Презентация по русскому языку на тему Предложения с прямой и косвенной речью ( 6 класс)


Игра «Найди ошибку». 1. А «П». 2. А: П? 3. А П! 4. «П» - а. 5. П! - а. 6.П? а. Игра «Найди ошибку» (проверка). 1. А: «П». 2. А: «П?» 3. А: «П!» 4. «П», - а. 5. «П!» - а. 6. «П?» - а. Предложения с прямой и косвенной речью. Цели урока: 1.Вспомнить, что такое прямая речь.2.Рассмотреть, что такое косвенная речь.3.Уметь: 1) находить предложения с прямой речью, правильно расставлять знаки препинания в них, составлять схемы предложений с прямой речью;3) заменять прямую речь косвенной. Предложение с косвенной речью 1.Предложение с косвенной речью состоит из двух частей: одна часть, как и в предложении с прямой речью, представляет собой слова автора; другая часть выражает содержание чужой речи (косвенную речь) и присоединяется к первой союзами что, будто, чтобы, местоимениями и наречиями кто, что, как, какой, где, когда, почему и другими или частицей ли. Мать просила нас, чтобы мы не опаздывали к чаю. (Ср. Мать просила: "Не опаздывайте к чаю!")2.В предложении с косвенной речью кавычки не ставятся. 3.Слова автора обычно предшествуют косвенной речи и отделяются от нее запятой.4.После косвенного вопроса вопросительный знак не ставится. Мы захотели узнать, скоро ли будет поезд в Москву.5.При замене прямой речи косвенной личные и притяжательные местоимения (а также личные формы глаголов) передаются от лица автора, рассказчика, а не от того лица, чья речь передается. Я поинтересовался, можно ли мне остаться на ночь. Предложения с прямой речью Предложения с косвенной речью «Мой дед землю пахал», - с надменной гордостью отвечал Базаров. Базаров отвечал с надменной гордостью, что его дед землю пахал. Андрей воскликнул: «Я таких людей видел множество!» Андрей воскликнул, что он таких людей видел множество. Командир приказал: «Огонь!» Командир приказал, чтобы открыли огонь. «Который час?» - спросил я. Я спросил, который час. Врач спросил: «Какая у вас была температура?» Врач спросил, какая  у меня была температура. Задание 1. Замени прямую речь косвенной. 1. «Да, я знаю его», - подтвердила она.2. Я спросил его: «Умеешь ли плавать?»3. Илюша крикнул ему вслед: «Не упади в реку!» Задание 2. Проведите обратную замену, преобразовав предложения с косвенной речью в предложения с прямой речью. 1. Кирилл Петрович спросил у Маши, где она была.2. Я заметил, что погода будет славная.3. Сергей спросил тихо, почему она ушла. Задание 3. Исправь ошибки, связанные с употреблением прямой и косвенной речи. Объясни, чем вызваны эти ошибки. 1. Он говорил, что страшный случай со мной приключился.2. Меня спросили, где я раньше работал?3. Когда мать спросила у сына, зачем он читает запрещённые книги, Павел ответил, что хочу всё знать. Итог урока . - Я умею…- Я могу… Домашнее задание. 1. Обязательное: - Учить правила; - Выполнить упражнение 168. 2. Дополнительное (по желанию): найти в новелле Проспера Мериме «Венера Илльская» предложения с прямой речью и перестроить их в предложения с косвенной речью.