Презентация к педагогическому совету Формирование УУД на уроках в начальной школе


Учитель начальных классов: Гусарова С.А.Формирование познавательных УУД на уроках в начальной школе «Ребенок не хочет брать готовые знания и будет избегать того, кто силой вдалбливает их ему в голову. Но зато он охотно пойдет за своим наставником искать эти самые знания и овладевать ими» Ш Амонашвили ГБОУ СОШ с. КошкиРазработана нормативно-правовая база в соответствии с ФГОСОбучение по новым образовательным стандартам начали с 1 сентября 2011 года совокупность действий учащегося, обеспечивающих социальную компетентность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса, культурную идентичность и толерантность.умение учиться, т.·е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.Понятие УУД Обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения. Ставить учебные цели. Искать и использовать необходимые средства и способы достижения целей. Контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.Создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию.Обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.Функции УУД Виды УУДЛичностныйРегулятивныйПознавательный Коммуникативный Познавательные УУДобщеучебныелогическиепостановка и решениепроблем Выделение познавательной целиСтруктурирование знанийПоиск информацииВыбор способов решения задачКонтроль и оценка процессаСмысловое чтениеРечевое развитиеРешение проблемзнаково-символические действия Общеучебные универсальные действиямоделирование преобразование модели Логические УУД Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).Синтез – составление целого из частей.Выбор оснований и критериев для сравнения, классификации.Подведение под понятие, выведение следствий.Установление причинно-следственных связей.Построение логической цепи рассуждений.Доказательство.Выдвижение гипотез и их обоснование. формулирование проблемысамостоятельное создание способов решения проблемПостановка и решение проблем К познавательным УУД относятся умения: - осознавать познавательную задачу; - читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников, рабочих тетрадей, другой дополнительной литературе; - осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы; - выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; - понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач. Цель:- адаптировать методы и приемы базовых образовательных технологий;- начать разработку системы заданий, которые помогли бы формировать у учащихся познавательные универсальные учебные действия. Для достижения поставленной цели считаю необходимым решение следующих задач: научить детей мыслить логически, научно, творчески; сделать учебный материал более доказательным и убедительным для учащихся; вводить в свою практику формы организации образовательного процесса, которые содействовали бы формированию прочных знаний на основе самостоятельно добытых учащимися сведений;использовать методы, способы и приемы, направленные на обеспечение развития познавательной активности школьников, формирование элементарных навыков поисковой и исследовательской деятельности. Базовые образовательные технологииТехнология проблемно-диалогического обученияПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬУРОВНЕВАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИИгровые технологии {69CF1AB2-1976-4502-BF36-3FF5EA218861}ТехнологииМетодыФормируемые УУДПроблемно- диалогическое обучение Создание проблемной ситуацииПознавательные: общеучебные познавательные действия, постановка и решение проблемы.Игровые технологии Театрализация учебного процесса Соревнование Сказочные элементыПознавательные: логические универсальные действия.Индивидуально – дифференцированный подход Разноуровневые задания               Познавательные: общеучебные познавательные действия, постановка и решение проблемы, логические универсальные действия.Проектная деятельность Исследовательская работаПознавательные: общеучебные познавательные действия, постановка и решение проблемы, логические универсальные действия.Информационно – коммуникативные технологии Знакомство с новым материалом , тестирование, презентация, интерактивная доскаПознавательные: логические универсальные действия, общеучебные познавательные действия. 