Презентация по Мировой художественной культуре Реализм — направление в искусстве XIX века
Реализм – направление в искусстве второй половины 19 века
классицизмромантизмКонец XVIII в.Начала XIX в. разумчувствареализмСередина XIX в.истина«Срывание всех и всяческих масок» становится одним из главных критериев реалистического искусства. Поэтому реализм 19 века часто называют критическим.
«Девятнадцатый век будет отличаться от всех предшествовавших веков точным и пламенным изображением человеческого сердца». Стендаль 830Французская буржуазная революция 1848г., а затем первая в мире пролетарская революция 1871г (Парижская коммуна) окончательно развеяли романтические иллюзии и заставили обратить взоры на нужды простого человека.
романтизмреализмОтношение к действительности Отличительные признакиФиксирует пороки и недостатки в жизни общества.Изображает много субъективного и индивидуального.Заостряет внимание на причинах, породивших зло в обществе.Стремится к объективности, используя художественные приёмы сатирического осмеяния.Особенности изображения человекаЕдинство взглядов автора и его героев.Личность воздействует на обществоМежду автором и героями пролегала определённая дистанция.Общество оказывает существенное влияние на личность.«Реализм – это правдивое воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах» Ф.Энгельс
РЕАЛИЗМ – (realis от латинского слова – вещественный) - стремление к более полному, глубокому и всестороннему отражению действительности во всех ее проявлениях. В 50-х гг. XIX века впервые термин «реализм» употребил французский литературный критик Ж. Шанфлёри для обозначения искусства, противостоящего романтизму и символизму. В 1857г. он опубликовал книгу под названием «Реализм», в которой предлагал рассматривать реализм как нечто неопределённое, изменчивое, наиболее точно отражавшее суть данной эпохи.
РеализмПравдивое, объективное отражение действительности специфическими средствами, присущими тому или иному виду искусстваНикакого приукрашивания внешнего или внутреннего Реализм не допускал
Этапы реализма:Первобытность – наивный реализм1Античность –мифологический реализм2Возрождение – подражание природе3Просветительский реализм – 18 в4Реализм – 19 – 20 в5
Реализм – правдивое, неприкрашенное изображение людей и условий их жизни.М. Горький
музыкаА.АлябьевА. ГурилевА.Варламов
«Глинка положил начало всему, чем живёт наше музыкальное искусство. К какому явлению русской музыки ни обратись – все нити поведут к Глинке…. У истоков любого значительного явления русской музыки будет сиять имя Глинки». Г.В.СвиридовМихаил Иванович Глинка (1804-1857)
Роль М.И. Глинки в становлении русской оперыГлинка был первым русским композитором, в творчестве которого образ народа, обобщенный и глубокий, стал в центре всего произведения. Оперы Глинки представляют собой целостные музыкально-драматические произведения; в них нет разговорных диалогов, содержание выражено средствами музыки. Большой оперный театр
Глинка - основоположник русской классической музыки.1. Камерно – вокальная музыка80 романсов и песен созданы им на стихи А.Пушкина, М.Лермонтова, В.Жуковского, Н.Кукольника2. Симфоническая музыкаУвертюры: «Камаринская», «Арагонская хота», «Ночь в Мадриде»Особенно ярко дарование Глинки проявилось в жанре романса. 3. Русская национальная операНародная музыкальная драмаОпера – сказка(опера-былина)«Иван Сусанин»(«Жизнь за царя»(1830)«Руслан и Людмила»(1842)
В опере «Иван Сусанин» Глинка воспел героическое прошлое России. Глинка первый из европейских композиторов показал в простом человеке из народа – героя, незаурядную личность, наделенную большой силой чувств и безграничной любовью к родине. Сусанин - подлинно национальный характер, воплощенный в широкой стихии русской песенности.Иван Сусанин«..Кто русский по сердцу, тот бодро , и смело,И радостно гибнет за правое дело!...»«Страха не страшусь, смерти не боюсь,лягу за святую Русь!»
Ещё в 1837 г. Глинка вёл беседы с Пушкиным о создании оперы на сюжет «Руслана и Людмилы». В 1838 году началась работа над сочинением, премьера которого состоялась 27 ноября 1842 в Петербурге. Несмотря на то, что царская семья покинула ложу до окончания спектакля, передовые деятели культуры встретили сочинение с восторгом (хотя единства мнений на этот раз не было —из-за глубоко новаторского характера драматургии). На одном из представлений побывал Ф.Лист, чрезвычайно высоко оценивший не только эту оперу Глинки, но и его роль в русской музыке в целом.М. И. Глинка за сочинением «Руслана и Людмилы». Великий поэт заинтересовался этим замыслом и даже принял участие в обсуждении плана будущей оперы. Однако трагическая гибель поэта не допустила исполнить это намерение.
Театр
АрхитектураАлександринский театр в Петербурге
Петровский театр в Москве
П.А. Федотов – основоположник реализма в живописи.АвтопортретРади искусства он пожертвовал своим личным счастьем. «Меня не станет на две жизни, на две задачи, на две любви», - писал он.
Федотов Павел Андреевич(1815-1847)
Реальная жизнь героев разных общественных сословий в творчестве П. Федотова «На брюхе - шёлк, а в брюхе – щёлк» - это народное изречение Федотов вспоминал, работая над картиной. «Завтрак аристократа»(Не в пору гость)
«Майор толстый, бравый, Карман дырявый. Крутит свой ус: «Я, дескать, до денежек Доберусь...»«Сватовство майора»
Типы и характеры в произведениях Федотова«Свежий кавалер» (Утро чиновника, получившего накануне первый крестик)
«Разборчивая невеста»
Венецианов Алексей Гаврилович (1780-1847)
style.rotation
«Ничего не изображать иначе, как только в натуре» (А.Г. Венецианов) В его творчестве представлена целая галерея образов русских крестьян, их тяжелого крестьянского труда и быта. Организовал живописную школу, которая стала первым учебным заведением в России, где обучались в основном крепостные крестьяне, мастеровые и мещане.
На пашне. Весна.
Художник утвердил простого человека в праве стать героем картины, доказал его физическую и моральную красоту. «Девушка с васильками»«Девушка с телёнком»
Особенно полны жизни и правды образы детей. А. Венецианов «Захарка» А. Венецианов «Девушка в платке»
Крестьянские дети в полеВот те и батькин обед