Развивающее обучение в образовательном процессе начальной школы
"Развивающее обучение в образовательном процессе начальной школы." Подготовила Шестакова Е.Е. учитель начальных классов МБОУ СОШ №1 г. Мичуринск
Желание иметь и способность создать в стране образование, которое не только не уступает лучшим мировым образцам, но и превосходит его (естественно, с учетом национальных и государственных особенностей),- вопрос будущего для любого государства и его самостоятельности в мире. Для начальной школы это означает смену приоритетов, в расстановке целей образования: результатом обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными средствами информации и способность актуализировать их для самостоятельного постижения знаний.
Что такое развивающее обучение? Каковы его характерные признаки? Традиционно процесс обучения рассматривается как процесс взаимодействия учителя и учащихся, в ходе которого решаются задачи образования, воспитания и развития. К основным структурным компонентам, раскрывающим его сущность, относят цели обучения, содержание, деятельность преподавания и учения, методы и формы обучения. Через эти общие сущностные характеристики возможно выявление особенностей развивающего обучения.
Нельзя сказать, что идея развивающего обучения нова, что раньше проблемы развития ребенка в процессе обучения не ставились и не решались. Можно перечислить ряд имен (Л.С. Выготский, Е.Н. Кабанова-Миллер, Н.А. Меченская и др.), с которыми связаны проблемы развития личности в процессе обучения. В тот или иной период развития общества эта идея выдвигается на передний план или временно « забывается», но никогда не снимается, никогда прекращается ее изучение, главное практическая реализация в школе. Такое непостоянство в отношении данной проблемы определяется, прежде всего, нуждами общества в определенных « типах» людей, а, следовательно, теми целями и задачами, которые ставит общество перед образованием.
Именно цели задают определенную направленность обучения, своеобразию взаимодействия основных его функций: образовательной, воспитывающей и развивающей и, как следствие различение двух основных видов обучения – объяснительно-иллюстративного, или традиционного, и развивающего. Развивающее обучение не отрицает важность и необходимость образовательных задач, но и не признает трех параллельно существующих задач, а предполагает их слияние в триединую задачу, обеспечивающую органическое слияние обучения и развития, при котором обучение выступает не самоцелью, а условием развития школьника.
Сущность взаимосвязи образовательных и развивающих задач, обучения и развития в целом раскрыта Л.С. Выготским: его исследования позволяют решить кардинальный вопрос типологии обучения. Типология вида обучения зависит от содержания развития и обучения, его технологических особенностей. Поскольку основной предмет рассмотрения – развивающее обучение, то в качестве отдельных его типов можно выделить проблемное обучение, развивающееся обучение на гуманно- личностной основе (Ш.А. Амонашвили), развивающие системы Л.В.Занков, Д.Б. Эльконин – В.В. Давыдова, целостное развитие личности ребенка программа « Школа -2100» и «Начальная школа XXI века» (Н.Ф. Виноградова).
Определив развивающее обучение в самом общем виде как обучение, направленное на развитие детей, важно для дальнейшей его характеристики разобраться в таком понятии, как содержание развития в младшем школьном возрасте, и тем самым ответить на вопрос: что развивать в ребенке? Однозначный ответ найти не возможно, так как в каждой авторской системе имеется научно обоснованное раскрытие содержания развития. Очевидно, что развитие в процессе обучения нельзя ограничивать только умственным развитием ребенка. Развивающее обучение предполагает возникновения новообразований как в содержательной стороне психики (представления, понятия, суждения), так и в способах психической деятельности: умственной, эмоционально-волевой, практической, которые могут возникать в процессе прямого научения, а также в результате самостоятельной переработки внешних воздействий.
Все указанные особенности развивающего обучения проявляются в уроке, как основной форме организации обучения в начальной школе. Это значит, что развивающее обучение может быть осуществлено только как целостная система, во всей совокупности своих компонентов.
