Презентация Программа внеурочной деятельности для учащихся1классов «Школа здоровья» в рамках регионального проекта «КАБИНЕТ ЗДОРОВЬЯ»
Выполнили:Морозова Е.А.- учитель начальных классов 2-я категория МОУ СОШ № 52 г.ТверьНаучный руководитель: Кучер Л.Н.2013 Программа внеурочной деятельности для учащихся1классов «Школа здоровья» в рамках регионального проекта «КАБИНЕТ ЗДОРОВЬЯ» ГБОУ ДПО Тверской областной институт усовершенствования учителей ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа « Азбука здоровья» начинается с первого класса и продолжается на начальной, основной и старшей ступенях школьного образования. Реализация программы не должна завершаться в основной школе, т.к. воспитательный процесс учащихся продолжается до выпуска из нее в этом отличие школы от других образовательных учреждений. Программа органично «вплетается» в образовательные области на основе синтеза с базисным компонентом:может быть реализована через интегрированные курсы;становится частью воспитательной системы и реализуется через классные часы и другие формы внеурочной деятельности.Методика работы с детьми первого класса строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком, делает акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей, побуждая их к творческому отношению при принятии решений. Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей в сочетании с практическими заданиями ( тренинг, оздоровительные минутки – упражнения для глаз, для осанки, дыхательные упражнения, музыкальные минутки), необходимыми для развития навыков ребенка, в тоже время способствуют соблюдению условий здоровьесбережения при работе с компьютером, слайдами, другими техническими средствами при использовании ИКТ. Реализация программы Программа реализуется по одному часу в две недели и составляет 17 часов в год. Целесообразно учебно-тематическое планирование составлять учителю, родителям и заведующему кабинетом здоровья, который проводит тренинги, осуществляет быструю взаимосвязь с внутренними и внешними партнерами, другими участниками образовательного процесса. Поурочно-тематическое планирование предлагается вариативно, что позволяет творчески работать педагогу, волонтерам и возможностям внешних партнеров. Опыт показывает: чем больше свободы в действиях участников проекта, тем интереснее она проводится и вызывает положительный отклик у учащихся. Формы работы: факультативные занятия, работа в творческих группах , ролевые и деловые игры,тренинги. ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ Создать целостную систему образовательной, просветительской и методической работы с участниками образовательного процесса по вопросам здорового и безопасного образа жизни с использованием ресурса КЗ в школе. Задачи развивать навыки здорового и безопасного образа жизни обучающихся через развитие ключевых личностных компетенций;способствовать формированию мотивации учащихся к активному образу жизни, занятие физической культурой, туризмом и спортом;развивать навыки критического мышления и практической деятельности, направленной на сохранение и укрепление здоровья;обеспечить взаимодействие всех участников образовательного процесса и партнеров для расширения и разнообразия различных видов деятельности, направленных на укрепление здоровья и формирования ЗОЖ. Тематические зоны школы Зона рефлексии и отдыхаУютный уголок с фитомодулем, фонтаном, мягкой мебелью, где можно отдохнуть, поговорить «по душам», обсудить личные проблемы. Зона рекламыНа стойках представлены «новинки кабинета здоровья»: новые книги, статьи, диски, тренажеры, презентации учащихся, рекламные проспекты из различных центров здоровья Твери о здоровье новые буклеты о сохранении здоровья, жизни, спорте, спортивных секциях, клубах, спортивных школах города (для педагогов, учащихся, родителей). Зона индивидуальной работыНоутбук с наушниками позволяет получать информацию, не мешая окружающим, работающим в кабинете, однако можно информацию вывести на экран телевизора для аудитории. Информационная зона «Наши партнеры»Информационная поддержка и каталог внешних ресурсов, позволяющий очень быстро найти материал, интересующий учащихся, родителей, педагогов. На полках представлена рекомендуемая литература, адреса библиотек города, адреса партнеров, информационная поддержка и каталог ресурсов Интернета. Зона координатораМесто координатора оборудовано компьютером, аудиоколонками, стационарным медиапроектором и интерактивной доской. Выступающий легко использует весь ресурс. Закрытая зонаВ кабинете невозможно встретить информацию о курении, алкоголизме, наркомании, заболеваниях, которые раньше «рекламировались» в школах. Закрытой зоной мы показываем, что реклама закончена и мы ни с кем не боремся, мы выступаем за активный, здоровый образ жизни, но готовы привлечь информацию и специалистов по индивидуальному личному требованию нуждающегося. Зона коллективной и групповой работыСтол–трансформер, занимающий центральную часть кабинета позволяет работать с учащимися до сорока человек и более, проводить родительские лектории, собрания по параллельным классам, методсоветы, педсоветы, уроки, внеурочные мероприятия, групповые тренинги, классные часы, встречи с партнерами, и т. д., а также быстро трансформируется и готов к интерактивной работе с отдельными творческими группами. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН программы» Азбука здоровья» для 1 класса № Тема занятия Кол-во часов 1-й период «Экология жизни» 1. Цена здоровья (экология жилья, класса, улицы, рабочего места). 1 час. 2. Уход за кожей лица, рук, ног, уход за ногтями. 1 час. 3. Умеешь ли ты ухаживать за зубами? 1 час. 4. Активный и пассивный отдых. 1 час. 5. Что такое инфекция? 1 час. 2-й период «Правильное питание» 1. Для чего люди едят? 1 час. 2. Игра «Кафе «Вкусняшка» 1 час. 3-й период « Социальное здоровье» 1. Знаешь ли ты свое тело? 1 час. 2. Проявление эмоций. Мимика, жесты, позы. 1 час. 3. Ты и твоя семья. 1 час. 4-й период «Основы безопасности жизнедеятельности» 1. Во дворе дома - тоже улица. 1 час. 2. Умеешь ли ты правильно вести себя на дороге? 1 час. 3. Опасности дома. 1 час. 4. Службы спасения. 1 час. 5. Службы спасения – 01,02, 03. 1 час. 6. Польза и вред медикаментов. 1 час. 1. Подведение итогов. 1 час.
