Презентация к статье пути повышения качества технологического образования


Рабочая тетрадь как средство повышения качества технологического образования школьниковКотова АннаВалентиновнаМОУ «СОШ №1», г. Щекино,учитель высшей категории, победитель ПНПО.2013г. Повышение качества технологического образования представляет собой актуальную проблему современного образования, так как в процессе развития человеческого общества происходит развитие всех форм деятельности, науки, техники и технологии. Это определяет необходимость подготовки личности к новым технологическим аспектам жизни общества, формирование готовности к реализации собственной индивидуальности на качественно новом уровне определяемом вызовами XXI века.Актуальность Цель исследования: Теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность повышения качества технологического образования на основе применения рабочей тетради на уроках технологии. Объект исследования: Качество образования.Предмет исследования: Методика повышения качества технологического образования на основе рабочей тетради. Процесс повышения качества технологического образования более эффективно если:будет уточнено понятие «качество технологического образования» и выявлены основные пути и средства его повышения; разработана рабочая тетрадь по технологии для учащихся 5 класса по разделу «Художественные ремесла»;будет определена эффективность применения рабочей тетради по технологии в 5 классе как средства повышения качества технологического образования;Гипотеза исследования Выполнить теоретический анализ литературы по теме, уточнить понятие «качество образования» и выявить современные подходы к повышению его эффективности;Провести анализ передового опыта и выявить основные пути и средства повышения качества технологического образования;Разработать рабочую тетрадь по технологии для учащихся 5 класса по разделу «Художественные ремесла»;Провести педагогическое исследование и определить эффективность разработанной «Рабочей тетради по технологии для учащихся 5 класса».Задачи исследования теоретические: теоретический анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме; эмпирические: тестирование; беседа; наблюдение и анализ, педагогический эксперимент.Методы исследования «Качество образования – комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы». Качество образованияФедеральный закон «Об Образовании в Российской Федерации », принятый Государственной Думой РФ 21 декабря 2012года, статья 2 п.29 Компоненты качества образованияКачество образованияКачество потенциала образованияКачество процесса образованияКачество результатаобразования Первый уровень познания — это освоение того или иного предмета на уровне общего понимания основных его положений. Второй уровень познания — это глубокое освоение предмета, способность трансформации знаний на различные области познания и практической деятельности. Третий уровень подготовки отражает формирование устойчивого сознания, которое отражает способности созидательной деятельности, опирающейся на освоенные знания в их комплексе и глубине и применение этих способностей в профессиональной деятельности.Для понимания качества образования очень важно учитывать существования трех уровней познания Основные факторы качества образования Анализируя опыт работы учителей технологии Щекинского района можно сказать, что факторами повышения качества технологического образования являются современные методы и средства обучения, а также использование разнообразных технологий:Интегрированный урокИсследовательская деятельность школьниковМетод проектовИнформационно-коммуникационных технологий.Электронные учебники, электронные энциклопедии, справочникиПрименение рабочих тетрадейПовышение квалификации учителей Основные достоинства рабочей тетрадисистемный подбор постепенно усложняющихся заданий; экономия времени учащихся и учителя за счет выполнения работы непосредственно на страницах тетради;возможность решения большего числа заданий за счет имеющихся заготовок условий ; возможность исправлять ошибки в момент их свершения; при работе с тетрадью можно вести объяснения одновременно для всей группы учащихся; проверка усвоения материала, контроль мыслительной деятельности учащихся, проверка полученных знаний;уроки проходят более разнообразно, повышается интерес к предмету и познавательная самостоятельность у школьников. Уровень 2Применение знаний и умений в сходной