Презентация по повести А.И.Куприна Гранатовый браслет
ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Тема любви в повести Александра Ивановича Куприна «Гранатовый браслет» Автор: учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ№4» а.Гатлукай г.Адыгейска Панеш Марзет Руслановна2013-2014 учебный год О любви в мировой литературе сказано всё. Что нового можно поведать об этом чувстве после «Тристана и Изольды», после сонетов Петрарки и истории Манон Леско, после пушкинского «Евгения Онегина», после «Анны Карениной» и чеховской «Дамы с собачкой»? Но у любви тысячи ликов, и в каждом из них – свой свет, своя печаль, своё счастье. Настоящая любовь возвышает личность любящего, и величие её преображает мир. Но, к сожалению, в суете повседневности мы порою проходим мимо подлинного, глубокого, чистого, самоотверженного движения души. Не всем дано познать настоящую любовь. Не всякому знающему дано рассказать о ней. А Куприн рассказал. Александр Иванович Куприн (1870-1938) Куприн – настоящий художник, громадный талант. Поднимает вопросы жизни более глубокие, чем у его собратьев… Л.Н.Толстой Сокровенную тему, вечную, никогда не стареющую тему любви Александр Иванович Куприн поднимает в своих произведениях. Но особенно ярко она раскрыта в повести «Гранатовый браслет». В основе повести «Гранатовый браслет» лежит реальный факт - история любви скромного чиновника к светской даме, матери писателя Л.Любимова. Дело в том, что профессор Туган-Барановский и автор повести были свояками, т.е. женаты на родных сестрах. История, случившаяся в семье Любимовых, стала известна Куприну и послужила сюжетом для “Гранатового браслета”. А началась она так. Людмила Ивановна стала вдруг получать от неизвестного человека письма с признанием в любви. Прочитывая их, можно вполне представить себе личность влюбленного, его сословие и профессию. Вполне осознавая свое социальное неравенство с предметом обожания и не рассчитывая на взаимность, он продолжал писать, не получая при этом не только знаков внимания, но и ни одного ответа. Так продолжалось два или три года, почти каждый день – новое письмо. В доме Любимовых история сначала была воспринята как забавный случай, затем к письмам телеграфиста потеряли интерес и перестали читать. И вдруг подарок – гранатовый браслет, что было воспринято в семье как оскорбление. Особенно возмущался брат Людмилы Ивановны – Николай, человек с барскими замашками, тщеславный и высокомерный. В повести Куприн так и оставил его Николаем. Брат и муж Людмилы Ивановны отправились для объяснений к дарителю. Дмитрий Николаевич Любимов, личность великодушная, аристократически тонкая, отнесся к чувствам человека из низов без гнева и осуждения. При встрече с Желтковым вел себя сдержанно, с пониманием и даже сочувствием. Браслет был возвращен, и телеграфист дал слово больше не писать. Тем и закончилась эта история. Трудно сказать, что побудило Куприна продолжить повесть и завершить ее так безнадежно. Из писем, написанных Вере Николаевне, и из бесед окружающих об этих письмах (брата, мужа, генерала Аносова) мы узнаем, что Желтков – обыкновенный человек, гнущий спину за канцелярским столом, чиновник контрольной палаты. Он полюбил княгиню Веру Николаевну Шеину любовью, хотя и чуть сентиментальной, но “единой и всепрощающей, на все готовой, скромной и самоотверженной. Он полюбил всей натурой, для него в Вере Николаевне “воплотилась вся красота земли”, любовь стала его верой, она вылилась в трепетные слова: “Да святится имя Твое” «Она разрезала ножницами ленту и бросила в корзину вместе с бумагой, на которой был написан ее адрес. Под бумагой оказался небольшой ювелирный футляр красного плюша, видимо, только что из магазина. Вера подняла крышечку, подбитую бледно-голубым шелком, и увидела втиснутый в черный бархат овальный золотой браслет, а внутри его бережно сложенную красивым восьмиугольником записку. Она быстро развернула бумажку. Почерк показался ей знакомым, но, как настоящая женщина, она сейчас же отложила записку в сторону, чтобы посмотреть на браслет. Он был золотой, низкопробный, очень толстый, но дутый и с наружной стороны весь сплошь покрытый небольшими старинными, плохо отшлифованными гранатами. Но зато посредине браслета возвышались, окружая какой-то странный маленький зеленый камешек, пять прекрасных гранатов-кабошонов, каждый величиной с горошину. Когда Вера случайным движением