1. Технология проблемно-диалогического обучения Исследовательский проект Технология проектного обучения Игровые технологии Для начальных классов наиболее популярными и доступными являются:- уроки в форме соревнований и игр:математика - игра-соревнование «Если дружно, если вместе» по теме: «Сложение и вычитание в пределах 10-ти»; - уроки – путешествия: Путешествие на Олимпийском поезде «Сочи-2014»- уроки – сказки: мир вокруг нас – «Отчего идет дождь и почему дует ветер?», математика – «Приключения в царстве Математики» по теме: «Точка, прямая, отрезок, луч»;- уроки – праздники: обучение грамоте «Праздник Букваря», литературное чтение «По пушкинским строкам» театральная импровизация;- деловые игры: обобщающий урок математики по теме «Таблица сложения и вычитания». Исследовательская деятельность Игровые технологии Программа мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий в начальной школе - Приложение к Программе развития универсальных учебных действийРазработана на основе методического пособия под ред. А. Г. Асмолова «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе» №УУДХарактеристика УУДИнструментарийМетодыПериодичность проведенияСроки проведения1Стартовая диагностикаРегулятивные УУДКоммуникативные УУДПознавательные УУДКомплекс диагностикТестирование1 раз в годСентябрь2Самопознание и самоопределениеСамооценкаТест на определение самооценки «Лесенка»тестирование2 раз в год Декабрь, май3СмыслообразованиеМотивацияАнкета для первоклассников по оценке уровня школьной мотивацииПриложениеОпросник мотивациитестирование2 раз в год Декабрь, май4Нравственно-этическая ориентацияМетодика «Что такое хорошо и что такое плохо»Методика «Незаконченные предложения»анкетирование2 раза в год Апрель – май 5Регулятивные УУД КонтрольРисование по точкамКорректурная пробатестирование2 раза в год Декабрь, май6Познавательные УУДЛогические УУДСравни картинкиВыделение существенных признаковЛогические закономерностиИсследование словесно-логического мышлениятестирование2 раза в год Апрель – май 7Коммуниникативные УУД«Рукавички»«Левая и правая сторона»«Узор под диктовку»«Совместная сортировка»«Дорога к дому»«Кто прав?»ТестированиеБеседаТестированиеТестированиетестированиебеседа1 раз в год Декабрь, майЦиклограмма мероприятий Для диагностики и формирования познавательных универсальных учебных действий целесообразны следующие виды заданий:- «найди отличия» (можно задать их количество);- «на что похоже?»;- поиск лишнего;- «лабиринты»;- упорядочивание;- «цепочки»;- хитроумные решения;- составление схем-опор;- работа с разного вида таблицами;- составление и распознавание диаграмм;- работа со словарями. Познавательные УУД - анализЗапиши цифрами, сколько яблок нарисовал художник на каждой картинке Познавательные УУД - классификацияНайди и отметь в рамке картинки с изображением домашних животных Познавательные УУД - знаково- символическое моделированиеСоедини линией картинку животного и схему слова, обозначающего название этого животного. Познавательные УУД – выявление причинно-следственных связей{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}2 5 3 4 1Запишите числа по порядку, начиная с самого большого{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A} Познавательные УУД - выявление причинно-следственных связей ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД Тест “Найди несколько различий?”Цель: выявление уровня развития операции логического мышления – анализ и сравнение.Оцениваемое УУД: логические универсальные учебные действияФорма проведения: письменный опросПеред показом рисунков ребенку предлагают найти несколько различий между двумя рисунками и отметить значком (V). Методика «ВЫДЕЛЕНИЕ СУЩЕСТВЕННЫХ ПРИЗНАКОВ»Сад (растение, садовник, собака, забор, земля).Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода).Города (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед).Чтение (глаза, книга, картинка, печать, слово).Газета (правда, приложение, бумага, редактор). Результативность:Учебный годОбследуемый классВсего учащихся протестированоПознавательные УУДнизкийсреднийвысокий2013 - 20141Б258134На начало года2013-20141Б256154На конец года2014 – 20152 Б265165На начало года2014 – 20152 Б264175На конец годаВывод: у большинства учеников класса познавательные УУД находятся в стадии формирования. Данные мониторинга позволяют увидеть проблемные зоны каждого учащегося и станут основой для внесения коррективов в построение учебного процесса. Познавательные УУД Если вы хотите, чтобы дети усвоили материал по вашему предмету, научите их мыслить системно (например, основное понятие (правило) – пример – значение материала). Постарайтесь помочь ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите их учиться. Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике. Найдите способ научить ребенка применять свои знания. Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решайте несколькими способами, чаще практикуйте творческие задачи. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!