Презентация Технология использования мнемотехники у детей среднего дошкольного возраста для формирования связной речи


Технология использования мнемотехники у детей среднего дошкольного возраста для формирования связной речиВоспитатель: Барханская М.С. АКТУАЛЬНОСТЬ В настоящее время проблема  развития связной речи становится все более актуальной проблемной в нашем обществе. У детей не развита мелкая моторика рук. Снижается уровень бытовой культуры, бедное, безграмотное «говорение» с экранов телевизоров, насаждение телевизионной рекламы, западными мультфильмами – все это создает угрозу языковой катастрофы. Огромная ответственность за формирование речи ложится на воспитателей, логопедов и педагогов. Развитие связной речи является важнейшим условием успешного обучения детей в детском саду и подготовки  к школьному  обучению. У детей дошкольного возраста 4 – 5 лет выделяются определенные характерные недостатки:1 Неуверенное знание и  неточное  употребление обиходных слов. В активной лексики преобладают существительные и глаголы.2  Неверное употребление падежных окончаний , смешение временных и видовых форм глаголов, способов словообразований дети почти не знают.3 В речи преобладают простые предложения , дети  не умеют  строить сложные предложение, использовать сочиненные и сложно- подчиненные предложения.4 Еще сохраняются недостатки произношения звуков и нарушения структуры слова - это мешает овладеть звуковым анализом и синтезом.5 Обнаруживается незнание отдельных слов и выражений , смешение значений слов, близких по значению. Поэтому перед педагогами встала задача развития коммуникационных навыков используя как общепринятые методики, так и творческие, к которым и относится мнемотехника. Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают – техника запоминания.   Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (6 век до н.э.).Искусство запоминания названо словом «mnemonikon» по имени древнегреческой богини памяти Мнемозины.  Современный энциклопедический словарь дает следующие определения мнемотехники.Мнемотехника (или мнемоника) - от греч. mnemonikon - искусство запоминания, означает совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций. Взгляды учёных. «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».К. Д. Ушинский [3] Первые теоретики античной мнемотехники - поэт Симонид, ораторы Квинтилиан и Цицерон. Трактатов по мнемонике и мнемотехнике до нас дошло не так уж много, зато история хранит поразительные биографические факты отдельных мудрецов. Например, Сенека мог запомнить одним махом пару сотен стихов. Среди самых видных учёных, работавших над этим вопросом, - Джордано Бруно (16 век). В честь него названа современная система запоминания Джордано. 19 век учёный Генрих Эббингауз (Германия) ассоциативной психологией запоминания. Современные учёные : Визуальная методика «Джордано», автор Владимир Козаренко.Метод речевых способов, автор Самвел Гарибян. По мнению С. Л. Рубинштейна, А.М. Леушиной, Л. В. Эльконина и др. - рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.Проблема развития связной речи у дошкольников нашла отражение в трудах таких известных педагогов, как Е.И. Тихеева, Ф.А. Сохин, Г.М. Лямина, О.С. Ушакова, Н.Ф. Ладыгина. [2] Вопросы развития связной речи детей дошкольного возраста подробно рассматриваются в работах М.С. Лаврик, Т.А Ладыженской, Ф.А. Сохина, А.М. Бородич, Т.Б. Филичевой и др. [2] Закономерности развития речи детей дошкольного возраста рассмотрены в трудах таких педагогов, психологов как А.Н. Гвоздев, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.А. Леонтьев, Ф.А. Сохин и др. [2] ДРЕВО ПОЗНАНИЯ ТЕХНОЛОГИЯ - это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменение состояния. (Шепель В.