Презентация Тема совести в повести М.Булгакова Собачье сердце.
Тема совести в произведении М.Булгакова «Собачье сердце»Презентация учителя русского языка и литературы ДЖАГАЕВОЙ Ольги Ивановны«МБОУ Нахабинская гимназия №4» 2016год
В январе 1925 г. М.А. Булгаков по заказу журнала «Недра» начал работу над новой повестью. Первоначально она называлась «Собачье счастье. Чудовищная история», но вскоре писатель заменил название на «Собачье сердце».
Фабула "Собачьего сердца", как и повести "Роковые яйца", восходит к произведению великого английского писателя-фантаста Герберта Уэллса (1866-1946) – к роману "Остров доктора Моро», где повествуется о том, как Доктор Моро превращает животных в людей хирургическим путем.
Высшая ступень сатирической фантастики М.Булгакова – повести "Роковые яйца" и "Собачье сердце». Эта сатирическая фантастика предупреждает общество о грядущих опасностях и катаклизмах. Булгаков воплощает свою убежденность в предпочтительности нормальной эволюции перед насильственным, революционным методом вторжения в жизнь, об ответственности ученого и страшной, разрушительной силе самодовольного агрессивного невежества.
Эти темы вечны, и они не утратили своего значения и теперь. Мысль о том, что голый прогресс, лишенный нравственности, несет людям гибель, находит новое выражение в повести Михаила Булгакова "Собачье сердце".
Это история общества, развивающегося по абсурдным, иррациональным законам, которые устанавливаются людьми, не имеющими духовного мира, бездельниками, хамами, людьми, не имеющими нравственного начала – саму совесть.
Почему именно «Собачье сердце»? Сердце – центр существа, как физический, так и духовный, божественное присутствие. Сердце — это и сострадание, и понимание, и «место тайное», и любовь, и милостыня. Оно и есть сама жизнь, отражение совести человека.
Что же бессовестного делал Шариков? Ведь физически его не лишали сердца, были заменены у собаки другие органы. Однако, сердца как духовного источника, нравственного начала, Шариков не приобрел. Он ворует, пьет, бесчинствует в квартире Преображенского, пристает к женщинам.
Бывший пес совершает головокружительный прыжок: из бродячей собаки он превращается в заведующего подотделом очистки города от бродячих животных. И именно такой выбор профессии неудивителен: шариковы всегда стремятся уничтожать своих же. Именно такие поступки считаются бесчеловечными, безнравственными, лишенными какой-либо совестливости.
Шариков – это плод деятельности не только профессора, посягнувшего на «божественное начало», осмелившегося создать из животного человека «по образу и подобию», но и Швондера, создающего своего человека «нового времени».
Швондер ярко отражает интересы правящего класса того времени и занимает в повести «высокое» положение председателя домкома. Но не в силах бороться с интеллигентом, ненавистником пролетариата Филиппом Филипповичем, он использует Шарикова для достижения своих целей.
Но нельзя обвинять только Швондера в отсутствии совести. Ведь совесть – это способность человека критически оценивать свои поступки, мысли, желания; способность осознавать и переживать свое несоответствие должному как собственное несовершенство. Совесть воспринимается как выражение ответственности человека перед самим собой.
Профессор Преображенский, несмотря на благородство души и милосердие, не осознает последствия своих поступков. Пытаясь стать над Богом, создает «гомункула», оспаривая саму идею христианского очищения совестью как «Божьей силой». Филипп Филиппович хотел преодолеть изначальную звериную сущность своего творения, сделать его высокоразвитой личностью, но создал существо с мертвой душой.
style.rotation
Как Бога воспринимает Преображенского погибающий от голода Шарик. В портрете ученого, данного через восприятие пса, главную роль играют слова «жрец», «маг», «чародей».
Булгаков поставил вопрос о власти темных инстинктов в жизни человека, о бессилии человечества в борьбе с животным началом, просыпающимся в людях. Человек не хозяин в этом мире, у него нет абсолютного знания: он движется ощупью. Нарушение законов, как природных, так и нравственных, отсутствие ответственности, пренебрежение совестью может привести человечество к катастрофе.
Таким образом, в повести «Собачье сердце» Булгаков отразил свои взгляды на революцию 1917 года и на тот режим, который установился после нее. Писатель убежден, что «диктатура пролетариата» - пагубная практика, которая может привести и уже приводит к настоящей беде. Советская власть – это власть безверия, следовательно, в трактовке Булгакова это власть, не имеющая с совестью (в христианском учении) ничего общего.