Презентация «Водный транспорт России» 9 класс.


« Водный транспорт России »Автор:Максимов Алексей Фёдоровичучитель географииМОБУ «Верхневязовская СОШ» Бузулукского районаОренбургской области. Морской транспортМорской транспорт – вид транспорта͵ осуществляющий перевозку грузов и пассажиров морскими судами на международных и внутренних (каботажных) линиях. Российская Федерация – морская держава. Её территория омывается 12 морями Атлантического, Северного Ледовитого и Тихого океанов. Протяжённость морских границ составляет 38,8 тыс. км. Общая протяжённость морских судоходных линий, эксплуатируемых Россией, оценивается в настоящее время более чем в 1 млн. км. Морской транспорт имеет огромное значение для внешних связей страны с зарубежными государствами и для связи с отдалёнными районами Сибири и Дальнего Востока, имеющими выход к морям. Морские порты обеспечивают бесперебойную работу отраслей промышленности. За 2010 ᴦ. через морские порты России было перевезено базовых экспортных грузов в млн. т: металлов – 67,2; угля – 27,5; лесных грузов – 12,8; минеральных удобрений – 6,2. Контейнерная революция привела к увеличению транспортировки генеральных грузов (готовых изделий и полуфабрикатов) контейнерными линиями. За 2015 год на долю морского транспорта России пришлось 18 млн. т перевезённых грузов (из 7467млн.т), а грузооборот составил 40 млрд. т/км. Морским путём воспользовалось 9,6 млн. чел (из 19122 млн. чел), пассажирооборот составил 0.06 млрд. пасс/км Дальневосточный бассейнВажную роль в перевозках грузов морским транспортом занимает Дальневосточный бассейн. На его долю приходится почти 50% отправляемых и получаемых грузов морским транспортом России. Дальневосточный бассейн – самый большой по площади бассейн России. Его площадь – 4859 км2 – превышает площади Балтийского и Северного бассейнов, вместе взятых. Грузооборот в данном бассейне за 2014 ᴦ. составил 120 млн. т. Моря Тихого океана – Берингово, Охотское, Японское имеют важное значение для связи с зарубежными странами Азиатско-Тихоокеанского региона и для каботажных перевозок между портами Дальнего Востока. Большая протяжённость морского побережья и слабое развитие других видов транспорта повышают роль морского транспорта для этого района. Основные грузы, перевозимые по морям Тихого океана – рыба, лес и лесоматериалы, уголь, нефть, оборудование, продовольственные товары. Растёт доля контейнерных грузов. Крупные порты дальневосточных морей – Владивосток, Находка, Восточный, Нагаево, Петропавловск-Камчатский, Зарубино, Посьет, Советская Гавань. Черноморско-Азовский бассейн Роль Черноморско-Азовского бассейна во внешнеторговом грузообороте снижена. На его долю приходится менее 1/3 отправляемых грузов морским транспортом. Грузооборот в данном бассейне за 2014 ᴦ. составила 174,4 млн. т. Морские пути этого бассейна связывают РФ с европейскими, азиатскими и африканскими государствами. Благодаря незамерзаемости Чёрного и Азовского морей плавание здесь осуществляется почти в течение всего года. Основные перевозимые грузы: нефть и нефтепродукты, уголь, руды и металлы, лес и строительные материалы, продовольственные и промышленные товары, оборудование и машины. Велико значение каботажных перевозок в осуществлении экономических связей между портами Северного Кавказа, Закавказья и Украины. Здесь находится самый крупный в России по грузообороту, более 121,5 млн. т в 2014 году (в основном экспорт нефти), порт Новороссийск. Важными портами также являются: Туапсе, Таганрог, Кавказ, Ейск и Темрюк Балтийский бассейн Балтийский бассейн важен в осуществлении морских связей России со странами Западной Европы и Америки. По грузообороту он занимает 1-е место. В морских портах этого бассейна в 2014 ᴦ. было перевалено 221,8 млн. тонн грузов, что составило 46,5% оборота всех морских портов России. Наибольшие объёмы грузов были перевалены через Большой порт Санкт-Петербург и Приморск – по 57 млн. тонн. По Балтийскому морю реализуются малокаботажные перевозки между портами России – Санкт-Петербург и Калининград и портами государств Балтии. Основные вывозимые грузы – нефть, лес, уголь, нефть, металлы, машины, зерно. В импорте преобладают машины, оборудование, промышленные и продовольственные товары. Крупные порты: Санкт-Петербург, Высоцк, Приморск, Усть-Луга, Калининград. Арктический бассейнПо морям Северного Ледовитого океана проходит трасса Северного морского пути. Она обеспечивает экономические связи районов европейского Севера, Сибири и Дальнего Востока. Освоение Северного морского пути способствовало развитию судоходства по Оби, Енисею и Лене На побережье морей Северного Ледовитого океана и в устьях крупный рек расположены порты и базы Северного морского пути – Мурманск, Архангельск, Дудинка, Игарка, Тикси, Певек. Основные перевозимые грузы – концентраты руд цветных металлов, лес, строительные материалы, топливо, рыба, пушнина. 