М.) ИСПОЛЬЗОВАТЬ - воспользоваться (пользоваться) кем-чем-нибудь, употребить с пользой. (словарь Ожегова) МНЕМОНИКА (мнемотехника) – это искусство запоминания, совокупность приёмов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования искусственных ассоциаций. В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. (энциклопедический словарь) ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ — относящийся к возрасту, предшествующему поступлению в школу (от 3 до 6,7 лет). (словарь Ожегова) ФОРМИРОВАНИЕ - в педагогическом смысле: процесс целенаправленного педагогического воздействия на обучающегося с целью развития у него определенных качеств личности – мировоззрения, знаний, навыков, внимания, ценностных ориентаций и т. д. (словарь Ожегова) СВЯЗНАЯ РЕЧЬ – это развернутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложении. (словарь Ожегова) ЦЕЛЬ: искусство употребить с пользой совокупность приёмов и способов, облегчающих запоминание у детей 4 – 5 лет, при целенаправленном педагогическом воздействии, для развития грамматически оформленного, смыслового высказывания, состоящего из ряда логически связанных предложений. Технологическая картаПрофессиональные способности: Исследовательские: - изучили требования ФГОС, программы детского сада: «От рождения до школы» (под ред. Вераксы), «Радуга» (под ред. Т. Н. Дороновой), «Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду» (О. С. Ушакова) по речевому развитию;- сравнили уровень речевого развития детей средней группы с нормами речевого развития детей данного возраста;(низкий уровень - 38%)- выяснили, что уровень речевого развития отстает от нормы;(Методика обследования связной речи по Стребелевой )- подобрали методику речевого развития... Бодрова И.В., Васильева С.А., Горохова О.В., Мешкова Т.В., Бердичевская А.А. Мнемотехника для детей II. СПб, 1998.-64с.- предположили, что используя приемы мнемотехники, мы сможем повысить уровень речевого развития детей, поспособствуем умственному развитию детей. Проектировочные способности:- разработали перспективный план образовательной деятельности с детьми (Приложение 1 );- спланировали игры и игровые упражнения по развитию связной речи с использованием мнемотехники;- предусмотрели выбор алгоритма, использования схем и моделей, которые были бы доступны детям данного возраста. Приложение № 1Перспективный план (средняя группа){5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}сентябрьИгра «Копилка слов»Цель: обогащение словаря, развитие долговременной памяти.октябрьИгра «Волшебники»Цель: обогащение словарного запаса, развитие долговременной памяти и логического мышления.ноябрьИгра «Цветик-семицветик»Цель: обогащение глагольного словарядекабрьИгра «Теремок» Цель: обогащение словарного запаса, развитие навыков классификации январьИгра «Зашифруем слова»Цель: обогащение словарного запаса, развитие логического мышления и долговременной памяти.февральИгра «Кто в домике живет?» (по И.А.Чистяковой)Цель: обогащение глагольного словаря, развитие зрительного внимания, памяти, логического мышлениямартА.Н.Плещеев «Сельская песня»-выразительно читать наизусть стихотворение, используя мнемотаблицы.апрельЯ. Аким «Апрель»-составление мнемотаблицы на основе стихотворения- развивать у детей умение выразительно читать наизусть стихотворение, передавая интонацией задушевность, нежное отношение к ещё робкой весне.майС.Есенин «Черёмуха»-выразительно читать наизусть стихотворение, используя мнемотаблицы-развивать умение чувствовать напевность языка, языковые выразительные средства. Исполнительские способности:- научить детей преобразовывать абстрактные символы в образы и самим составлять схемы и воспроизводить их;- использовать мнемосхемы для обогащения словарного запаса; - применять мнемотаблицы для быстрого заучивания стихотворений; - научить детей с помощью мнемосхем составлять описательные рассказы по лексическим темам, пересказывать сказки.- отгадывать мнемозагадки; - составлять предложения о по мнемодорожкам;- развивать умение выполнять действия по инструкции педагога. Утро: Составление рассказов-описаний по мнемотаблице.