Презентация по обществознанию Свобода в деятельности человека 10класс профильный уровень
Свобода в деятельностичеловека 10 класс. Обществознание «Ты называешь себя свободным. Свободным от чего и свободным для чего?» Ф. Ницше, нем. философ втор . пол. XIX в. Цель урока: организация работы по усвоению нового понятия темы, выявление его сущностных характеристик. Задачи: раскрыть различные смыслы и аспекты понятия «свобода», показать практическую связь понятий «свобода», «выбор», «ответственность»; развивать умение анализировать учебный материал, рассуждать, объяснять понятия, самостоятельно формулировать и излагать свою точку зрения; способствовать процессу социализации учащихся посредством воспитания необходимых для жизни в современном социуме качеств личности. План изучения нового материала 1. Понятие «свобода» 2. Внешние и внутренние регуляторы поведения 3. Может ли человек быть абсолютно свободным?4. «Свобода от» или свобода для»5. Свободное общество Основные понятия: свобода, свобода как необходимость, абсолютная свобода, относительная свобода, выбор, ответственность, свободное общество. «Нет слова, которое получило бы столько разнообразных значений и производило бы столь различное впечатление на умы, как слово „свобода“. Одни называют свободой легкую возможность низлагать того, кого они считают тиранической властью; другие — право избирать того, кому они должны повиноваться; третьи — право носить оружие и совершать насилие; четвертые видят ее в привилегии состоять под управлением человека своей национальности или подчиняться своим собственным законам. Некий народ долгое время проклинал свободу за обычай носить длинную бороду. Иные соединяют это название с известной формой правления... Наконец, каждый именовал свободой то правление, которое наиболее отвечало его обычаям или склонностям». Лютер Предвидение и всемогущество божье диаметрально противоположны нашей свободной воле: ничего мы не совершаем по своей воле, а все происходит по необходимости. Т.О, мы ничего не делаем по своей воле, но все в зависимости от предвидения Божьего В истории общественной мысли проблема свободы связана с поиском разного смысла. Чаще всего она сводилась к вопросу о том, обладает ли человек свободной волей или все его поступки обусловлены внешней необходимостью (предопределением, Божьим промыслом, судьбой, роком и т.д) Ф.Энгельс«Не в воображаемой независимости от законов природы заключается свобода, а в познании этих законов и в основанном на этом знании возможности планомерно заставлять законы природы действовать для определенных целей» ТРАКТОВКА СВОБОДЫ КАК ПОЗНАННОЙ НЕОБХОДИМОСТИ ПРЕДПОЛАГАЕТ ПОСТИЖЕНИЕ И УЧЕТ ЧЕЛОВЕКОМ ОБЪЕКТИВНЫХ ПРЕДЕЛОВ СВОЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, А ТАКЖЕ ОБУСЛОВЛЕННОЕ РАЗВИТИЕМ ЗНАНИЙ, ОБОГАЩЕНИЕМ ОПЫТА РАСШИРЕНИЕ ЭТИХ ПРЕДЕЛОВ. Волюнтаризм – пренебрежение необходимостью, объективными историческими процессами, принятие решения, сообразуясь лишь с субъективными оценками и желаниями. Воля – признается как первооснова всего сущего Фатализм абсолютизация необходимости, трактовка всякого действия человека как предопределенного заранее, исключающего всякую возможность выбора и случайности. Все подчинено господству необходимости Свобода есть познанная необходимостьЕсли всё однозначно необходимо, если практически нет случайностей, новых возможностей, то человек превращается в автомат, робот, действует по заданной программе Свобода – это возможность поступать, так как хочетсяПолный произвол по отношению к другим людям, невозможность установления каких-либо устойчивых социальных связей Последствия Свобода и необходимость философские категории, выражающие взаимоотношение между длительностью людей и объективными законами природы и общества Нельзя жить в обществе и быть абсолютно свободным от него В своей внутренней жизни индивид абсолютно свободен Абсолютно свободным человек быть не может Необходимость содержится в виде объективно данных индивиду условий существования «Свобода не в том, чтобы не сдерживать себя, а в том, чтобы владеть собой». (Ф.М.Достоевский) «Свобода есть право делать все, что дозволено законом». (Ш.Монтескье) Свобода каждого члена общества ограничена уровнем развития и характером общества, в котором он живет Свобода находит выражение в законодательном закреплении фундаментальных прав и свобод гражданина в конституциях государств, в международных пактах и декларациях Свобода человека во всех его проявлениях – основа современных демократических режимов, основная цель либерализма Свобода неотделима от ответственности, от обязанностей перед обществом и другими его членами Человек сам выбирает не только варианты деятельности, но и формирует общие принципы поведения, ищет им основания Цели человеческой деятельности формируются в соответствии с внутренними побуждениями каждого человека Глава 2.Конституция РФ»Прав и свободы человека и гражданина» Выбор Выбор зависит - от собственных побуждений? Природная необходимость Общественные условия Особенности восприятия мира Право, мораль, традиции, обычаи Свобода - умение познавать объективную необходимость и, опираясь на это познание вырабатывать правильные цели, принимать и выбирать обоснованные решения и на практике воплощать их в действительность . Свобода личности Выбор Социальные нормы Место человека в обществе Формы общественной деятельности Уровень развития общества Социализация Социальные условия реализации свободы Этапы развития идеи свободы Определение свободы как осознанной необходимости.Возможность и способность выбирать.Когда все существующие варианты выбора человека не устраивают, и он обладает силами создать, сотворить новую возможность, до этого не существовавшую. Свобода – это самостоятельность социальных и политических субъектов (в том числе и личности), выражающаяся в их способности и возможности делать собственный выбор и действовать в соответствии со своими интересами и целями. Что значит быть свободным?Существует ли абсолютная свобода?Каковы границы свободы, чем они определяются?Откуда идут принуждение или необходимость? Ограничители свободы человека - зависимости от мнения окружающих, привычек, пороков, родителей, оценки окружающих, правил поведения, денег В основе - страх Свободное общество Прочитайте в учебнике стр. 161-162 пункт «Что такое свободное общество» и выпишите в тетрадь признаки свободного общества. Меня не интересует, свободен ли человек вообще, я могу ощутить лишь свою собственную свободу. У меня нет общих представлений о свободе, но есть лишь несколько отчетливых идей. Проблема «свободы вообще» не имеет смысла, ибо так или иначе связана с проблемой Бога. Чтобы знать, свободен ли человек, достаточно знать, есть ли у него господин. Эту проблему делает абсурдной то, что одно и то же понятие и ставит проблему свободы, и одновременно лишает ее всякого смысла, так как в присутствии Бога это уже не столько проблема свободы, сколько проблема зла. Альтернатива известна: либо мы несвободны и ответ за зло лежит на всемогущем Боге, либо мы свободны и ответственны, а Бог не всемогущ. 1. Что Камю считает основным критерием в определении свободы человека?2. Как вы понимаете сформулированную автором альтернативу? Домашнее задание Прочитать §16.Написать мини-эссе по теме: «Ты называешь себя свободным. Свободным от чего и свободным для чего?» (Ф. Ницше). 163 задания 1, 3, 5 письменно