Презентация к лекции на тему Период грудного возраста
ГАПОУ ТО Ялуторовский филиал «ТМК»Период грудного возрастаПреподаватель Ярцева Наталия Викторовна
АФО детей грудного возраста Нервная системаОбразуются новые условные рефлексы.Головной мозг - масса в 9 мес. 1/11 – 1/12 от массы тела, Спинной мозг – к 10 мес. Масса удваивается Мозжечок - совершенствуется координация движений.Кожа и её придатки.Потоотделение и слёзоотделение - с 1-го мес. Снижение функции сальных желёзПушковые волосы заменяются на жесткие.
Костно - мышечная система.Нарастание силы, ловкости, массы мышц (20–25 % массы тела),Мелкая моторика развита недостаточна, К 3 мес. исчезает гипертонус мышц.В костной ткани преобладают органические вещества, много хрящевой ткани.
Сроки прорезывания молочных зубовмедиальные резцы – 6-8 месяцевбоковые – 8-12 месяцевпервые моляры – 12-16 месяцевклыки – 16-20 месяцеввторые моляры – 20-30 месяцев Кол-во зубов = число мес.жизни – 4
Сроки прорезывания молочных зубов
Малый родничок закрывается к 2-3 месяцам.Большой родничок – к 12-16 месяцам.Позвоночник: 2 мес – появляется шейный лордоз (держит голову) 6 мес. – появляется грудной кифоз ( сидит) 12 мес. – поясничный лордоз(первые самостоятельные шаги)
Дыхательная система.ЧДД в среднем 25-30тип дыхания – к 2 годам – диафрагмально-груднойдыхание поверхностное, частое, аритмичноедиафрагма опускается книзук 2 годам- придаточные пазухи носа
Сердечно – сосудистая система.К 1 году – сердце расположено более вертикально, вес – 50 гр.ЧСС – в 1-3 года -105-115 уд./мин.АД мах – 90 мм рт.ст.
Мочевыделительная системаОбразуются новые нефроны.Объём мочевого пузыря: до 6 мес. – 30 мл, до 12 мес – 60 млЧастота мочеиспусканий: до 6 мес- 15-20 раз в сутки, до 12 – 10-15 раз в сутки.
Физическое развитие ребёнка показатели:СоматометрическиеСоматоскопическиеФизиометрические
Нервно-психическое развитиеПервым условным рефлексом является рефлекс на подготовку к кормлению (1 мес).Формирование интеллектуального развития( 1 полугодие)Формирование второй сигнальной системы ( 2 полугодие).
Периоды НПР1-3 мес.3-6 мес.6-9 мес.9-12 мес.Основные критерии (линии) развитияАз – анализатор зрительныйАс – анализатор слуховойЭ – эмоцииДо – движения общиеДр – движения рукиРа – речь активнаяН – навыкиРп – речевые пониманияСр – сенсорикаИ – игра и действия с предметом
Формулы НПР детей 1-го года жизни.1 мес. - Аз Ас До Э Ра.2 мес. - Ас Аз До Э Ра.3 мес. - Аз До Э Др.4 мес. - Аз Ас Э До Др Ра Н.5 мес. - Аз Ас Др Ра Н Э До.6 мес. - Ас Др До Ра Н.7 мес. - Др До Рп Ра Н.8 мес. - Э Др До Р Рп Ра Н.9 мес. - Э Ас Др До Рп Ра Н.10мес.- Э Др До Рп Ра Н.11мес - Э Др До Рп Ра Н.12 мес - Э Аз Др До Рп Ра Н.
статические функции
Физическое развитие - это динамический процесс роста (т.е. увеличения длины и массы тела) и развития различных органов и систем.Для физического развития детей в настоящее время характерна акселерация, т.е. ускоренный рост и развитие. Основные проявления акселерации:Большой рост и масса тела при рождении.Более раннее прорезывание зубов.Увеличение средних величин массы и роста у детей всех возрастов.Увеличение окружности груди и головы.Раннее появление менструации у девочек и половое созревание у мальчиков.Более раннее появление ядер окостенения.
Уровень физического развития оценивается по следующим основным показателям:масса тела;длина тела:окружность головы:окружность груди:пропорции тела.Измерение данных показателей, позволяющее своевременно выявить отклонения в физическом развитии ребенка и признаки дисгармоничности, называется антропометрией.
