л.С.Выготского легли в основу выделяемого ряда патопсихологических параметров, определяющих характер психического дизонтогенеза.
Функциональная локализация нарушенияВначале — нахождение клинических симптомов, которые бы подтверждали сходный хр отдельных болезней у взрослых и детей, а затем, выделение специфической симптоматики, наблюдаемой только в детском возрасте. При описании морфо-фунщиональной организации мозга, применяют два подхода. горизонтальный — мозг делится на правое и левое полушария. Левое полушарие доминирует в заданиях, требующих вербализации и категоризации информации; правое обеспечивает опознание образных стимулов, обладающих качествами гештальта (т. е. целостной структурой, несводимой к сумме элементов).Левополушарная специализация по речи существует с рождения . Паралингвистические компоненты речи — ритм, темп, эмоц. выразительность — преимущественно связаны с правым полушарием. Благодаря этим компонентам дополняется смысловая сторона речи и появляется важный источник сведений о говорящем.принцип иерархической организации головного мозга: деление его на первичные, вторичные и третичные поля. Первичные построенные по экранному принципу, имеют непосредственный выход на сенсомоторную периферию (входные и выходные ворота коры головного мозга); вторичные анализируют и обобщают информацию, полученную от первичных центров; третичные синтезируют различные потоки информации и тем самым обеспечивают целостный характер психической деятельности. ! вывод: чем ближе к первичным полям находится очаг нарушения, тем более четкой становится топическая диагностика,чем дальше-тем сложней организация поврежденных систем .
В иерархической организации головного мозга наиболее сложными образованиями являются третичные поля, к которым относятся лобная и теменная области.Лобная область занимает третью часть мозга и имеет множественные связи с другими отделами коры и подкорковыми образованиями. Поэтому она является одной из самых чувствительных областей, обладающей повышенной «откликаемостью» на все события, происходящие в нервной системе и в организме в целом. Лобная кора имеет тесные связи с подкорковыми структурами, прежде всего с ретикулярной формацией (активация),гипоталамо-лимбической системой (физиологическая мотивация), экстрапирамидной системой и мозжечком (моторика). В случае большей распространенности патологического процесса на глубинные области спектрсимптоматики расширяется: возникают нарушения равновесия, неустойчивость движений, гиперкинезы, гипо- и гипердинамические персеверации, эхопраксии, в речи явления мутизма.
При первичной дисфункции лобных отделов мозга наблюдаются два основных синдрома. При поражении конвекситальной коры общая активность (симптомы: вялость,апатия, отсутствие побуждений), страдают произвольность внимания, целенаправленность речи и мыслительных процессов, движений и действий, поведение в целом. При этом остается относительно сохранной область автоматизмов в двигательной и мыслительной сферах.В сдучае дисфункции лобно-базальных отделов, наблюдаются двигательная и психическая расторможенность, беспорядочная активнбсть, эйфория, нарушение критики.с явлениями эйфории, дурашливости, расторможенности влечений и глубоким нарушением критики.с неприятными соматическими ощущениями: немотивированной тревогой и страхами, что указывает на вовлечение в патологический процесс глубинных структур.
Другое наиболее сложное морфо-функциональное образование расположено в задних, гностических отделах головного мозга, и здесь действует принцип иерархичности, т.к. теменная область осуществляет наиболее сложный синтез различных потоков информации.при поражении задних отделов головного мозга возникают разнообразные патологические явления: одно из них на прямую связано с нарушением работы отдельных гностических систем (зрительной слуховой, тактильной); в других,вариантах страдает способность к синтезу различных потоков информации. В результате возникают трудности в осмыслении пространственных отношений, предметов и схем действия с ними, символических представлений, которые находят свое высшее выражение в речи, письме, счетных операциях.
Роль времени в возникновении симптомов дизонтогенеза Чем раньше произошло поражение, тем вероятнее явления недоразвития. Чем позднее возникло нарушение нервной системы, тем более характерны явления повреждения с распадом структуры психической функции.Длительность периода развития данной функции в онтогенезе. Повреждению чаще подвергаются функциональные системы с относительно коротким временным циклом развития. Каждая функция в определенное время проходит через сензитивный период, который характеризуется наибольшей уязвимостью и неустойчивостью по отношению к вредности.Основными сенз.периодами яв-ся возраст 0—3 года и пубертатный период. Неустойчивость психических f,может обусловить явления регресса —возврата f на более ранний возрастной уровень, как временного, функционального, так и стойкого, связанного с повреждением функции. И явления распада, при котором происходит не снижение f до более раннего возрастного уровня, а ее грубая дезорганизация либо выпадение.
Первичные и вторичные нарушенияЛ.С.Выготский (1960)Первичный дефект - непосредственно вытекающий из биологического характера болезни ,может иметь характер недоразвития или повреждения. Часто наблюдается их сочетание .Вторичный дефект - возникающий в процессе аномального социального развития, является основным объектом в психологическом изучении и коррекции аномального развития. В процессе развития изменяется иерархия между первичными и вторичными, биологическими и социально обусловленными нарушениями. Если на первых этапах основным препятствием к обучению и воспитанию является первичный дефект, то затем вторично возникшие явления психического недоразвития, занимют ведущее место в отношении к обучению ,препятствуют адекватной социальной адаптации. специфическое недоразвитие -f, которые непосредственно связаны с поврежденной(относится недоразвитие понимания речи у детей с нарушением слуха) фактор социальной депривации.Дефект в препятствует общению,тормозит приобретение знаний и умений = микросоциальная и пед. запущенность, +(заниженность самооценки, уровня притязаний, возникновение аутистических черт и т.д.)-.F,которые в момент воздействия вредности,оказались в сензитивном периоде.