Презентация Средневековая Европа. Готический стиль


©  Коваленко Г.А., ГАПОУ СМПК, 2015 г. Средневековая Европа Готический стиль ©  Коваленко Г.А., ГАПОУ СМПК, 2015 г. Содержание Введение.Общая характеристика западноевропейского средневековья.Готическое искусство.Термин «готика».Структура храма. Структурные элементы храма.Готическая архитектура во Франции.Готическая архитектура в Англии.Готическая архитектура в Германии.Выводы.Список литературы. В то время как восточные области бывшей Римской империи процветали, западные приходили в упадок. Западная Римская империя, начиная с V в., испытывала бесконечные вторжения на свою территорию варварских племен. В 410 г. вестготы разграбили Рим. В 455 г. на Рим напали вандалы и подвергли его невиданному в истории разгрому. Введение Закономерным эпилогом разваливающейся западно-римской государственности стала бесконечная смена императоров на троне. В 476 г. был низложен последний римский император Ромул Августул. Этот год во всемирной истории стал концом античности и началом средневековья. Общая характеристика западноевропейского средневековья Термин «средние века» впервые появился в конце 60-х гг. ХV в. в произведениях представителей нового философского направления гуманизм. Итальянские гуманисты обозначили этим понятием период с момента падения Западной Римской Империи (476) до начала эпохи, в которую жили сами. Вообще историю средних веков делят на три периода: раннее средневековье, классическое средневековье, позднее средневековье. Для Западной Европы это соответственно V - Х вв., ХI - ХV вв., XVI век. Эпохе классического средневековья соответствуют романский и готический периоды. Художественная культура средневековья носила религиозный характер. Церковь сформулировала свои основные требования к искусству. Они сводились к следующему: 1) содержательная сторона искусства должна преобладать над развлечением; 2) искусство должно быть доступно всем и воздействовать на всех вне зависимости от образования и сословной принадлежности. теоцентризминосказательностьуниверсализманонимный характер искусстваотрицание идеалов античности Особенности средневекового искусства В западноевропейской средневековой культуре необычайно велика была роль архитектуры. Причина этого заключается в том, что она являлась самым важным средством общения в эпоху, когда образование было монополией церкви, а грамотность – уделом немногих, когда языком науки была латынь, малопонятная большинству населения. В таких условиях архитектура выполняла роль «проповеди в камне». Готическое искусство Термин «готика» Термин «готика» также условен, как и «романский». Возник этот термин в эпоху Возрождения, когда преклонялись перед наследием классической античности, а средневековое искусство считали варварским, «готским» (одно из племён варваров было племя готов), идущим из Германии. Термином «готика» в эпоху Возрождения выражали презрение к явлениям искусства средневековья. В наше время отношение к искусству средних веков изменилось, а термин «готика» остался и приобрёл условный характер. В действительности родина готики – Северная Франция, где этот архитектурный стиль назывался «оживаль», т.е. стиль стрельчатых арок. Готическое искусство целиком связано с городом. Городская жизнь порождает новые типы здания, прежде всего гражданского назначения: биржи, таможни, больницы, склады, рынки. Готика – и кульминация, и отрицание романского искусства. Она явилась как бы итогом длительной эволюции искусства средневековья. Особенно это заметно в культовой архитектуре. Готический храм имеет каркасную систему с нервюрами. Нервюры сходятся в пучки на опорных столбах, на которые концентрируется вся нагрузка перекрытий. Каркасная система Структура храма Готический свод. Схемы расположения нервюр Поперечный разрез готического собора Контрфорс Аркбутан Структурные элементы храма Аркбутан – ј арки, переброшенной от центрального, более высокого нефа через низкие боковые на наружные опоры стен – контрфорсы, которым передается боковой распор. Стрельчатая арка уменьшила нагрузку на стены. Новый свод привел к преобразованию интерьера. Преобладающими в интерьере стали: грандиозная высота, сравнительно небольшая толщина столбов, по сути, вытеснение стены огромными пространствами окон. Важная деталь готического собора – огромные окна, которые заняли все промежутки между опорами. Окна украшались цветными витражами (витраж – живопись из кусков стекла разных цветов, оправленных в свинец).