Развивающееся обучение может строиться по схеме: ОПРЕДЕЛЕНИЕУчебное заведения, внедряющие нововведения по собственной инициативе для удовлетворения растущих потребностей учащихся и учителей, преимущественно за счет внутренних резервов, с учетом новых идей и достижений педагогики. НАЗНАЧЕНИЕСодействие самореализация и самоутверждению личности, формирование более совершенных межличностных и общественных отношений. Моделирование перспективных жизненных линий. Гуманизация отношений. Цели и статус определяются личностными требованиями. ВИДЛичностно и общественно ориентирование ПРИНЦИП Научные, объективные
Определение целей развивающего обучения и конкретного содержания развития детей должно найти воплощение в содержании обучения, которое является системообразующим компонентом любого обучения. В нем воплощаются цели обучения, они через содержание обучения раскрываются и конкретизируются. В тоже время содержание обучения определяет все другие компоненты: методы, формы, средства обучения. Развивающие технологии имеют специальные методы, включающие детей в коллективный поиск: это создание проблемных ситуаций, ситуация учебного спора, метод решения учебных задач, учебный диалог.
Развивающее обучение по системе Л.B. Занкова С конца 50-х гг. прошлого столетия научным коллективом под руководством Л. В. Занкова было начато масштабное экспериментальное исследование по изучению объективных закономерностей процесса обучения. Оно было предпринято с целью развития идей и положений Л. С. Выготского о соотношении обучения и общего развития школьников. Л.В.Занков называет три основные линии развития:развитие отвлеченного мышления;развитие анализирующего восприятия (наблюдения);развитие практических навыков.
Л.В.Занков поставил задачу построить такую систему начального обучения, при которой достигалось бы гораздо более высокое развитие младших школьников, чем при обучении согласно канонам традиционной методики. Эту систему предполагалось создавать путем организации экспериментальных исследований, проведение которых изменило бы существующую практику, демонстрируя эффективность использования особых программ и методов. Результаты воздействия обучения постоянно сравнивались с уровнем развития детей в обычных классах.
В разработанной Л. В. Занковым экспериментальной системе развивающего обучения заложены следующие принципы:— принцип обучения на высоком уровне трудности. Его реализация предполагает соблюдение меры трудности, преодоление препятствий, осмысление взаимосвязи и систематизацию изучаемых явлений (содержание этого принципа может быть соотнесено с проблемностью в обучении);— принцип ведущей роли теоретических знаний, согласно которому отработка понятий, отношений, связей внутри учебного предмета и между предметами не менее важна, чем отработка навыков (содержание этого принципа может быть соотнесено со значимостью понимания общего принципа действия);— принцип осознания школьниками собственного учения. Он направлен на развитие рефлексии, на осознание самого себя как субъекта учения (содержание этого принципа может быть соотнесено с развитием личностной рефлексии, саморегуляции);— принцип работы над развитием всех учащихся. Согласно ему, должны быть учтены индивидуальные особенности, но обучение должно развивать всех, ибо «развитие есть следствие обучения» (содержание этого принципа может быть соотнесено с гуманизацией образовательного процесса).
Таким образом, отличительными чертами системы Л.В.Занкова являются:— высокий уровень трудности, на котором ведется обучение;— быстрый темп прохождения учебного материала;— резкое повышение удельного веса теоретических знаний;— осознание школьниками процесса учения;— направленность на высокое общее развитие всех школьников (это стержневая характеристика системы).
Система Л. В. Занкова отличается богатством содержания. В ней поставлена задача — дать общую картину мира на основе наук, литературы, искусства. Здесь нет главных и неглавных предметов. Содержанием обучения должна создаваться гармония красок, звуков, человеческих отношений. Предложенная Л. В. Занковым дидактическая система оказалась эффективной для всех этапов процесса обучения. Однако, несмотря на ее продуктивность, до настоящего времени она остается недостаточно востребованной в школьной практике. В 60—70-е гг. попытки ее внедрения в массовой школьной практике не дали ожидаемых результатов, так как учителя оказались неспособными обеспечить новые программы соответствующими технологиями обучения.
Концепция развивающего обучения В.В.Давыдова и Д.Б.Эльконина В 60-е гг. был создан научный коллектив под руководством психологов В.В.Давыдова и Д. Б.Эльконина, который исследовал значение младшего школьного возраста в психическом развитии человека. Было выявлено, что в современных условиях в этом возрасте можно решать специфические образовательные задачи при условии развития учебной деятельности и ее субъекта, абстрактно-теоретического мышления, произвольного управления поведением. Исследованиями было также установлено, что традиционное начальное образование не обеспечивает полноценного развития большинства младших школьников.