по теме « Игрушки». Цель: расширение, уточнение и активизация словаря ; закрепление умения составлять описательные рассказы по мнемотаблице. Отгадывание загадокЦель: Развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки. Подготовка к завтраку. Мнемодорожка Цель: зекрепить культурно – гигиенические навыки используя алгоритм умывания. Образовательная деятельность : пересказывание сказки «Лисичка со скалочкой» по мнемотаблице.Цель: Развивать у детей умение с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки по мнемотаблице. Подготовка к прогулке: индивидуальная беседа по мнемотаблице.Цель: Формировать правильную последовательность при одевании, навыки самостоятельного одевания. Развивать и активизировать словарный запас. Наблюдение за погодой. Признаки осени .Цели: закрепить характерные признаки осени используя мнемотаблицу; развивать связную речь. Дидактичекая игра "Расскажи по картинке" . Цель: Учить детей составлять рассказ о себе по картинке с использованием мнемотаблиц. Вечер: Повторение заученного стихотворения. С. Михалков «Заяц - портной» Цель: Помочь детям запомнить стихотворение. Учить детей использовать мнемотаблицы в процессе запоминания. Развивать связную речь, память. Дидактическая игра "Отгадай загадку". Цель: Развивать зрительную память и мышление при составлении загадок по мнемотаблицам . Коммуникативные способности:- Работа с родителями:Предложить заполнить анкету https://docs.google.com/forms/d/1hJuWe2nvti82abp0cUdLPbMtjJpdpIZxjUUd-DyaES0/viewform?c=0&w=1Консультация «Мнемотехника как инструмент развития связной речи у детей дошкольного возраста»Папка передвижка «Что такое мнемотехника?» Мастер-класс:«Создаём мнемотаблицы для разучивания стихотворений  с детьми»- Работа с педагогами:Показ открытых занятий на методических объединениях.Буклет «Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста» Рефлексивные способности:Использование приёмов мнемотехники на занятиях и в режимных моментах привели к:- увеличению уровня развития связной речи от низкого к высокому ( 10% - низкий; 31% - средний; 59% - высокий);- мнемотаблицы позволили повысить интерес у детей к разучиванию стихов;- мнемозагадки способствовали увеличению активности детей на занятиях. У них сконцентрировались наблюдательность, внимание, память, усидчивость; - с помощью мнемодорожек и схем дети научились правильно оформлять свою мысль в виде предложения; - знакомство с алгоритмом составления рассказа, способствовало тому, что дети научились составлять рассказы из пяти и более предложений. Список литературы: 1. Большова, Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб.,2005.2. Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Логопед. 2008. №4. С.102 -115.3. Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Дошкольное воспитание.1990. №10. С.16-21.4. Громова, О.Е., Соломатина, Г.Н., Савинова, Н. П. Стихи о временах года и игры. Дидактические материалы по развитию речи детей 5 – 6 лет. Москва, 2005.5. Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. СПб.: Детство-Пресс, 2009. 6. Венгер Л. А. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию // Дошкольное воспитание, 1982, №3.7. Барсуковой Е.Л. Автоматизация звуков с использованием мнемодорожек. // Логопед, 2009, №5.8. Баряева Л.Б., Логинова ЕЛ., Лопатина Л.В. Я - говорю! М., 2007.9. Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. СПб., 2009.10. Большова Т. В. Учимся по сказке// СПб.,Журналы "Дошкольное воспитание" №12 за 2000 г.; №3,10,12 за 2001г.; №4,12 за 2002г; № 9 за1996.11. Ильина М.В. «Воображение и творческое мышление». Серия «Психологическая служба». Книголюб. М. 200512. Наглядно-дидактическое пособие Ткаченко Т.А.13. «Составление описательных рассказов по опорным схемам» Метод, руководство, картинный комплект. М.: Книголюб, 2005.14. Наглядно-дидактическое пособие «Открой для себя мир». Августин. Германия15. Тихомирова Л.Ф. "Познавательные способности детей 5-7 лет". М. 200516. Юзбекова Е.Ю. «Ступеньки творчества» Место игры в интеллектуальном развитии дошкольника. М. Линка-пресс. 2006.