Над центральным порталом западного фасада располагалось большое круглое окно – роза. Готическая архитектура во Франции Наиболее выдающиеся памятники готической архитектуры находятся во Франции – на родине готики, которая занимала ведущие позиции в храмовом зодчестве. К шедеврам французской готики относятся собор Нотр-Дам в Париже, соборы в Амьене, Реймсе, Шартре. Одним из шедевров французской готики является собор Парижской Богоматери (XI-XIV вв.). Он выделяется строгим величием своего облика. Особой ясностью и размеренностью отличается его западный фасад. Собор имеет могучие формы, которые еще не столь высоки и горделивы, но тонкий изящный шпиль утратил вид былой романской тяжеловесности. Башни собора стремительно возносятся к небу. В центре фасада красуется огромная «готическая роза». Собор в Реймсе (1225-1299) – традиционное место коронации французских королей. Вытянут на 140 м, высота 38 м. Внутреннее пространство хорошо освещено через оконные витражи. Фасад собора в отличие от ранних сооружений готики имеет стремительно нарастающую вверх композицию. Витражи Шартрского собора Амьен. Собор Нотр-Дам Готическая архитектура в Англии Готическая архитектура Англии начала развиваться с XII в. и приобрела ярко выраженное национальное своеобразие.Английские соборы сосредоточены в основном на землях монастырей, а не в городах.Характерной их особенностью является наличие двух трансептов, один из которых короче другого.Ведущую роль в английской готике играли декоративные элементы. Кентерберийский собор — главный англиканский храм Великобритании Вестминстерское аббатство. Соборная церковь Святого Петра (1245-1745).Традиционное место коронации монархов Великобритании и захоронений монархов Англии. Англия. Собор в Личфилде Собор в Личфилде. Вид с северо-запада. Англия. Собор в Уэльсе. В XV в. развивается т.н. «перпендикулярная готика». Это название связано с преобладанием вертикальных линий в рисунке декоративных элементов. В соборе ребра разбегаются от капителей, создавая подобие раскрытого веера, – такой свод и называют веерным. Англия. Собор в Линкольне Общий вид Внутренний вид Готическая архитектура в Германии Готическое зодчество Германии почти на целое столетие отстало в своем развитии от французского. Оно долго сохраняло суровость романского стиля.Немецкие соборы в плане проще французских, но зато они выше. Особенно высоки в немецкой готике башенные шпили.Готическую архитектуру Германии часто называют «кирпичной готикой», т.к. здания там часто строились из кирпича. Самый знаменитый готический собор Германии – Кельнский собор (начат в XIII в., закончен в XVI в., башни возведены в XIX в.). Великолепная скульптура собора с внешних стен перешла во внутреннее пространство храма. Каждая эпоха рождала своё искусство соответствующее её условиям, близкое и понятное людям того времени. В средние века религия требовала от человека отрешения от всего земного. Высокие своды соборов, цветные витражи, сквозь которые лились лучи света, торжественные звуки органа – всё это поражало воображение людей, внушало им мысль о святости божественной власти, обращало к религии. Художественный образ готического храма выражает прежде всего устремление к Богу, идею слияния с ним. Тяжелые каменные своды искусством архитекторов визуально превращены в легкое кружево. Дневной свет, проникая через цветные витражи, становится таинственным, мистическим. Выводы К XV в. средневековье выполнило свою историческую миссию, связав древнее и новое искусство в единую цепь развития и явив миру два первых общеевропейских самостоятельных стиля – романский и готический. Архитектура выступила в эту эпоху центральным и синтезирующим видом искусства, объединяющим все другие виды и жанры, подчиняющим их своему замыслу, художественному образу. В целом, искусство средневековья характеризуется верностью традициям, неразвитостью личного начала.Впервые в истории искусство формировалось и развивалось в рамках единого для всех народов Европы христианского мировоззрения. Список литературы Вачьянц А.М. Западноевропейское средневековье. – М., 2004.Волобуев О.В. Пономарев М.В. История: учебник для 10 кл. Издание: 3-е изд., стер. – М., 2012. Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура. – М., 1998.Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство. – М., 2000.Тяжелов В.Н. Искусство средних веков в Западной и Центральной Европе. – М., 1981. Средневековая Европа. Готический стильПрезентация разработана к уроку по теме «Средние века. Искусство Западной Европы» для обучающихся 10 класса (Среднее общее образование) и 1 курса (Среднее профессиональное образование)Автор-составитель – канд. ист. наук, доцент, преподаватель гуманитарных дисциплин Г.А. КоваленкоВаши отзывы и предложения по учебной презентации отправляйте по адресу kovga@mail.ru ©  Коваленко Г.А., ГАПОУ СМПК, 2015 г.