удачно повернула браслет перед огнем электрической лампочки, то в них, глубоко под их гладкой яйцевидной поверхностью, вдруг загорелись прелестные густо-красные живые огни. «Точно кровь!» – подумала с неожиданной тревогой Вера. Потом она вспомнила о письме и развернула его. Она прочитала следующие строки, написанные мелко, великолепно-каллиграфическимпочерком… Желтков пишет письмо Вере Шеиной «Я бы никогда не позволил себе преподнести Вам что-либо, выбранное мною лично: для этого у меня нет ни права, ни тонкого вкуса и – признаюсь – ни денег. Впрочем, полагаю, что и на всем свете не найдется сокровища, достойного украсить Вас. Но этот браслет принадлежал еще моей прабабке, а последняя, по времени, его носила моя покойная матушка. Посередине, между большими камнями, Вы увидите один зеленый. Это весьма редкий сорт граната – зеленый гранат. По старинному преданию, сохранившемуся в нашей семье, он имеет свойство сообщать дар предвидения носящим его женщинам и отгоняет от них тяжелые мысли, мужчин же охраняет от насильственной смерти. Вы можете сейчас же выбросить эту смешную игрушку или подарить ее кому-нибудь, но я буду счастлив и тем, что к ней прикасались Ваши руки. Умоляю Вас не гневаться на меня. Я краснею при воспоминании о моей дерзости семь лет тому назад, когда Вам, барышне, я осмеливался писать глупые и дикие письма и даже ожидать ответа на них. Теперь во мне осталось только благоговение, вечное преклонение и рабская преданность. Я умею теперь только желать ежеминутно Вам счастья и радоваться, если Вы счастливы. Я мысленно кланяюсь до земли мебели, на которой Вы сидите, паркету, по которому Вы ходите, деревьям, которые Вы мимоходом трогаете, прислуге, с которой Вы говорите. У меня нет даже зависти ни к людям, ни к вещам. Еще раз прошу прощения, что обеспокоил Вас длинным, ненужным письмом. Ваш до смерти и после смерти покорный слуга. Г. С. Ж.». Вера Шеина рассматривает гранатовый браслет, подарок Желткова, и читает письмо Почему же бедный телеграфист подарил браслет именно с зёрнами гранатами? Может быть потому, что гранат –символ удачи. Гранатовые зерна олицетворяютмногочисленноепотомство. Есть одно поверье. Говорят, что раньше в Турции (по другим источникам - в Армении) существовал обряд, по которому невеста должна была разбить гранат о стену. Сколько зернышек вылетит, столько детей и будет у молодоженов.В Древней Греции гранат олицетворял крепость брачных уз, считался залогом супружеской верности. Греки изображали жену Зевса, богиню Геру, покровительницу брака, охраняющую женщин во время родов с гранатом в руке. Для того чтобы в браке жить долго и счастливо, располагали магический плод в секторе Семьи - в восточной части жилища или посередине левой стороны комнаты. Кроме того, данный сектор отвечает и за состояние здоровья домочадцев, поэтому считали, что присутствие там граната несомненно положительно повлияет на самочувствие и даже подарит долголетие. А еще, чтобы в доме царили любовь и согласие, сушили гранатовую корочку, тщательно перетирали в порошок и рассыпали понемногу во всех углах дома и возле порога. Один из древнегреческих мифов повествует о том, что бог подземного царства Плутон дал съесть похищенной им Прозерпине несколько зёрен граната, чтобы она никогда не покидала его. Может быть, всё-таки Желтков надеялся на то, что он сможет добиться руки и сердца Веры Николаевны Шеиной и не растанется с нею никогда? Но вряд ли?.. Как нам жаль этого человека, так безнадёжно полюбившего женщину, которая была недоступна для него. Но он не просто любил её, а боготворил. Первый признак любви–благоговение. Мы боготворим того, в кого мы влюблены, и это совершенно справедливо, ибо ничто на свете не сравнится для нас с предметом нашей страсти.Блез Паскаль Подарок Желткова - «золотой, низкопробный, очень толстый, но дутый и с наружной стороны весь сплошь покрытый небольшими старинными, плохо отшлифованными гранатами» браслет выглядит безвкусной безделушкой. Но его назначение и ценность в другом. Густо-красные гранаты под электрическим светом загораются живыми огнями, и Вере приходит в голову:»Точно кровь!». Это тревожное предзнаменование. Желтков дарит самое ценное, что есть у него, - фамильную драгоценность. До такой степени глубока, огромна его любовь. Он любит по-настоящему. Далее тема любви раскрывается в последующих за именинами Веры эпизодах и приобретает трагический характер. Генерал Аносов, которого Веры и её сестра Анна называли «дедушка», рассказывает свою историю любви, запомнившейся ему навсегда, которая кажется просто пошлым приключением армейского офицера. «Не вижу настоящей любви. Да и в моё время не видел!» - говорит Аносов Он рассуждает: А где же любовь-то? Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано – «сильна, как смерть»? Понимаешь, такая любовь, для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение – вовсе не труд, а одна радость. Постой, постой, Вера, ты мне сейчас опять хочешь про твоего Васю? Право же, я его люблю. Он хороший парень. Почем знать, может быть, будущее и покажет его любовь в свете большой красоты. Но ты пойми, о какой любви я говорю. Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться». Аносов рассказывает о похожих на такую любовь трагических случаях. Разговор о любви вывел на историю телеграфиста, и генерал почувствовал её истинность.« – Скажи мне, Верочка, если только тебе не трудно, что это за история с телеграфистом, о котором рассказывал сегодня князь Василий? Что здесь правда и чтовыдумка,поегообычаю? – Разве вам интересно, дедушка? – Как хочешь, как хочешь, Вера. Если тебе почему-либо неприятно… – Да вовсе нет. Я с удовольствием расскажу. И она рассказала коменданту со всеми подробностями о каком-то безумце, который начал преследовать ее своею любовью еще за два года до ее замужества. Она ни разу не видела его и не знает его фамилии. Он только писал ей и в письмах подписывался Г. С. Ж. Однажды он обмолвился, что служит в каком-то казенном учреждении маленьким чиновником, – о телеграфе он не упоминал ни слова. Очевидно, он постоянно следил за ней, потому что в своих письмах весьма точно указывал, где она бывала на вечерах, в каком обществе и как была одета. Сначала письма его носили вульгарный и курьезно пылкий характер, хотя и были вполне целомудренны. Но однажды Вера письменно (кстати, не проболтайтесь, дедушка, об этом нашим: никто из них не знает) попросила его не утруждать ее больше своими любовными излияниями. С тех пор он замолчал о любви и стал писать лишь изредка: на пасху, на Новый год и в день ее именин. Княгиня Вера рассказала также и о сегодняшней посылке и даже почти дословно передала странное письмо своего таинственного обожателя…» – Да-а, – протянул генерал наконец. – Может быть, это просто ненормальный малый, маниак, а – почем знать? – может быть, твой жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины». Куприн, показывая влюблённого человека, развивает традиционную для русской литературы тему «маленького человека». Чиновник со смешной фамилией Желтков, тихий и незаметный, не только не вырастает в трагического героя, он силой своей любви встаёт над мелочной суетой, жизненными удобствами, приличиями. Он оказывается человеком, ничуть не уступающим в благородстве аристократам. Любовь возвысила его. Любовь стала страданием, единственным смыслом жизни. Это чувство вспыхнуло, когда Вера была еще свободна. Но она не ответила на него взаимностью. Вопреки всякой логике Желтков не прекратил мечтать о своей возлюбленной, писал ей нежные письма, а на именины даже прислал подарок — золотой браслет с гранатами, похожими на капельки крови. Дорогой подарок заставляет мужа Веры принять меры к прекращению истории. Он вместе с братом княгини Николаем решает вернуть браслет. Господин Желтков ни под каким предлогом, ни под чьим влиянием не собирается разлюбить Веру Николаевну. Да это и было не под силу. Он слишком её любил. Вот это была настоящая любовь. Любовь, не ждущая награды, не требующая ничего взамен. «Трудно выговорить такую... фразу... что я люблю вашу жену. Но семь лет безнадежной и вежливой любви дают мне право на это. Я соглашаюсь, что вначале, когда Вера Николаевна была еще барышней, я писал ей глупые письма и даже ждал на них ответа. Я соглашаюсь с тем, что мой последний поступок, именно посылка браслета была еще большей глупостью. Но... вот я вам прямо гляжу в глаза и чувствую, что вы меня поймете. Я знаю, что не в силах разлюбить ее никогда... Скажите, князь... предположим, что вам это неприятно... скажите, — что бы вы сделали для того, чтоб оборвать это чувство? Выслать меня в другой город, как сказал Николай Николаевич? Все равно и там так же я буду любить Веру Николаевну, как здесь. Заключить меня в тюрьму? Но и там я найду способ дать ей знать о моем существовании. Остается только одно — смерть... Вы хотите, я приму ее в какой угодно форме». Словно солнце горит, не сгорая, любовь.