Презентация к уроку «ПРАВОПИСАНИЕ -ТСЯ/ -ТЬСЯ В ГЛАГОЛАХ» С ПРИМЕНЕНИЕМ СИСТЕМЫ ЭЛЕКТРОННОГО ГОЛОСОВАНИЯ
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕТСЯ и ТЬСЯ в глаголах Выполнила учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ с. ОктябрьскоеСтарцева Надежда Николаевна.
Орфографическая минутка Не.говори чуш.., ёж.. колюч.., м.лодая голу..ка, зажеч.. св..ч.., ч..дес..ный р..сток, сер..ёзная опас..ность,с..едобный гри.., ноч..ной сторож..,бе..помощ.ный гра.., ж..лтый ц..пленок,х..рошая дикц..я, горо.. О(о)рёл, о сильн..й арми.., с надежн..м врач..м, в чуж..й з..мле.
ГлаголГлагол – это…часть речи, которая отвечает на вопросы что делать, что сделать? Обозначает действие предмета.Глаголы изменяются по… временам, в настоящем и будущем времени по… лицам и числам,в прошедшем времени…по родам (в ед.числе) и числам.Инфинитив – это…неопределённая форма глагола.Глаголы в инфинитиве отвечают на вопросы…Что делать? Что сделать?Инфинитив имеет на конце…-ть, -ти, -чь.
Попробуйте сформулировать тему урока Запишите пословицы, вставьте пропущенные буквы:Друзья познают…ся в беде.Не стыдно не знать, стыдно не учит…ся.За всё брат…ся – ничего не сделать.
Тема урокаТСЯ и ТЬСЯ в глаголах
style.fontSizestyle.fontSize
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕВнимание! Проблема![вад’и́ца] [вад’и́ца] [во́д’ица] Води́ца;води́ться;во́дится[т’э́пл’ица] [т’э́пл’ица][т’ипл’и́ца]Те́плиться;те́плится;тепли́цаЧто заметили?
В чем разница в написании слов?Переносица ; переносится; переноситься.Водица; водится; водиться.Теплица, теплиться, теплится. Не путайте формы глаголов с существительными, которые оканчиваются на –ца! Составьте с этими словами словосочетания, чтобы было ясно лексическое значение слов.
Могут ли быть в одних и тех же словах разные написания? Что вы об этом думаете? ЧТО ДЕЛАЕТ?ЧТО СДЕЛАЕТ?ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ?Бросится НравитсяУдивится ВернутсяБроситься НравитьсяУдивитьсяВернуться
Алгоритм правописания –тся и –ться в глаголахНеопределенная форма что сделать? что делать? Обучиться хочу Трудиться могуФорма 3-го лицачто делает(ют)? что сделает(ют)?Учится мальчикТрудится папа
Работа с учебникомСтр.41 правилоУпр.84
Физминутка
Объясните написание или отсутствие Ь Я вышел на берег насладит.ся ароматом смолистых листьев. Спускается солнце на степь, издали золотит.ся ковыль. Клубят.ся тучи, хотят в росе понежит.ся поля. Мне не спит.ся, не лежит.ся. Путешественники долго не могли успокоит.ся. Орлам случает.ся и ниже кур спускат.ся, но курам никогда до облаков не поднят.ся. Стрич.ся и брит.ся он не любил.
Объясните написание или отсутствие ЬНе ветры веют буйные,Не мать-земля колышет.ся.Шумит, поет, ругает.ся,К.чается, в.ляет.ся,Дерет.ся и целует.сяНа празднике народ.
РЕФЛЕКСИЯ- Какую задачу ставили на уроке?- Удалось решить поставленную задачу?- Каким способом?- Какие получили результаты?- Что нужно сделать ещё?- Где можно применить новое знание?- Какие оценки поставите себе?