Предложенная система развивающего обучения противопоставлена существующей системе обучения прежде всего по принципиальному направлению — формирование познавательной деятельности школьника. Известно, что традиционное обучение преимущественно направлено от частного, конкретного, единичного к общему, абстрактному, целому; от случая, факта к системе; от явления к сущности. Развивающееся в ходе такого обучения мышление ребенка названо В.В.Давыдовым эмпирическим. В.В.Давыдов поставил вопрос о возможности концептуальной разработки новой системы обучения с направлением, обратным традиционному: от общего к частному, от абстрактного к конкретному, от системного к единичному. Развивающееся в процессе такого обучения мышление ребенка названо В. В.Давыдовым теоретическим, а само такое обучение —развивающим. При этом В.В.Давыдов опирается на исходные положения Л.С.Выготского, Д.Б.Эльконина относительно того, что ведущая значимость обучения в умственном развитии выражается прежде всего через содержание усваиваемых знаний, производным от которого являются методы (или способы) организации обучения.
Развивающее обучение должно разрабатываться в соответствии с его структурой и особенностями. В. В.Давыдов формулирует основные положения, характеризующие не только содержание учебных предметов, но и те умения, которые должны быть сформированы у учащихся при усвоении этих предметов в учебной деятельности. Усвоение знаний, носящих общий и абстрактный характер, предшествует знакомству учащихся с более частными и конкретными знаниями; последние выводятся учащимися из общего и абстрактного как из своей единой основы.Усвоение знаний, конституирующих данный учебный предмет или его основные разделы, в процессе анализа условий их происхождения, благодаря которым они становятся необходимыми.
Формирование умения при выявлении предметных источников тех или иных знаний обнаруживать в учебном материале генетически исходное, существенное, всеобщее отношение, определяющее содержание и структуру объекта данных знаний.Умение воспроизводить это отношение в особых предметных, графических или буквенных моделях, позволяющих изучать его свойства в чистом виде.Умение конкретизировать генетически исходное, всеобщее отношение изучаемого объекта в системе частных знаний о нем в таком единстве, которое обеспечивает мысленные переходы от всеобщего к частному и обратно.Умение переходить от выполнения действий в умственном плане к выполнению их во внешнем плане и обратно.
В основе развивающего обучения школьников по системе В. В. Давыдова — Д. Б. Эльконина лежит теория формирования учебной деятельности и ее субъекта в процессе усвоения теоретических знаний посредством анализа, планирования и рефлексии. Концепция развивающего обучения В. В.Давыдова и Д. Б. Эльконина нацелена прежде всего на развитие творчества как основы личности. Многие положения этой концепции получили подтверждение в процессе длительной экспериментальной работы. Развитие и апробация системы Д. Б. Эльконина— В.В.Давыдова продолжаются и в настоящее время.
Таким образом, рассмотрев проблему развивающего обучения, считаю, что проблема актуальна. Можно сделать следующие выводы: - развивающее обучение - особенный вид обучения, характеризующийся специфическим подходом к определению и реализации целей, его содержания, технологии и взаимодействия участников учебного процесса. - особенность технологии развивающегося обучения заключается в том, что она выстраивается в совместных действиях учащихся и учителя, методы работы и приемы могут создаваться прямо на уроке, учащиеся имеют возможность выбора определенных форм взаимодействия. Все это делает технологию развивающего обучения много функциональной.
Литература Якиманская И.С. Развивающее обучение. – М.: Педагогика, 1979. Эльконин, Д.Б. Из книги: « Возрастные и индивидуальные особенности младших школьников» \ Д.Б.Эльконин . Зак А.З. Развитие теоретического мышления у младших школьников / науч. исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. – М.: Педагогика, 1984. Занков Л.В. Обучение и развитие. – М.: Логос, 1975 – 1976 Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. – 2-е изд. – М.: Логос, 2003. – 384 с.Федеральный государственный стандарт начального общего образования // Вестник образования. Приложение к журналу. – 2009. Давыдов В.В. Принципы обучения в школе будущего. – М.: Просвещение, 1974. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М.: Просвещение, 1986. – 247 с.