Словно птица небесного рая – любовь. Но еще не любовь – соловьиные стоны, Не стонать, от любви умирая, –любовь ! Омар Хайям Я Вас люблю… что делать - виноват!Я в тридцать лет так глупо сердцем молод,Что каждый ваш случайный, беглый взлядМеня порой кидает в жар и холод..И в этом вы должны меня простить,Тем более что запретить любитьНе может власть на свете никакая;Тем более что, мучась и пылая,Ни слова я не смею вам сказатьИ принужден молчать, молчать, молчать! Желтков пишет Вере прощальное письмо «Я не виноват, Вера Николаевна, что богу было угодно послать мне, как громадное счастье, любовь к Вам. Случилось так, что меня не интересует в жизни ничто: ни политика, ни наука, ни философия, ни забота о будущем счастье людей — для меня вся жизнь заключается только в Вас. Я теперь чувствую, что каким-то неудобным клином врезался в Вашу жизнь. Если можете, простите меня за это. Сегодня я уезжаю и никогда не вернусь, и ничто Вам обо мне не напомнит.Я бесконечно благодарен Вам только за то, что Вы существуете. Я проверял себя — это не болезнь, не маниакальная идея — это любовь, которою богу было угодно за что-то меня вознаградить.Пусть я был смешон в Ваших глазах и в глазах Вашего брата, Николая Николаевича. Уходя, я в восторге говорю: „Да святится имя Твое“… …в первую секунду я сказал себе: я ее люблю потому, что на свете нет ничего похожего на нее, нет ничего лучше, нет ни зверя, ни растения, ни звезды, ни человека прекраснее Вас и нежнее. В Вас как будто бы воплотилась вся красота земли... Через десять минут я уеду, я успею только наклеить марку и опустить письмо в почтовый ящик, чтобы не поручать этого никому другому. …я знаю, что Вы очень музыкальны, я Вас видел чаще всего на бетховенских квартетах, — так вот, если Вы обо мне вспомните, то сыграйте или прикажите сыграть сонату D-dur № 2, op. 2 … Я не знаю, как мне кончить письмо. От глубины души благодарю Вас за то, что Вы были моей единственной радостью в жизни, единственным утешением, единой мыслью. Дай бог Вам счастья, и пусть ничто временное и житейское не тревожит Вашу прекрасную душу. Целую Ваши руки.Г. С. Ж.». Желтков покончил с жизнью самоубийством. После смерти его посещает Вера Шеина. Она поняла, что та любовь, «о которой грезит каждая женщина», прошла мимо неё. Княгиня Вера слушает Лунную сонату Бетховена в исполнении пианистики Женни Рейтер «Вот сейчас я вам покажу в нежных звуках жизнь, которая покорно и радостно обрекла себя на мучения, страдания и смерть. Ни жалобы, ни упрека, ни боли самолюбия я не знал. Я перед тобою — одна молитва: „Да святится имяТвое“.Да, я предвижу страдание, кровь и смерть. И думаю, что трудно расстаться телу с душой, но, Прекрасная, хвала тебе, страстная хвала и тихая любовь.„ДасвятитсяимяТвое“.Вспоминаю каждый твой шаг, улыбку, взгляд, звук твоей походки. Сладкой грустью, тихой, прекрасной грустью обвеяны мои последние воспоминания. Но я не причиню тебе горя. Я ухожу один, молча, так угодно было богу и судьбе. „Да святится имя Твое“.В предсмертный печальный час я молюсь только тебе. Жизнь могла бы быть прекрасной и для меня. Не ропщи, бедное сердце, не ропщи. В душе я призываю смерть, но в сердце полон хвалы тебе: „Да святится имя Твое“. Ты, ты и люди, которые окружали тебя, все вы не знаете, как ты была прекрасна. Бьют часы. Время. И, умирая, я в скорбный час расставания с жизнью все-таки пою — слава Тебе.Вот она идет, все усмиряющая смерть, а я говорю — слава Тебе!..»«Успокойся, дорогая, успокойся, успокойся. Ты обо мне помнишь? Помнишь? Ты ведь моя единая и последняя любовь. Успокойся, я с тобой. Подумай обо мне, и я буду с тобой, потому что мы с тобой любили друг друга только одно мгновение, но навеки. Ты обо мне помнишь? Помнишь? Помнишь? Вот я чувствую твои слезы. Успокойся. Мне спать так сладко, сладко, сладко». Уходит из жизни Желтков, уходит ради любви, уходит, чтобы не нарушить покой, не разрушить жизнь Веры и уносит с собой прекрасное чувство - любовь, «на которую больше не способны мужчины». Уходит, потому что не мыслит жизнь без Веры. А жизненный путь княгини на самом деле пересекла настоящая любовь. «… что это было: любовь или сумасшествие?»Это не сумасшествие. Это была огромная любовь. Повесть «Гранатовый браслет» - гимн огромной, настоящей любви.