ситуацииУровень 1Воспроизведениезнаний и уменийУровень 1Воспроизведение знанийУровень 3Применение знанийв нестандартных ситуацияхУровень 2Применение знаний в сходной ситуацииЧасть СЗнания для самоконтроляЧасть ВДифференцированные задания на применение знанийЧасть АОпределения, понятия, схемы, классификацииСтруктура рабочей тетрадиСправочная страницаУровень 3Применение знаний и умений в нестандартных условиях Предлагаемая тетрадь по структуре и содержанию составлена на основе примерной программы основного общего образования, представляемой в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования второго поколения и следует за учебником «Технология» авторов Н.В. Синица, В.Д. Симоненко. МОУ-СОШ № 1 г. Щекино. Всего исследованием было охвачено 23 человека. Для проведения эксперимента было определено 2 класса: 5А – контрольный класс, 5Б – экспериментальный класс. Контрольный класс состоит из 9 девочек. В экспериментальном классе 14 девочек.Экспериментальная база Мы предложили учащимся выполнить тест, состоящий из 15 вопросов, за который они могли бы получить 20 баллов. Оценивание производилось по следующей шкале: 20 баллов – «5»; 17 баллов –«4»; 12 баллов – «3». В результате выяснилось, что в 5 «А» примерно у 27% учащихся высокий уровень знаний, по сравнению с 5 «Б» классом, где уровень знаний находился на том же уровне у 14% учеников. Средний уровень знаний в 5 «А» был ниже, чем в 5 «Б» (50% и 61% соответственно) и примерно одинаковое количество учащихся в 5 классах имеют низкий уровень знаний, 5 «А» - 23%, 5 «Б» - 25%.Констатирующий этап Уровень знаний5 «А»5 «Б»Низкий23%25%Средний50%61%Высокий27%14%Диагностика качества знаний учащихся 5-х классов по технологии по разделу «Художественные ремесла». Диагностика качества знаний учащихся 5-ых классов по технологии по разделу «Художественные ремесла»Результаты тестирования на констатирующем этапе Экспериментальной основой формирующего этапа явилось применение рабочей тетради на уроках технологии в 5Б классеФормирующий этап Контрольный этап По окончании эксперимента был проведен контрольный срез. Обобщение данных контрольного среза показало, что процесс повышения качества знаний протекает интенсивнее при использовании рабочей тетради по технологии. Уровень знаний5 «Б»5 «А»Низкий14%18%Средний32%54%Высокий54%28% Диагностика качества знаний учащихся 5-ых классов по курсу Технология по разделу «Художественные ремесла». Рис. Диагностика качества знаний учащихся 5-ых классов по курсу Технология по разделу «Художественные ремесла».Результаты тестирования на контрольном этапе УровеньзнанийДо начала экспериментаНа конец экспериментаНизкий23%14%Средний50%32%Высокий27%54%Сравнительная таблица результатов использованиярабочей тетради по технологии по разделу «Художественные ремесла»(на примере 5 «Б» класса):Рис. Сравнительная диаграмма использованиярабочей тетради по технологии по разделу «Художественные ремесла»(на примере 5 «Б» класса)Сравнительные результаты тестирования в 5Б классе на начало и на конец эксперимента ПубликацииПо теме исследования были опубликованы следующие работы:А. В. Котова ИКТ в организации освоения содержания учебной программы по предмету «Технология»А.В. Котова Пути повышения качества технологического образования школьников А.В. Котова Опыт работы учителей технологии Щёкинского района Тульской области по повышению качества технологического образования Как показало педагогическое исследование по определению эффективности разработанной рабочей тетради по технологии для учащихся 5 класса (раздел « Художественные ремесла») качество знаний учащихся по технологии оказалось значительно выше, чем в контрольном классе, где занятия проводились по единой программе, но без использования тетради. На основании целенаправленного педагогического наблюдения можно также констатировать возрастание стремления учащихся к самостоятельной работе как в процессе учебных занятий, так и при выполнении домашних заданий. Как педагог- учитель технологии с 15 летним стажем могу также утверждать о повышении у школьниц экспериментального класса интереса к изучению технологии. Все вышесказанное позволяет, прежде всего сделать вывод о положительной роли и значении рабочей тетради в повышении качества знаний учащихся, а также положительной динамике развития у них мотивации к изучению технологии. Таким образом, поставленные в работе задачи решены, гипотеза подтверждена.Выводы Спасибо за внимание!