70% перевозок, реализуются в основном внутри Баренцева и Карского морей. В экспортных перевозках лесных грузов и пушнины велика роль Мурманска, Архангельска и Игарки. Исключительное место в экспортно-импортных связях занимает незамерзающий порт Мурманск. Плавание по морям Северного Ледовитого океана совершается при помощи современных атомоходов. Каспийский бассейнМорские пути, связывающие Россию с Казахстаном, Средней Азией и Ближним Востоком проходят по Каспийскому морю. Крупные порты: Астрахань, Оля (глубоководный), Махачкала. Основные перевозимые грузы Каспийского бассейна – нефть, нефтепродукты, лес, рыба, строительные материалы, хлопок. Речной транспорт России Речной транспорт является старейшим видом транспорта. На протяжении многих веков он играл огромную роль в формировании и развитии государств. С его помощью налаживались отношения, развивалась торговля, перебрасывались войска. Россия обладает большой и разветвленной сетью речных путей и озер. Однако существенную роль он играет либо в тех регионах, где направления основных транспортно-экономических связей и речных путей совпадают (Волжско-Камский речной бассейн в Европейской части России), либо в слабо освоенных регионах с практически полным отсутствием альтернативных видов транспорта (Север и Северо-восток страны). Преимущества речного транспорта заключаются в естественных путях, на обустройство которых требуется меньше капитальных затрат, чем на строительство железных дорог. Главные недостатки речного транспорта — сезонный характер, ограниченность использования, обусловленная конфигурацией речной сети, низкая скорость движения. Кроме того, крупные реки в нашей стране текут с юга на север и с севера на юг, а главные потоки массовых грузов имеют широтное направление. Протяжённость внутренних водных судоходных путей России в 2015 году составила 102 тыс. км. Перевозка грузов – 118млн. т (из 7467 млн. т всего по России), грузооборот составил 63 млрд. т/км.Доля речного транспорта в общем грузообороте составляет 3,9 %. Число перевезённых пассажиров уменьшилось до 13 млн. чел (из 19122 млн. чел по России , а пассажирооборот снизился до 0,5 млрд. пасс/км. Речной транспорт имеет небольшой удельный вес в грузообороте и пассажирообороте - 4 место в России. Больше половины грузооборота речного транспорта страны приходится на Волжско-Камский бассейн. Он соединен каналами с соседними бассейнами (Дон, Нева, Северная Двина, Белое море), являясь основой Единой глубоководной системы европейской части страны. Здесь же расположены крупнейшие речные порты: Нижний Новгород, Северный, Южный и Западный в Москве, Казань, Самара, Волгоград, Астрахань. На втором месте по объему грузооборота находится Западно-Сибирский бассейн, включающий Обь с притоками. В нем кроме строительных материалов значительную долю в перевозках составляют нефтяные грузы. Основные порты — Новосибирск, Тобольск, Сургут, Лабытнанги, Тюмень. Третий в России — бассейн Северной Двины с притоками Сухона и Вычегда. В нем значительную долю в перевозках составляют лесные грузы. Главные порты — Архангельск и Котлас. Большое значение речной транспорт играет в северовосточной части России, где фактически отсутствуют сети других видов транспорта. Основное количество грузов на эти территории завозится летом или с юга от железной дороги (по Енисею из Красноярска, по Лене из Усть-Кута), или от устьев рек, куда грузы доставляются морским транспортом. Будущее водного транспорта России Главным документом, определяющим поступательное движение на ближайшую перспективу, является Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года. Основные цели стратегии:-формирование единого транспортного пространства России,-обеспечение доступности и конкурентоспособности транспортных услуг,интеграция в мировое транспортное пространство,-реализация транзитного потенциала страны,-повышение уровня безопасности транспортной системы и снижение вредного воздействия транспорта на окружающую среду.