Условия реализации программы Материально-технические условия: - обеспечение учебно-наглядными пособиями по анатомии и медицине, ЗОЖ, ростомер, весы, спирометр, динамометр, тонометр и др. оборудование кабинета здоровья; Педагогические условия:-учёт индивидуальных и возрастных особенностей подростков, с целью подбора форм, средств и способов реализации программы «Школа здоровья»;-соблюдение единства педагогических требований во взаимоотношениях с подростками;-создание условий для развития личности подростка и его способностей.Методические условия:Наличие правовой базы КЗ;Наличие проекта КЗ;- программы деятельности КЗ. Контингент участников проекта» Кабинет здоровья •Педагоги и Администрация МОУ СОШ № 52 г.Твери•Учащиеся 1-11 классов МОУ СОШ № 52 г. Твери•Родители учащихся и жители поселка Мамулино МОУ СОШ № 52 г.Твери•Совет школы МОУ СОШ № 52 г.Твери•Администрация Пролетарского района г.Твери•Департамент образования Тверской области и управление образования г.ТвериНаши партнеры:•Центр специализированной медицинской помощи им. В.П.Аваева•Центр по профилактике и борьбе со СПИДом•ГУЗ Областной наркологический диспансер•ГОУ ВПО «Тверская государственная медицинская академия Росздрава»•Центр «Семья»•Стоматологическая клиника И.Бобрика•Центральная городская библиотека им. А.И.Герцена•Библиотека-филиал № 12 Информационно-просветительский центр «Тайны здоровья»•Информационно-консультационный центр «Движение Жизни» Обучение осуществляется на основе общих методических принципов: демократичность;динамичность;целостность;системность;реалистичность;адаптивность и природосообразность. Ожидаемые результаты личностныерегулятивныепознавательныекоммуникативныепредметные Личностные результаты: знают основные принципы и правила отношения к живой природе, основы здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;реализуют установки здорового образа жизни;имеют познавательные интересы и мотивированны, на изучение живой природы; развиты интеллектуальные умения (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам. Метапредметные результаты: способны регулировать собственную деятельность, в том числе и учебную, направленную на познание закономерностей мира, природы, социальной действительности и внутренней жизни человека;умеют осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач; соблюдать нормы информационной избирательности, этики, этикета; В познавательной (интеллектуальной) сфере осваивают правила и нормы социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа;различают на таблицах части наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;работают с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.объясняют роли различных организмов в жизни человека; различают на таблицах части систем органов человека; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных; В ценностно-ориентационной сфере:знают и соблюдают правила поведения в природе и основы здорового образа жизни;анализируют и оценивают последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека. В сфере трудовой деятельности:знают и соблюдают правила работы;соблюдают правила работы с биологическими приборами и инструментами. В сфере физической деятельности:освоили приемы первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающих, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма. В эстетической сфере: умеют оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы, фотографии других людей, картины художников. 2.1. Бюджет программы Финансовое обеспечение программы Предполагаемые источники финансирования:•бюджетные средства;•внебюджетные средства (оказание платных дополнительных услуг);•добровольные взносы родителей;•целевые средства спонсоров;•средства грантовой поддержки. Список литературы для педагогов и родителей: 1. «Здоровье школьника» Москва –Тверь НАУЧНАЯ КНИГА 2006г.2. «Комплексная безопасность в системе образования» «Образование документов», Москва 2007г.3. «Тренинг повышения социальной компетентности педагогов» Г.У. Солдатова МОСКВА АСОУ 2006г.4. «Точка опоры» Т.В. Волкова, Д.