1. Масса тела возраст Прибавка массы возрастПрибавка массы 1600 7600 2800 8 550 3800 9500 4 750 10450 5700 11400 6650 12350Масса тела на 1-ом году жизни увеличивается ежемесячно в среднем в 1-ое полугодие на 800 г. , во 2-ое полугодие на 400 г.
Для ориентировочного подсчета массы тела на 1-ом полугодии жизни : m = m новорожд. в гр + 800 × n , где n - число месяцев жизни ребенкаДля 2-ого полугодия: m = m новорожд. в гр + 800 × 6 + 400 × (n - 6), где n - месяц жизниВ 1 год масса тела приблизительно равна 10,5 кг.
2. Длина тела возраст Ежемесячный прирост1 четверть (до 3 мес.) 3 см2 четверть (до 6 мес.) 2.5 см3 четверть (до 9 мес.) 1.5 см 4 четверть (до 12 мес.) 1 смУ 6 месячного ребенка длина тела равна 66 см. на каждый недостающий месяц вычитается по 2.5 см. на каждый последующий месяц прибавляется по 1.5 см. -2,5 см < 66 см < + 1,5 см 6 мес.
Гормоны, способствующие росту:-соматотропный гормон гипофиза, особенно влияет на рост от 2-3 лет и в 7-11 лет: -тироксин, гормон щитовидной железы, больше действует в первые 5 лет: -андрогены, действуют в препубертатный и пубертатный период.
3. Окружность головыПри рождении окружность головы 34-36 см. За 1-ый год она увеличивается на 12 см и у годовалого ребенка составляет 47 см.У 6 месячного ребенка окружность головы - 43 см, на каждый недостающий месяц отнимают 1.5 см, а на каждый последующий прибавляют 0.5 см. - 1,5 см < 43 см < + 0,5 см 6 мес.
4. Окружность грудиПри рождении составляет 32-34 см. т.е. на 1-2 см меньше окружности головы. В возрасте 3-4 месяцев эти значения сравниваются и в дальнейшем быстрее растет грудь.У 6 месячного ребенка окружность груди равна 45 см, на каждый недостающий месяц отнимают 2 см. а на каждый последующий прибавляют 0.5 см. - 2 см < 45 см < + 0,5 см 6 мес.
Коридор №1(до 3 центилей)Область «очень низких величин», встречается в 3% случаев. Необходима консультация специалистаКоридор № 2(от3 до 10 центилей)Область «низких величин», встречается у 7% детей. показана консультация.коридор № 3(от 10 до 25 центилей)Область величин «ниже среднего» - у 15% детейКоридор № 4(от 25 до 75 центилей)Область «средних величин» - у 50% детейКоридор № 5(от 75 до 90 центилей)Область «величин выше среднего»- у 15% детейКоридор № 6(от 90 до 97 центилей)Область «высоких величин» - у 7% детейКоридор № 7(от 97 центилей)Область «очень высоких величин» - 3% детейОценка антропометрических данных осуществляется с помощью центильных таблиц . Центиль – т.е. процент.Пространство между колонками цифр называется «коридор».
Определение соматотипа производится по сумме баллов коридоров, полученной при оценке роста, массы и окружности груди.-При сумме коридоров до 10 баллов ребенок относится к микросоматотипу, т.е.его физическое развитие ниже среднего.-При сумме коридоров 11 - 15 баллов ребенок относится к мезосоматотипу, т .е. его физическое развитие среднее-При сумме коридоров 16-21 балл ребенок относится к макросоматотипу, т.е его физическое развитие выше среднего. Определение гармоничности производится по наибольшей разности между «коридорами»Если разница равна 1. то говорят о гармоничном развитии.Если разница равна 2, то говорят о дисгармоничном развитии.Если разница равна 3. то говорят о резко дисгармоничном развитии.Окружность головы оценивается отдельно. 1 – 2 коридор – микроцефалия6 – 7 коридор – макроцефалия3 – 5 коридор - нормоцефалияПри наличии микро и макроцефалии ребенка необходимо проконсультировать у невропатолога.
Спасибо за внимание !