Презентация «Использование ТРИЗ технологий на уроках в начальной школе в рамках реализации ФГОС»
«Использование ТРИЗ технологий на уроках в начальной школе в рамках реализации ФГОС»Подготовила учитель начальных классов МБОУ СОШ № 18 Биштова Наталья Васильевна
«ТРИЗ – азбука талантливого мышления, каждый человек обязан быть творчески грамотным». Г. С. Альтшуллер
Внедрение ТРИЗ РТВ технологии в практику учителей начальных классов позволяет решить следующие педагогические задачи.1. Воспитательные:– формирование у детей правильного отношения к окружающему миру, основ анализа действительности;– развитие у детей самостоятельности, уверенности в своих силах, ощущения, что они могут справиться с решением любой задачи.2. Образовательные:– повышение уровня общей образованности учащихся;– формирование положительного отношения детей к учебному процессу;– умение анализировать и решать изобретательские, практические и социальные задачи;– целенаправленное развитие системно-диалектического мышления.3. Развивающие:– развитие памяти, внимания, логики и интеллекта в целом;– развитие творческих способностей (беглости, гибкости, оригинальности мышления);– развитие пространственного мышления;– развитие речи;– умение анализировать, синтезировать, комбинировать;– развитие творческого воображения.
Примеры использования методов и приёмов ТРИЗ технологии на разных уроках.Типовые приёмы фантазирования можно результативно использовать на уроках математики.Дихотомия. Линейная «да – нет». Сужение поля поиска путём деления каждого полученного объекта пополам. Цель приёма: закрепить понятия «до», «после», «между», «перед».Лимерики. Это короткие стихотворения, состоящие из пяти строк. Они пишутся в жанре нонсенса (нелепицы) и рифмуются таким образом: первые четыре строчки – парной рифмой, пятая строка является выводом и может не рифмоваться.Составление загадок. При составлении загадок используется модель
Какой? Кто такой же? У объекта выделяется признак, отвечающий на вопрос «какой?», и делается подборка объектов, у которых данный признак ярко выражен. После заполнения таблицы вставляем между правым и левым столбцами «как» или «но не».Составление метафор. Метафора создаётся путём переноса свойств одного объекта на другой на скрытом сравнении.Составление творческих рассказов по картинке с точки зрения какого-либо объекта. Используем модель работы с картинкой как целостной системой.
Итоги использования ТРИЗ-РТВ-технологии в начальной школе. Ученик, овладев основными мыслительными операциями по созданию творческого продукта, умеет и сам хочет учиться. Ребёнок характеризуется высоким познавательным уровнем активности, самостоятельностью, у него ярко выраженное творческое мышление. Использование ТРИЗ-РТВ-технологии делает педагогический процесс эффективным, формирует системно-диалектическое мышление, самостоятельность учащихся и углубляет предметные знания.