П. Яшин Москва, 2005 г.5. «Экспертиза педагогической экспериментальной и инновационной деятельности» Дмитрий Иванов Москва Чистые пруды 2009г6. «Психолого-педагогический журнал» Кафедра 2006г, 2009г, 2010г, 2008г.7.«Подросток глазами философа» Анатолий Арсеньев Москва Чистые пруды 2009г.8.«Межпредметное интегративное окружение» М. Эпштейн В. Пузыревский Москва Чистые пруды 2009г9. «Я – гражданин России» О.Е. Жиренко Е.В. Лапина Т.В. Киселева Москва «ВАКО» 2006г10.«Социальная реабилитация и адаптация детей и подростков с ограниченными возможностями и социальная работа семьями, воспитывающими детей-инвалидов» Сборник программ Тверь 2009г11. «Семья для ребенка» Тверь 2008г 2009г12. «Здоровье» Учебно-Методическое пособие для учителей 1 – 11классы. Под ред. В.Н. Касаткина Л.А. Щеплягиной Москва 2007г13. «Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте» Н.Н. Зоваденко Учебное пособие Москва Академия 2005г14. «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма» под ред. В.Н. Кирьянова Москва Третий Рим 2007г15. «Дневник здоровья школьника» Департамент образования Тверской обл. и Тверской обл. институт усовершенствования учителей Тверь 201016. «Методический материал для учителей по вопросам первичной воспитательно-профилактической работы с подростками» Департамент образования администрации Тверской обл. Тверь 2004г17. «Как защититься от интернет угроз» Национальный узел интернет-безопасности России, памятка18. «Азбука пешехода» Издательский дом Третий Рим Москва 2006г19. «Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника» Москва Третий Рим 2006г.20. «Здоровье. Деятельность медицинской службы в школе, содействующей здоровью» Е.Л. Желтухина Н.В. Михайлова О.Ю. Чиркова под ред. арты второго поколения) А.Г. Румянцева Москва 2003г.21. «Здоровье. Вопросы здоровья в школьном курсе биологии 5 – 9 классы» Г.С. Калинова А.Н. Мядкова и др. Методическое пособие для учителя Москва 2003г.22. «Здоровье. Предупреждение насилия в школе» В.Н. Касаткин Т.П. Симонятова А.Г. Манелис и др. Москва 2003г.23. «Я – Гражданин Российской Федерации. Права человека - твои права» Администрация города Твери комиссия по делам несовершеннолетних Тверь 2010г.24. «ДЕТИ и сексуальное «просвещение»» Всероссийский комитет в защиту семьи и жизни«Здоровье.» Профилактика вич-инфекций у подростоков . д.м.н. профессор В.Н.Касаткинг РОО «Образование и здоровье», 2005 г. 25. «Родительские собрания» Н.И.Дереклеева «ВАКО» Москва 2004г. 26. «Личностый рост ребёнка как показатель эффективности воспитания: матодика диагностирования» Григорьев Д.В., Кулешова И.В.,Степанов П.В. Москва – Тула 2002г.27. «Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе» Н.К. Смирнов. «Аркти» Москва 2006г.28. «Воспитание игрой» А.П.Аникеева Новосибирск 1994г.29. «Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе» И.В.Никишина«Учитель» Волгоград 2009 г.30. «Классные часы» Т.Н. Максимова Москва « ВАКО» 2009г.31. «Руководство по здоровьесберегающей педагогике технологии здоровьесберегающего образования» Н.К. Смирнов. «Аркти» Москва 2008г.32. «Родительсие собрания» И.Ф.Яценко С.И. Чупина ООО «ВАКО» , 2008г.33. «Классные часы» А.В. Давыдова ООО «ВАКО», 2008г.34. «Справочник завуча» Н.И Дереклеева Москва «ВАКО» ,2006г.35. « Паразиты против человека. Кто победит?» ООО «Оптисалт», 2010г. 36. « Внеурочная деятельность школьников» Григорьев Д.В. М., Просвещение, 2010 г. (Стандарты второго поколения) Диски в кабинете для учащихся«Новое начало»«Новое начало. Продолжительность жизни»«Движение» «Победа над депрессией» «Как выйти из паутины привычек»«Секундарные вещества»«Вода. Чудо исцеления»«Жиры и сердечно-сосудистые заболевания»«Белок. Сколько его нужно?»«Растительные белки – животные белки?»«Остеопороз. Как защитить свои кости?»«Животные продукты нашего века»«Паразиты»«Жиры» Глоссарий Антропонозы – группа инфекционных болезней, вызываемых возбудителями, способными паразитировать в естественных условиях только в организме человека.Бактерионосительство –носительство возбудителей бактериальной инфекции. Вакцинопрофилактика - специфическая профилактика инфекционных болезней путем вакцинации.Волосы - нитевидные эпителиальные придатки кожи. Урок здоровья в бассейне Занятия с волонтерами